Классификация средств размещения туристов

28 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Средствами размещения туристов являются любые объекты (здания, помещения и т.д.), предоставляемые туристам как место для ночлега, ко­торые характеризуются следующими параметрами (свойствами):

- общее число мест объекта размещения;

- объект размещения имеет руководство и обслуживающий персонал;

- управление объектом размещения строится на коммерческой ос­нове (плата за предоставление услуг по проживанию и оказанные допол­нительные услуги).

В соответствии с рекомендациями ВТО все средства размещения ту­ристов можно классифицировать по двум категориям: коллективные и ин­дивидуальные.

В состав коллективных средств размещения включаются гостини­цы и аналогичные заведения, специализированные средства размещения и прочие коллективные средства размещения.

Из основных признаков гостиниц следует отметить прежде всего на­личие номеров для проживания. Гостиницы предоставляют проживающим набор обязательных услуг: уборку номера, ежедневную заправку посте­лей, уборку санитарного узла и мест общего пользования, а также обшир­ный перечень (номенклатуру) дополнительных услуг.

Группа заведений (средств размещения), аналогичных гостиницам, обладает номерным фондом, предоставляет перечень обязательных услуг, к которым можно отнести пансионы, меблированные комнаты, туристские общежития и т.п.

Специализированные заведения (с единым руководством). Они не имеют номеров. Исходной единицей для этого вида заведений может быть жилище, коллективная спальня, площадка. Кроме предоставления места для ночлега туристам заведение может осуществлять и другие виды дея­тельности. Примерами специализированных заведений служат оздоровитель­ные заведения (здравницы, курорты, санатории, лагеря), средства размеще­ния в общественных видах транспорта (поезда, суда), в конгресс-центрах.

Прочие коллективные средства размещения включают прежде всего жилища, предназначенные для отдыха, например, гостиницы квартирного типа, комплексы домов или бунгало. Эти помещения имеют единое уп­равление, сдаются за плату или в аренду любым лицам или организациям.

В состав прочих средств размещения входят объекты (с единым уп­равлением) на площадках для кемпингов, в бухтах для малых судов. Кли­енту предоставляется ночлег и ряд услуг, таких, как информационные, торговые, досуговые. Туристские общежития, дома отдыха для престаре­лых и аналогичные объекты социальной значимости тоже следует считать коллективными средствами размещения.

Индивидуальные средства размещения предоставляются за плату, в аренду, бесплатно. Сюда включаются жилища (квартиры, коттеджи, особ­няки), которые арендуются поочередно членами домохозяйства (таймше-ринг).

Турист может также разместиться в семейном доме на правах арен­ды, он может получить в аренду у частного лица или агентства полностью оборудованное жилище (дом, квартиру, коттедж) либо бесплатно остано­виться у родственников или знакомых.

По уровню, ассортименту и стоимости услуг гостиничные предприя­тия делятся на несколько типов:

- дешевые отели, или отели с ограниченным сервисом, предлагают минимум услуг, хотя некоторые предприятия предоставляют достаточно широкий набор услуг, но средний уровень обслуживания;

- отели «люкс» обладают фешенебельным декором и эксклюзивной мебелью, хорошо оборудованными салонами и общественными помещения­ми. В гостиничных предприятиях данного уровня высок процент персонала по отношению к числу номеров (иногда он достигает соотношения 1 :1).

Гостиничный бизнес характеризуется тем, что гостиничные предпри­ятия все больше делают ставку на определенный сегмент рынка, поэтому представляется целесообразным выделить несколько основных типов оте­лей, характерных для современной гостиничной базы.

Отель-«люкс» насчитывает в среднем от 100 до 400 номеров (есть и малые отели такого класса), расположен, как правило, в центре города, характеризуется высоким уровнем обслуживания хорошо обученного персо­нала, высокой ценой за проживание, имеет дорогую отделку помещений, рас­считанную на знатоков, и предоставляет очень комфортные условия для проживания гостей, в основном руководителей крупных предприятий, профессионалов высокого уровня, участников конференций и т.п.

Гостиница высокого класса может включать от 400 до 2000 номеров, расположена в пределах города, предлагает широкий набор услуг, предо­ставляемый обученным персоналом по ценам выше среднего, и ориенти­рована большей частью на прием бизнесменов, индивидуальных турис­тов, участников конференций и т.д.

Гостиницы среднего уровня могут быть разного размера и месторас­положения и стремятся максимально использовать современную техноло­гию, снижая эксплуатационные расходы, следовательно, и цены, придер­живаясь среднего уровня цен по региону.

Апарт-отель имеет от 100 до 40Q номеров (квартирного типа с кух­ней) с условиями, аналогичными условиям меблированных комнат с ва­риантом самообслуживания, и ориентирован в основном на бизнесменов и семейных туристов, останавливающихся на длительный срок.

Гостиница экономического класса может насчитывать от 10 до 150 номеров, расположена, как правило, вблизи города, имеет небольшой штат персонала, предлагает невысокие цены при современных, хорошо оборудованных номерах, но без услуг питания. Потребителями являются обычно деловые люди и индивидуальные туристы, не нуждающиеся в пол­ном пансионе и стремящиеся к фактической оплате потребляемых услуг.

Мотель, или гостиница для туристов, путешествующих на автомоби­ле, имеет от 150 до 400 номеров, расположена в пригороде, на автодоро­гах при въезде в город, предлагает средний уровень обслуживания по сред­ней цене при небольшом штате персонала и с предоставлением услуг питания, как правило, в кафетерии или в столовой.

Курортная гостиница обычно имеет 100-500 номеров, расположе­на обычно на берегу моря, озера, океана, вблизи гор, предлагает полный набор услуг, больший, чем в городской гостинице, по ценам выше сред­них. Имеет большое количество спортивных сооружений, дорогие рестораны, банкетные залы, помещения для встреч и ориентирована на разные категории туристов.

Гостиница типа кондоминиума. Ее вместимость - от 50 до 500 но­меров, могут быть и отдельные строения на 4-5 номеров. Номера типа квартир и спортивные сооружения аналогичны курортным гостиницам. Квартиры в этих гостиницах предназначены для обслуживания клиентов, находящихся в отпусках и на каникулах. Различают два вида собственно­сти на такие гостиницы. Некоторые квартиры проданы напрямую, их вла­дельцы имеют право на круглогодичное проживание. Другой способ, все чаще встречающийся на практике, заключается в том, что квартиры продаются раз­дельно во времени (таймшер), когда один собственник имеет право занимать квартиру в течение определенного ограниченного времени, а другие имеют право занимать квартиру на оставшиеся периоды времени. Цена таймшера обычно зависит от сезона пребывания: менее привлекательные периоды (вре­мя года) стоят существенно меньше, чем пиковые периоды привлекатель­ных сезонов. Концепция таймшера заключается в переходе от покупки недвижимости к покупке долгосрочного права на отдых.

Необходимо помнить, что люди, путешествующие с личными или деловыми целями, имеют неодинаковые потребности, требования к гос­тиницам у групповых и индивидуальных туристов различаются.

При классификации гостиниц в разных странах используются различ­ные системы, которых существует на сегодняшний день более 30. Введе­нию единой мировой классификации гостиниц препятствует ряд факторов, связанных с культурно-историческим развитием государств, осуществля­ющих туристскую деятельность, их национальными особенностями, раз­личиями в критериях оценки качества обслуживания и др. Самыми рас­пространенными классификациями, например, являются:

-система «звезд», применяемая во Франции, Австрии, Венгрии, Егип­те, Китае, России и ряде стран, участвующих в международном турист­ском обмене;

- система букв, используемая в Греции;

- система «корон», или «ключей», которая характерна для Велико­британии;

- система разрядов.

Мировой опыт разработки систем классификации мест размещения вообще и гостиниц (отелей) в частности показывает, что загнать все мно­гообразие типов гостиниц, их обустройства и сервиса в рамки приня­тых официальных пяти категорий невозможно. Действительно, как пока­зали подсчеты, число параметров, характеризующих качество Средств размещения, составляет несколько сотен.

Рассмотрим особенности данных классификаций.

Наиболее часто встречающейся классификацией гостиниц является французская национальная классификация, в соответствии с которой все гостиницы в зависимости от комфортабельности делятся на категории, условно обозначаемые «звездами».

Австрия - один из признанных мировых лидеров по приему турис­тов, только в горной ее части насчитывается более 20 тыс. отелей. Отели Австрии оцениваются по пятизвездочной системе, но в сельской местно­сти нередко встречаются так называемые внекатегорийные гостиницы - небольшие одно-, двух-, трехэтажные дома, зачастую обслуживаемые фер­мерской семьей. Австрийские отели трех-, пятизвездочной категории на первый взгляд мало отличаются одна от другой. Большая часть гостиниц этой категории располагает бассейном, сауной, ресторанами, барами, кафе и соляриями. Сходство между гостиницами-это распространенный в Ав­стрии романтический стиль: подразумевается присутствие старинных пред­метов быта, которые прекрасно совмещаются с современной техникой. Иногда оборудование в трехзвездочной гостинице может оказаться лучше (благодаря, например, бассейну), чем в четырехзвездочной. В целом оте­ли двух высших категорий (четыре-пять звезд) оправдывают свою «звездность» благодаря более просторным номерам и большому набору предо­ставляемых услуг.

Пятизвездочные отели Австрии отличаются от четырехзвездочных дополнительными «мелочами» и более высоким качеством обслуживания.

В Словении категория от одной до пяти звезд присваивается гости­ничному предприятию при условии наличия обязательного минимума ус­луг и материально-технического обеспечения. Перечень оборудования и ус­луг, которые должны предоставляться гостям, дан отдельно для каждого типа объекта: 1) гостиница; 2) мотель; 3) пансионы; 4) общежития гости­ничного типа; 5) апартаменты; 6) крестьянские усадьбы; 7) квартиры и ча­стные дома; 8) дома с причалом на морском побережье.

Процедура категоризации проводится каждые три года на основании документа министра экономики Республики Словении «О порядке и прави­лах категоризации объектов размещения», утвержденного в 1997 г. Согласно этим правилам для каждого типа объектов составляются два перечня: обяза­тельные (минимальные) и дополнительные услуги и оборудование. Знак качества присваивается объектам размещения от трех до пяти звезд и ха­рактеризует их как стандартные, комфортные и объекты повышенной ком­фортности. Присвоенный знак качества действителен в течение двух лет, а знак категории «звезды» дается на три года.

При классификации гостиниц в Египте также используются «звезды», однако надо учитывать, что по сравнению с европейской системой оценка завышена на 1 звезду.

В Китае применяется распространенная пятизвездочная система, хотя помимо нее существует и своя специфическая шкала, в соответствии с ко­торой к наиболее примитивным базам приема относятся, «гостевые дво­ры»: эти постоялые дворы, или хостеды, сравнимы со студенческими общежитиями. Более комфортабельными считаются «дома для гостей». По су­ществу, это гостиницы двух-, трехзвездочного уровня. К наиболее пре­стижным средствам размещения, отвечающим требованиям, предъявля­емым к отелям трех-, четырехзвездочной категории, можно отнести турист­ские гостиницы, а к отелям четырех-, пятизвездочной категории-«винные дома». При этом китайские стандарты ничуть не уступают европейским.

В Греции пользуется популярностью «буквенная» система классифи­кации, хотя на фасадах греческих отелей можно увидеть привычные «звез­ды». Все греческие гостиницы делят на четыре категории: А, В, С, D.

Гостиницы категории А соответствуют четырехзвездочному уровню, В - трехзвездочному, С - двухзвездочному, D - однозвездочному. Го­стиницам высшего класса нередко присуждается категория «люкс». Но несмотря на такую классификацию, средства размещения Греции, облада­ющие одинаковой категорией, значительно различаются.

Оригинальную систему применяют англичане. Классификационная схема цепи гостиниц «AA-Hotel» многопрофильной организации АА («AutomobileAssociationDevelopmentLimited») предусматривает группи­ровку отелей по пяти категориям (от 1 до 5 звезд), классификацию ресто­ранов - от 1 до 5 «розеток», классификацию придорожных гостиниц, фермерских домиков - от 1 до 5 Q (от quality - качество).

Справедливо полагая, что количество «звезд» отеля не имеет прямой связи с качеством обслуживания, а скорее указывает на различный тип отелей и степень их обеспеченности услугами и удобствами, для каждой категории отелей вводят показатель качества в процентах от некоего эталона, причем этот показатель может колебаться от 50 (минимум, ниже которого отель переходит в более низкую категорию) до 80% (максимум, выше кото­рого отелю присваивается знак высшего отличия «красные звезды»).

При такой «процентовке» во внимание принимается уровень сервиса и гостеприимства, уровень профессионализма, вежливость и предупреди­тельность персонала, опрятность, качество номерного фонда и обществен­ных зон, качество питания, общее впечатление от отеля. Следует отме­тить, что при этом очень важным показателем является качество питания. Например, чтобы получить «высокие звезды», отель должен не только соответствовать требованиям своей категории, но и иметь не менее двух «розеток» за ресторан. Результаты классификации публикуются в ежегод­ных сборниках. При такой организации классификационной работы в Анг­лии потребителю легко выбрать необходимый ему отель.

В США в отличие от других стран нет официально утвержденной правительством классификации гостиниц. По комфортабельности они обычно делятся на пять категорий. Отели в США также можно классифи­цировать по местоположению, ценам и типам услуг, которые они предла­гают. В зависимости от местоположения отели могут называться централь­ными (расположены в центре города), курортными (в курортной местности), казино (в центрах игорного бизнеса), аэровокзальными (в рай­оне аэропорта), автострадными (на автостраде). Есть и другие критерии классификации, например условия пользования: таймшер, кондоминиум, для длительного проживания, для проведения конференций и т.д. В США высший статус отелям присуждается двумя организациями: ААА («AmericanAutomobileAssociation»), которая называет его «пять бриллиантов», и «MobileTravelGuide» - 5 звезд. Из более чем 21 тыс. отелей высшей категории пятизвездочного статуса удостоено только 35 (менее 2%).

Гостиничная база Италии представлена 40 тыс. гостиниц, разбросан­ных по всей стране. Классификация итальянских гостиниц достаточно за­путанна, хотя туристы нередко могут увидеть привычные «звезды» над входом в отели. Официальной «звездной» шкалы в стране нет. Согласно принятым в Италии нормам отели дифференцируются по трем категори­ям. Можно предположить, что первая категория условно соответствует уровню 4 звезды, вторая - 3 звезды, третья - 2 звезды. К наиболее замет­ным отличительным особенностям итальянских гостиниц следует отнести их небольшие размеры (50>-80 номеров). Как правило, маленькие гостиницы редко претендуют на высокую категорию и соответствуют двухзвездочному уровню, хотя на альпийских курортах встречаются небольшие отели, осна­щенность и уровень обслуживания которых отвечают самым высоким тре­бованиям. Гостиницы 4 звезды отличаются от трехзвездочных большей комфортностью. Некоторые недостатки итальянских гостиниц вполне ком­пенсируются определенными достоинствами, к которым можно отнести на­личие большого количества хорошо оборудованных конференц-залов.

Израиль располагает высококлассным курортно-гостиничным ком­плексом на берегах Средиземного и Красного морей. Количество отелей постоянно увеличивается, а «звездная» классификация, существовавшая там еще семь-восемь лет назад, аннулирована. На ее месте возникла диф­ференциация гостиниц по трем категориям. Тем не менее сотрудники тур­фирм для удобства клиентов продолжают оценивать отели Израиля по «звездной» шкале. В трехзвездочных гостиницах Израиля, несмотря на их известную скромность, клиенты имеют возможность получить минималь­но необходимый для полноценного отдыха набор услуг. Четырехзвездоч­ные отели отличаются от трехзвездочных не только большим комфортом, но и лучшим местоположением и более высоким уровнем обслуживания. Отели высшей категории отличаются особым шармом и аристократизмом и отвечают всем необходимым требованиям.

В Испании существует градация средств размещения по категориям:

- гостиницы (hoteles) пяти категорий от 1 до 5 звезд;

- дома гостиничного типа, бунгало и т.д. (hoteles-apartamentes) че­тырех категорий от 1 до 5 звезд;

- постоялые дворы (hostales) трех категорий от 1 до 3 звезд;

- пансионы (pensiones) трех категорий.

Кроме того, существуют государственные предприятия приема тури­стов (paradores), находящиеся в подчинении Государственного министер­ства по туризму. Они расположены большей частью в самых живописных районах страны, где почти нет других возможностей для размещения при­езжих. К таким предприятиям относятся старые крепости, замки и двор­цы, которые оборудованы как отели «люкс».

Таким образом, для каждой страны характерна своя классификация гостиниц, и даже гостиницы, относящиеся к одной категории, но располо­женные в разных государствах, имеют существенные различия.

В Российской Федерации основой для разработки требований на со­ответствие категории может служить Положение о государственной си­стеме классификации гостиниц и других средств размещения, утвержден­ное приказом Минэкономразвития России от 21 июня 2003 г. № 197. Гостиницы классифицируются по пяти категориям, мотели - по четы­рем: 5 звезд соответствуют высшей категории, 1 звезда-низшей, в моте­лях - 4 звезды - высшая категория, 1 звезда - низшая.

В документе ВТО «Межрегиональная гармонизация критериев гос­тиничной классификации на основе классификационных стандартов, одоб­ренных региональными комиссиями» (Мадрид, ноябрь 1989 г.) наряду с го­стиничными категориями (от 1 до 5 звезд) за счет увеличения числа проверяемых параметров и более четкой их градации существует подраз­деление на классы: Т (Tourist), ST (SuperTourist), F (First), SF (SuperFirst), T (DeLuxe) (данные взяты из каталога «UniversTravelService» (UTS) № 5 за 1999 г.). Отметим, что при этом требования к классам, естественно, за­висят от категорий, и для разных категорий отелей требования к одному и тому же классу неодинаковы. При такой структуре классификационных требований существует довольно четкая корреляционная зависимость меж­ду категорией и классом гостиницы: DeLuxe - пять звезд, SuperFirst - четыре звезды и т.д.

После небольшого обзора классификации средств размещения раз­ных стран обратимся к гармонизации критериев гостиничной классифи­кации на основе классификационных стандартов ВТО.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!