Классические теории элиты

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Рассматривая субъекты политики, необходимо указать на то, что отдельные личности и социальные группы не являются повседневными непосредственными участниками политической жизни. Этим занята политическая элита, т.е. высшие социальные группы в системе социальной иерархии, в той или иной мере обладающие определенными психологическими социальными и политическими качествами. Политическая элита использует государственную власть или воздействует на нее и тем самым непосредственно участвует в принятии решений и в их осуществлении.

Термин «элита» является центральным понятием элитарных теорий, утверждающих, что необходимыми составными элементами социальной системы является высший, привилегированный слой, который выполняет функции управления, развития науки и культуры. Теории элит отрицают обусловленность деятельности политических руководителей эконо­мическими отношениями и рассматривают политику в качестве равноправной и равноценной сферы общества. Создатели классических концепций элит Г.Моска, В. Парето, Р.Михельс признавали политическую власть в качестве основной подсистемы общества.

Определение «элиты» в западной социологии и политологии неоднозначно: Г.Моска ею именует людей, обладающих материальным, моральным и интеллектуальным превосходством, способных к управлению другими. В. Парето, как и Г.Моска, к элите относит наиболее активную в политическом отношении группу людей, отличающихся определенными организаторскими моральными и интеллектуальными качествами. В основном, солидарен с ними Р.Михельс, который особо выделяет организаторские способности элиты. Свое определение «элиты» дают такие известные мыслители, как X.Ортега-и-Гассет, А.Тойнби, Этциони и др. Несмотря на различные определения элиты, общим методологическим принципом для них является дихотомия элита - масса.

Другие мыслители (как марксистские, так и немарксистские) считают понятие «элита» ненаучным, так как его употребление не отражает связь правящей верхушки с классовой структурой. Сторонники теории политического плюрализма, допуская употребление данного термина в отношении низкоорганизованных обществ, считают его неприемлемым при рассмотрении политических систем индустриального и постиндустриального общества.

В первой половине XX столетия теории элит получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции, а во второй половине – в США. Современные теории элит разнообразны. Основные направления этих теорий: «ценностный» (X.Ортега-и-Гассет), «демократический» (Р.Доль), «плюрализм элит» (О.Штриммер, Д.Рисман, С. Келлер), «леволиберальный» (Р.Миллс), «макиавеллевский» (Бернхэм). Общими чертами теории элит является утверждение, что неравенство – это естественная основа общественной жизни: социальные революции, направленные на свержение правящих элит ведут в итоге к установлению новой, часто более жесткой; отрицание исторического прогресса – история рассматривается как совокупность социальных циклов, в которых господствует тот или иной тип элит. Также они рассматривают политическую власть как основу социальных отношений, для которых характерны отношения господства и подчинения. Несмотря на различные подходы в понимании элиты, она является реальностью современного общества. Ее существование определяется следующими причинами:

- психологические и социальные различия людей;

- разделение труда, требующее профессионального занятия управленческой деятельностью;

- общественная    значимость    управленческого    труда    и    его соответствующее стимулирование;

- связь управленческой деятельности с распределением ценностей;

- политическая пассивность большинства населения.

Эти  и другие  причины  объясняют существование  политической элиты  в  общественной  жизни.   Сама  политическая  элита  делится  на правящую,   обладающую   властью,   и   оппозиционную   (контрэлиту),   на высшую, принимающую значимые государственные решения, среднюю, выражающую мнение большинства населения, а также административную – служащие, управляющие (бюрократы).

Элитарность общественной жизни имеет определенное значение, а все попытки ее устранения приводили к созданию неэффективных и даже деспотических элит. Поэтому для демократического общества важной проблемой является формирование результативной политической элиты, обладающей высоконравственными качествами, тесно связанной с системой социаль­ного представительства, находящейся под контролем среднего класса и действующей в рамках законодательства.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!