Классификация государственных (муниципальных) долгов

26 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В финансово-правовой литературе выделяют различные основания для классификации государственных (муниципальных) долгов. Рассмотрим основные из них.

В зависимости от эмитента выделяют:

  • государственный долг Российской Федерации;
  • государственный долг субъекта Российской Федерации (субфедеральный долг);
  • муниципальный долг.

Отметим, что Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если последние не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

В зависимости от валюты долговых обязательств выделяют:

  • внешний долг;
  • внутренний долг.

На 1 января 2010 г. внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) составлял 37,6 млрд. долл.

Принятый законодателем валютный критерий неоднократно подвергался критике в научных кругах. Критерий резидента представляется более подходящим, так как отражает суть внешнего долга как обязательства перед нерезидентом государства-должника. Кроме того, с точки зрения экономической безопасности государства важен именно размер долговых обязательств перед нерезидентами Российской Федерации. Хотя преимуществом валютного критерия является то, что с расчетной точки зрения он более удобен для деления внутреннего и внешнего долга и определения их текущего размера.

В зависимости от срока наступления выплат по долговым обязательствам различают государственный долг:

  • капитальный;
  • текущий.

Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных, но непогашенных обязательств с учетом невыплаченных процентов.

Под текущим долгом понимается задолженность (основной долг, начисленные проценты и штрафные санкции), срок оплаты которой уже наступил.

По форме выплат в зависимости от обязанности государства предоставить по истечении срока обращения долговых обязательств денежные средства или определенное имущество принято выделять:

  • денежные;
  • товарные долговые обязательства.

По определению размера выплат следует различать долговые обязательства:

  • процентные;
  • дисконтные;
  • выигрышные.

В процентных обязательствах доход их держателя определяется как процент, начисленный на сумму номинальной стоимости государственной ценной бумаги или на иную фиксированную сумму.

Дисконтная- ценная бумага предполагает доход в виде разницы между ценой размещения и погашения ценной бумаги.

И наконец, доход по выигрышной ценной бумаге предполагает получение определенных преференций по отношению к остальным держателям невыигравших ценных бумаг (более высокую ставку процента, более высокий размер погашения).

По срокам обращения государственные долговые обязательства могут быть:

  • краткосрочными (до одного года);
  • среднесрочными (свыше одного года до пяти лет);
  • долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Обратим внимание, что российское законодательство устанавливает предельный срок государственных заимствований — 30 лет, а муниципальных — 10 лет.

По кругу держателей государственных долговых обязательств можно выделить:

  • физических;
  • юридических лиц — резидентов Российской Федерации и физических;
  • юридических лиц — нерезидентов Российской Федерации. Ограничения по кругу держателей ценных бумаг устанавливаются эмитентом в решении об отдельном выпуске ценных бумаг органов власти.

Государственные (муниципальные) гарантии являются специфическим видом государственного (муниципального) долга. В отличие от иных видов долговых обязательств посредством предоставления гарантий государство (муниципальное образование) не привлекает в бюджеты различных уровней денежные средства и, соответственно, не возлагает на себя обязанность возвратить полученные средства, а лишь дает гарантию исполнить в определенных случаях обязательство третьего лица при неисполнении или ненадлежащем исполнении его последним или возместить ущерб, образовавшийся при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

Иными словами, при государственных и муниципальных гарантиях исполнение гарантированных обязательств имеет лишь вероятностный характер, в отличие от отношений, где государство или муниципальное образование выступает заемщиком и, безусловно, должно исполнить долговое обязательство.

Государственная (муниципальная) гарантия — вид долгового обязательства, оформленного в письменной форме, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

Государственная (муниципальная) гарантия выдается в письменной форме.

Государственная (муниципальная) гарантия является отзывной, только если основания для ее отзыва прямо указаны в тексте государственной (муниципальной) гарантии.

Государственная (муниципальная) гарантия должна содержать ряд обязательных реквизитов:

  • наименование гаранта и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;
  • обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;
  • объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;
  • определение гарантийного случая;
  • наименование принципала;
  • безотзывность гарантии или условия ее отзыва;
  • основания для выдачи гарантии;
  • вступление в силу (дата выдачи) гарантии;
  • срок действия гарантии;
  • порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии, в том числе вид ответственности гаранта (субсидиарная или солидарная);
  • порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;
  • наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);
  • иные сведения, которые могут быть определены законодательными актами или правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

Государственная (муниципальная) гарантия также может быть выдана не бенефициару, а принципалу на основании договора о предоставлении гарантии, в случае если невозможно установить бенефициара в момент предоставления гарантии или бенефициаром является неопределенный круг лиц.

В случае если договором о предоставлении гарантии и гарантией установлен срок принятия бенефициаром (бенефициарами) гарантии и со стороны бенефициара (бенефициаров) в установленный срок не были предприняты действия, необходимые для принятия гарантии, гарантия считается непредоставленной и подлежит возврату гаранту.

Государственная (муниципальная) гарантия как долговое обязательство прекращает свое действие в следующих случаях:

  • уплаты гарантом бенефициару суммы, определенной гарантией;
  • истечения определенного в гарантии срока, на который она выдана;
  • исполнения в полном объеме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;
  • вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту или письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств;
  • если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло;
  • в иных случаях, установленных гарантией.

С момента прекращения действия гарантии бенефициар лишается каких-либо прав по гарантии независимо от того, возвращена ли гарантия гаранту или нет.

Предоставление государственных и муниципальных гарантий производится на основании обязательной предварительной проверки финансового состояния получателя гарантии, и преимущественно на конкурсной основе. Опыт 90-х гг. XX в. показал, что отсутствие предварительного финансово-экономического анализа инвестиционных проектов стало причиной увеличения государственных расходов на выполнение гарантийных обязательств.

Исполнение гарантийных обязательств, предусматривающих возникновение права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловленных уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета как предоставление бюджетного кредита. В противном случае исполнение гарантийных обязательств подлежит отражению в составе расходов соответствующего бюджета.

Предоставление государственных (муниципальных) гарантий осуществляется уполномоченным государственным (муниципальным) органом власти на основании:

  • федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии при условии проведения анализа финансового состояния принципала;
  • предоставления принципалом обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу, отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед гарантом по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по гарантиям, ранее предоставленным Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Минфин России либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям.

Предоставление и исполнение государственной (муниципальной) гарантии подлежат отражению в государственной (муниципальной) долговой книге.

В отношении государственных гарантий Российской Федерации решение об их предоставлении принимается в форме акта Правительства РФ в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период. В акте Правительства РФ о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации указываются лицо, в обеспечение исполнения обязательств которого предоставляется гарантия, предел гарантийных обязательств, а также основные условия гарантии.

В свою очередь, Минфин России в соответствии с актом Правительства РФ от имени Российской Федерации заключает договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по регрессным обязательствам, о переуступке гаранту прав требования бенефициара к принципалу, иные договоры (соглашения) в соответствии с актом Правительства РФ и выдает государственные гарантии Российской Федерации.

В заключение отметим, что потенциал предоставления государственных (муниципальных) гарантий огромен. С одной стороны, их выдача не увеличивает реальных государственных расходов (при надлежащем исполнении должником своих обязательств) в отличие от других форм государственного долга, а с другой — позволяет развивать наиболее перспективные отрасли народного хозяйства, нуждающиеся в дополнительном коммерческом финансировании.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!