Классификация спроса в статистике туризма

29 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Категории «туристский спрос» и «туристское предложение» имеют базовое значение для понимания как отдельных проблем туризма в каче­стве социально-экономической системы, так и механизма его функциони­рования в целом.

Статистика туризма на этапе группировки смыкается с туристским маркетингом. Сердцевиной маркетинговой деятельности являются сегмен­тирование рынка и выбор целевого сегмента. На них базируются страте­гия и тактика маркетинга. Сегментирование осуществляется на тех же прин­ципах, что и группировка единиц статистической совокупности. Существует несколько-признаков сегментирования туристского рынка, в частности:

- по географическому признаку;

- по геодемографическому признаку;

- по демографическому признаку;

- по социально-экономическому признаку;

- по психографическому признаку;

- по поведенческому признаку;

- многомерное сегментирование.

В туризме под спросом подразумевается выражение желания и одно­временно способности покупателей приобретать туристские услуги (това­ры). Теория спроса опирается на экономическую модель поведения по­требителя, объясняющую то, каким образом люди делают выбор в пользу тех или иных товаров или услуг и какие факторы влияют на их выбор.

Для сопоставимости туристской статистики в международном мас­штабе ВТО разработала и рекомендовала ряд классификационных при­знаков, касающихся туристского спроса. Среди них особо выделяются три главных критерия, которые позволяют объединить туристов и экскурсан­тов в категорию «посетители» и одновременно отличить от других путе­шествующих лиц: перемещение за пределы обычной среды, продолжи­тельность пребывания в месте назначения или поездки и цель (мотив) поездки.

Перемещение за пределы обычной среды-первый критерий клас­сификации путешественников. В рекомендациях по статистике туризма ВТО параметры обычной среды характеризуются двумя показателями: частотой посещения объекта и его удаленностью. Элементами обычной среды определенного лица являются места, которые оно посещает регулярно, даже если они находятся на значительном расстоянии от места жительства. Другие элементы обычной среды - объекты, находящиеся в непосредственной близости от места жительства определенного лица вне зависимости от частоты их посещения. Для статистики дискуссионными остаются определение самого понятия, а также пороговые значения час­тоты посещения объекта и расстояния, которое необходимо покрыть, что­бы считаться посетителем, поскольку эти показатели существенно разли­чаются по странам и требуют специальных поправок в каждом конкретном случае.

Продолжительность пребывания в месте назначения или поезд­ки. Это второй критерий выделения статистической совокупности посе­тителей. Он был введен в развитие концепции обычной среды и позволяет отличить туристов и экскурсантов от резидентов. На базе этого критерия измеряются показатели любого вида туризма, он используется также для проведения различия между туристами и однодневными посетителями, а кроме того, благодаря данному критерию устанавливается максималь­ный предел, после которого посещение уже не считается туризмом.

Продолжительность пребывания служит косвенным показателем при оценке туристских расходов и экономической выгодности тех или иных видов туризма. Продолжительность пребывания или поездки измеряется:

- количеством часов - в отношении однодневных посетителей;

- количеством ночевок - в отношении туристов.

Продолжительность пребывания является мерой, которая использу­ется в статистике принимающей стороны, а продолжительность поездки - мерой в статистике направляющей стороны. Первый показатель ограни­чивается 12 месяцами, после чего посетитель переходит в категорию по­стоянных жителей и не учитывается в статистике туризма. В случае воз­вращения на прежнее место жительства с краткосрочным визитом, например, чтобы навестить родных и близких, данное лицо регистрирует­ся как посетитель данной территории. В некоторых странах, например, в Испании и Италии, эмигранты, приезжающие на родину, составляют большую часть въездного туристского потока.

Цель (мотив) поездки. Это третий признак группировки посетите­лей как единицы статистического наблюдения в туризме. В отличие от других путешественников посетителями движут туристские мотивы. Ре­комендуется учитывать данные о главной цели, которая определяется как цель, при отсутствии которой данная поездка не состоялась бы. В то же время большое значение имеют дополнительные цели. Поэтому их учет необходим для того, чтобы выявить спрос на дополнительные услуги.

Классификация целей посещения или поездки во въездном или выезд­ном туризме включает следующие понятия:

- «досуг, рекреация, отдых»;

- «посещение знакомых и родственников»;

- «деловые и профессиональные поездки»;

- «лечение»;

- «религия/паломничество»;

- «прочие цели».

Эта классификация позволяет вести учет количественных показате­лей международного туризма в зависимости от его качественных аспек­тов. Так, при учете общего числа прибывших и выехавших туристов в со­ответствии с принятой классификацией выделяются цели путешествия. В России, в частности, ведется статистика международного туризма по сле­дующим целям путешествия: туризм, деловые цели, частные поездки, тран­зит и персонал транспортных средств.

Сведения о целях поездок необходимы для определения поведенче­ских моделей потребления и расходов международных посетителей.

Кроме перечисленных существует еще несколько важных показате­лей учета международного туризма.

Средства транспорта (подробнее см. выше). Большое значение име­ет учет международного туризма в зависимости от используемых транс­портных средств. Он показывает предпочтительность тех или иных видов транспорта у путешественников, объемы загрузки национальных и ино­странных перевозчиков, что позволяет лучше планировать транспортные перевозки туристов. Этот учет включает подсчет количества перевезен­ных международных туристов на различных направлениях и видах транс­порта. При этом используется следующая классификация транспортных средств:

- воздушный транспорт, в том числе регулярные рейсы, чартерные рейсы, прочие воздушные перевозки;

-водный транспорт, в том числе пассажирские линии и паромы, кру­изы, прочие водные перевозки;

- сухопутный транспорт, в том числе железнодорожный транспорт, междугородные и городские автобусы и прочий общественный автотран­спорт, частные автомашины (до 8 мест), прокат автомашин, прочий сухо­путный транспорт.

Средства размещения туристов (о них мы говорили ранее, теперь кратко охарактеризуем их). До сих пор не существует общепринятого оп­ределения этого термина. Однако его можно толковать как любой объект, который регулярно предоставляет туристам размещение для ночлега. Все средства размещения делятся на коллективные и индивидуальные.

Коллективными средствами размещения считаются производствен­ные единицы, которые предоставляют путешественникам размещение на ночь в отдельных комнатах или в каком-либо ином помещении. При этом число мест в нем должно превышать определенный минимум, используе­мый для отдельной семейной единицы, а все места находиться под еди­ным руководством коммерческого типа.

Индивидуальными средствами размещения считается все осталь­ное, что не соответствует требованиям коллективного средства размеще­ния. Индивидуальные средства размещения предоставляют в аренду (за плату или бесплатно) ограниченное число мест. Каждая такая единица независима, ее занимают туристы или хозяева, использующие это жили­ще в качестве второго дома.

Для классификации средств размещения в статистике применяются следующие стандарты.

Коллективные средства размещения:

- гостиницы и аналогичные средства размещения туристов;

- специализированные заведения, в том числе:

■ оздоровительные заведения,

■ лагеря труда и отдыха,

■ общественные средства транспорта,

■ конгресс-центры;

- прочие коллективные заведения, в том числе:

■ жилища, предназначенные для отдыха,

■ площадки для кемпинга,

■ прочие коллективные заведения. Индивидуальные средства размещения:

- собственные жилища;

- арендуемые комнаты в семейных домах;

- жилища, арендуемые у частных лиц или агентств;

- помещения, предоставляемые бесплатно родственниками или зна­комыми;

- прочие средства размещения на индивидуальной основе.

Для статистического учета спроса международных туристов на сред­ства размещения в соответствии с указанной выше классификацией могут использоваться такие показатели:

-количество гостиничных предприятий и аналогичных средств раз­мещения;

- количество мест (номеров) в гостиничных предприятиях и анало­гичных средствах размещения;

- количество ночевок, проданных международным туристам;

-средняя продолжительность проживания международных туристов в гостиничных предприятиях и других аналогичных средствах размеще­ния;

- среднегодовой коэффициент занятости гостиничных мест между­народными туристами.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!