Классификации научного знания

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Классификаций научных знаний существует множество. Научные знания классифицируются по разным основаниям:

– по группам предметных областей знания делятся на математические, естественные, гуманитарные и технические;

– по способу отражения сущности знания классифицируются на описательные (феноменталистские) и объяснительные (эссенциалистские);

– по функциональному назначению научные знания классифицируются на фундаментальные и прикладные и т.д.

Для данной работы наиболее существенной является классификация научного знания по отнесению к формам мышления – разделение знаний на эмпирические и теоретические.

Эмпирическое знаниеэто установленные факты науки и сформулированные на основе их обобщения эмпирические закономерности и законы. Эмпирическое знание, будучи совершенно необходимой ступенью познания, так как все наши знания возникают в конечном счете из опыта, все же недостаточно для познания глубоких внутренних закономерностей возникновения и развития познаваемого объекта.

Теоретическое знаниеэто сформулированные общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты. Теоретическое знание трансформирует результаты, полученные на стадии эмпирического познания, в более глубокие обобщения, вскрывая сущности явлений, закономерности возникновения, развития и изменения изучаемого объекта.

Зададим себе вопрос: как добываются и формируются эмпирические и теоретические знания? Здесь уместно вспомнить о различии понятий «познание» и «исследование». Вернитесь к началу рассуждений, на их основе легче будет воспринят дальнейший материал.

Итак, в науке выделяются эмпирический и теоретический уровни познания, каждый из которых обладает своими специфическими методами исследования (методам эмпирического и теоретического исследований будет посвящена отдельная глава работы). А пока нам важно, что эмпирическое познание поставляет науке факты, фиксируя при этом устойчивые связи, закономерности окружающего нас мира. Однако, хотя и говорят, что «факты – это воздух ученого», постижение реальности невозможно без построения теорий. Даже эмпирическое исследование действительности не может начаться без определенной теоретической установки. Без теории невозможно целостное восприятие действительности, в рамках которого многообразные факты укладывались бы в некую единую систему.

Еще раз подчеркнем, что эмпирическое и теоретическое познание, как общественно-исторический процесс, не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов, т.е. исследователей. Значит, мы можем теперь представить эмпирические и теоретические исследования, как познавательный субъективный процесс получения новых научных знаний каждым конкретным исследователем или их группой.

Оба вида исследований – эмпирические и теоретические – органически взаимосвязаны и обуславливают развитие друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирические исследования, выявляя новые факты науки, стимулируют развитие теоретических исследований, ставят перед ними новые задачи. С другой стороны, теоретические исследования, развивая и конкретизируя новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентируют и направляют эмпирические исследования. Диалектика взаимоотношения эмпирических и теоретических исследований такова, что рано или поздно на основе эмпирических знаний формируются теоретические.

Дополним наши рассуждения еще и такой сравнительной таблицей, в которой в несколько упрощенном варианте представлены оба вида исследований (Табл.1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика эмпирического

и теоретического исследований

 

Эмпирическое исследование Теоретическое исследование
1. Эмпирическое исследование осуществляется практическими работниками, занятыми профессиональной деятельностью 1. Теоретическое исследование проводится специально подготовленными к этому учеными.

 

2. Познавательная деятельность не носит систематического и целенаправленного характера 2. Научная деятельность носит систематический и целенаправленный характер
3. Методы исследования – наблюдение, описание, эксперимент 3. Специальные методы исследования - абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование и др.
4. Полученные знания фиксируются в виде утверждений, правил, рекомендаций и пр. 4. Полученные знания отражаются в виде научных концепций, законов и закономерностей, изобретений, открытий и др.

 

В заключение, хотелось бы привести высказывание И.П. Павлова, который вот как писал по этому поводу: «… во всякий момент требуется известное общее представление о предмете, для того, чтобы было на что цеплять факты, для того, чтобы было с чем двигаться вперед, для того, чтобы было что предполагать для будущих изысканий».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!