Классификация философских ценностей по Ф. Кланхону, Памфрею, Маслоу

Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентации клиентов яв­ляется необходимым условием для философских концептов со­циальной работы.

Формируя свое поведение в обществе, человек идентифици­рует ценностные ориентации с основными жизненными пробле­мами. Согласно концепции Ф. Кланхон, повторяемость жизнен­ных проблем дает возможность их классификации:  человек, взаимодействуя с природой и окружающей сре­дой, либо доминирует над ней, либо сосуществует, либо ею по­рабощен; человек оценивает природу человека как добрую или злую, либо в сочетании добра и зла; человек предпочитает в большей степени будущее, чем про­шлое или настоящее; человек предпочитает виды деятельности, связанные с раз­витием и становлением; человек оценивает свои отношения с остальными людьми с позиций прямой, косвенной и индивидуальной взаимозависи­мости.

В различных культурах и обществах эти ценностные ориен­тации имеют свои различия и свою систему приоритетов.  Классификация Памфрея вводит различные уровни ценно­стей. К первому уровню он относит абстрактные ценности, такие, как демократия, справедливость, равенство, прогресс, сво­бода, мир, самореализация. Ко второму уровню относятся цен­ности функционирующей личности: «хорошее — плохое» об­щество,  «хорошая — плохая  семья» «престижная; непристижная» работа и т.п. Третий уровень составляют инструмен­тальные, или операциональные, ценности. С точки зрения обя­зательств, которые берет на себя человек в процессе функцио­нирования в сообществе, у него могут иметься аутентичные, адаптивные, аспирационные ценности.

Способность воспринимать, дифференцировать и осознавать факты и ценности была описана А.Маслоу как характеристика правильно функционирующего человека. Согласно его гумани­стической теории личности, человек имеет ряд метаценностей (метапотребностей), или бытийных ценностей. Несмотря на свой абстрактный характер, в реальной жизни они получают конкретное наполнение и приоритетность в зависимости от по­требностей в самоактуализации личности. Доминирующие цен­ности связаны не только с трудной жизненной ситуацией, но и с экзистенциальными приоритетами, витальными потребностя­ми, мотивами личностного роста. Согласно классификации А.Маслоу, бытийные ценности индивида, метаценности мож­но представить в понятийных пропозициях.

1) целостность, - единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаи­мосвязь, организация, структура, дихотомия транс­цендентного, порядок; 2) совершенство - необходимость, справедливость, точность, неиз­бежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствование; 3) завершение - окончание, финал, утверждение, исполнение, судь­ба, рок; 4) Закон - справедливость, незапятнанность, порядок, закон­ность, долженствование; 5) Активность - процесс, подвижность, спонтанность, саморегуля­ция, полное функционирование; 6) Богатство - диференциация, сложность; 7) Простота - Честность, открытость, сущность, абстракция, ос­новная структура; 8) Красота - правильность, форма, живость, простота, богатст­во, целостность, совершенство, завершенность, уни­кальность, благородство; 9) Доброта - правота, доброжелательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность; 10) Уникальность - Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна. 11) Ненапряженность - Легкость, отсутствие напряжений, усилий, сложно­стей, изящество, совершенство; 12) Игра - забава, удовольствие, развлечение, юмор, изоби­лие, легкость; 13) Истина, честь, ре­альность - Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность.

14) Самодеятель­ность - Автономия, независимость, отсутствие необходимо­сти в других для того, чтобы быть самим собой, са­моопределение, выход за пределы среды, отдель­ность, жизнь по своим собственным правилам; сложность

Таким образом, люди имеют не только ценности, но и их ие­рархию, на которую ориентируются в различных жизненных ситуациях, в зависимости от того, насколько общество санкцио­нирует их действия и поступки. Интериоризированные (став­шие внутренне присущими) ценности и нормы личности учиты­ваются в социальной работе. Они выступают в качестве соци­альной нормы, формируют принципы профессиональной ответ­ственности, ценностные концепты профессии.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!