Классический позитивизм

25 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Основыклассического позитивизма были заложены французским мыслителем Огюстом Контом. Суть своих взглядов Конт выразил в трех законах: законе трех стадий человеческого мышления, законе подчинения воображения наблюдению и энциклопедическом законе.

В законе трех стадий утверждается, что человеческий разум в своей эволюции проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Для каждой из них характерны свои особенности. На теологической стадии развития, характерной для средневековья, люди убеждены в существовании абсолютных истин, «первых сущностей», познание которых требует обращения к Богу или другим сверхъестественным силам. В культуре этого периода доминирующее место занимает религия. На метафизической стадии своего развития разум отказывается от обращения к Богу, но продолжает верить в наличие абсолютного начала и первопричины, заменив Бога природой или материей. Такой тип мышления начинает господствовать в культуре Нового времени, когда наука начинает выходить на передовые рубежи в обществе. Характерными его проявлениями выступают французский материализм XVIII века и марксизм. На третьей, позитивной стадии выясняется невозможность достижения абсолютных знаний, поэтому «наш ум отныне отказывается от абсолютных исследований, уместных только в его младенческом состоянии, и сосредоточивает свои усилия в области действительного наблюдения, принимающей с этого момента все более широкие размеры и являющейся единственно возможным основанием доступных нам знаний», – пишет Конт[1].

Пониманию сути позитивной стадии мышления помогает закон подчинения воображения наблюдению. Согласно ему, «всякое предложение, которое недоступно точному превращению в простое изъяснение частного или общего факта, не может представлять никакого реального и понятного смысла», – поясняет Конт[2]. Этот закон является конкретизацией идей Канта о бессмысленности поиска объективных причин событий и определения их сущности: сознание лишь сравнивает и упорядочивает образы, а не сущности. Человек, не способный усвоить эту истину, остается на уровне теологической или метафизической стадии развития мышления.

В третьем – энциклопедическом законе – Конт дает свою классификацию наук, в которой философия выступает как наука, концентрирующая в себе знание о состоянии дел в других науках. Она – «экскурсовод» в мире науки, способный давать самую общую информацию о той или другой сфере научного знания.

Центральными для Конта являются три идеи, составившие ядро всего позитивизма: а) понимание философии как инструмента анализа науки, т. е. как философии науки; б) определение степени научности знания мерой его опоры на факты; в) сведение изучаемых событий к фактам сознания как к последовательности и сосуществованию образов, вызываемых внешними объектами. Последняя идея получила свое развитие в следующей форме позитивизма – эмпириокритицизме.

[1] Конт О. Дух позитивной философии. Ростов-на-Дону, 2003. С. 72.

[2] Там же. С. 73.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!