Княжеские виды благотворительности на Руси ( X-XIIIвв.)

Благотворительность, или филантропия (от греческого слова филантропос — человеколюбие), — идентичные по­нятия, означающие оказание помощи как отдельным ли­цам, так и организациям: сострадание, сердечное участие в жизни больных, немощных, нуждающихся; материаль­ное им иное поощрение общественно значимых форм дея­тельности (защита окружающей среды, охрана памятников культуры, развитие образования, здравоохранения, спорта).

Желание помочь ближнему возникает вместе со ста­новлением общества. Потребность объединить усилия лю­дей в борьбе с природой для получения пищи, при соору­жении жилища — эти и многие другие факторы человечес­кого общежития неизбежно порождали сочувствие друг к другу, взаимную поддержку. Поэтому вся история челове­чества неотделима от благотворительности. Однако ее со­держание, материальные и духовные факторы, возможно­сти и главные направления менялись и меняются в зависи­мости от конкретных условий.

В истории человечества благотворительность в той или иной форме присутствовала всегда.

Начиная с Х в. на Руси разрушаются родоплеменные отношения. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных форм поддержки и защиты.

Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством, ко­торые в своем развитии претерпевают как бы два этапа своего становления. Первый связан с распространением христианства в Ки­евской Руси, который условно обозначается с периода кре­щения Владимира I до II половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на ок­раинах восточнославянских земель. И второй период — со второй половины XII в. по XIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными форма­ми призрения.

Как отмечает Е. Максимов, простейшие виды благотво­рительности заключались первоначально почти исключи­тельно в кормлении нищих. Практически это означало накормить голодного, на­поить жаждущего, посетить заключенного в темнице, при­зреть хоть "единого из малых сих" и вообще так или иначе проявить свое милосердие и нищелюбие. Исходя из таких побуждений и выражаясь в жизни в таких формах, благотворительность была, по единогласному утверждению ис­следователей, не так вспомогательным средством обще­ственного благоустройства, как необходимым условием лич­ного нравственного здоровья: она больше нужна была са­мому нищелюбцу, чем нищему.

При таком воззрении на благотвори­тельность помощь бедным была делом отдельных лиц, про­никнутых идеями христианской нравственности, а не вклю­чалась в круг государственных обязанностей.

Со второй половины и до конца XII в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевает существенное изменение в функциях, мерах и средствах их осуществления. Это обуслов­лено тем, что, во-первых, наметилась тенденции роста монас­тырского и церковного призрения, во-вторых — князь стано­вился хозяином-вотчинником своего удела, в-третьих, адми­нистративное правление князя осложняют монголо-татарские набеги и данничество. Удельное княжение вырабатывает свою корпоративную культуру помощи и поддержки. Но все же име­ются и общие тенденции, связанные с княжеской помощью и поддержкой, — это дальнейший процесс проникновения хрис­тианства, строительство городов, защита мигрантов, охрана земель от набегов соседей.

Так, в 1238 г. князь Ярослав Всеволодович, прибыв во Владимир, осуществил ряд мер по организации восстановления горо­да.

Захоронение в братских могилах — скудельницах — это тоже функция и задача князя, и здесь наблюдается не только христианско-нравственный долг, традиция, обряд, но и меры против распространения различных моровых по­ветрий (непременные спутники всех массовых пандемичес­ких событий).

Однако в тот период, когда русские княжества жили под властью Золо­той Орды, выполнение этих требований практически было невозможно. Весь период характеризуется спадом княжес­кой охранной деятельности, и лишь отдельные князья на­ходили новую парадигму действий по защите и поддержке земель — вотчин, а, следовательно, и населения. К ним относятся князья Александр Ярославич, а позднее — Иван Калита, которые в качестве защиты и поддержки населе­ния выбирают не средства войны, а средства дипломатии. Во всем этом просматриваются особенности в функциях поддержки нуждающихся на данном этапе.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!