Классификация предложения в международном туризме
Рассмотренная концепция статистики международного туризма основана на учете туристского спроса. Поэтому она не может абсолютно адекватно отразить весь масштаб и диапазон экономической деятельности, связанной с туризмом. Следует учесть, что значительная часть туристского потребления происходит за пределами туристской индустрии в общественном и частном секторах, к которым относятся городской наземный транспорт, метро, магазины розничной торговли, предприятия бытового обслуживания и др. Следует указать и на такие важные отрасли, как строительная индустрия, машиностроение, пищевая промышленность, сельское хозяйство, значительная часть производственных мощностей которых работает на туристскую индустрию. Поэтому при надлежащем учете показателей туризма в статистике туристского предложения можно более объективно оценить его экономическое значение.
В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла в качестве временной классификации разработанную ВТО Стандартную международную классификацию видов деятельности в туризме (СИКТА). Ее целями являются:
- содействие формированию комплексной статистической картины туризма;
- переориентация отчетности в национальных счетах на учет по видам экономической деятельности, связанным с туризмом;
- обеспечение повышения сопоставимости национальных и международных статистических данных по туризму;
- обеспечение специалистов в области туризма более точными данными о туристском продукте, услугах, рынках и состоянии туристской отрасли;
- обеспечение статистической увязки данных о предложении в туризме (предоставленные услуги/доходы/издержки) и спросе (расходы/потребности/предпочтения);
- обеспечение более четкой оценки состояния платежного баланса и вклада туризма в международную торговлю.
Внедрение СИКТА в странах, принявших эту классификацию, потребует определенного времени, значительных трудовых усилий и материальных затрат. Поэтому ее реализация будет происходить поэтапно с учетом национальных интересов и возможностей.