Категория деятельности. Структура, виды. Ведущая деятельность

Деятельность можно определить как специфический вид ак­тивности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и ус­ловия своего существования.

Деятельность человека имеет следующие основные характе­ристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкрет­ная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятель­ности удовлетворяется.

Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а так­же предпочитаемый способ удовлетворения этой и других по­требностей.

Например, познавательная потребность одного человека может быть удовлетворена в результате систематическо­го просмотра только развлекательных передач по телевидению. Другому для полного удовлетворения аналогичной потребности мало чтения газет, книг, прослушивания радио и просмотра теле­передач, Третьему помимо перечисленного необходимо систе­матическое общение с людьми – носителями полезной инфор­мации познавательного характера, а также включение в инте­ресную самостоятельную творческо-поисковую работу.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Предметом деятельности называется то, с чем она непосред­ственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Структура деятельности - в ней выделяют действия и операции. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельно­сти ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятель­ность становится более продуктивной и качественной.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внут­ренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а так­же психологические процессы и состояния, включенные в ре­гуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполне­нием деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятель­ности не является постоянным. По мере развития и преобразо­вания деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, свя­занном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход — экстериоризация: сокращенные, автомати­зированные компоненты деятельности разворачиваются, про­являются вовне, внутренние вновь становятся внешними, со­знательно контролируемыми. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бес­сознательно контролируемые компоненты деятельности назы­ваются соответственно умениями, навыками и привычками. Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-ли­бо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически вы­полняемые части, называемые навыками, но в целом представ­ляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конеч­ной цели. Навыки — это полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессоз­нательного контроля. Умения в отличие от навыков образуются в результате коорди­нации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Умения и навыки делятся на несколько типов: двигатель­ные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, осуществляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Познавательные умения включают способности, связанные с по­иском, восприятием, запоминанием и переработкой информа­ции. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, стро­ить гипотезы, теории, производить перевод информации из од­ной знаковой системы в другую.

Привычка - непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполага­ют получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в струк­туре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выпол­няется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от просто­го навыка привычка может в определенной степени сознатель­но контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). При­вычки как элементы деятельности представляют собой наиме­нее гибкие ее части.

Основные виды деятельности, свойственные всем людям, - общение, игра, учение и труд. Общение - первый вид деятельности, возникающий в про­цессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направлен­ной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учеб­но-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение мо­жет быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным.

Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или иде­ального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер раз­влечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, воз­никших под влиянием актуальных потребностей человека, ко­торые он не в состоянии ослабить иным путем.

Существует несколько типов игр: индивидуальные и группо­вые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Ин­дивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько инди­видов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятель­ность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачи­ваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограничен­ное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Нако­нец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого яв­ляется приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специ­альных образовательных учреждениях. Оно может быть неорга­низованным и происходить попутно, в других видах деятельно­сти как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она пря­мо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занима­ет труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной куль­туры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неог­раниченного развития. С трудом прежде всего связано созда­ние и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, раз­вития науки, промышленного производства, технического и ху­дожественного, творчества.

Но на каждом возрастном этапе требует­ся особое соотношение этих деятельностей как в плане их представленности, так и в плане их содержания. Одни дея­тельности имеют на данном этапе онтогенеза большее значение для развития личности, другие – меньшее. А.Н. Леонтьев ввел понятие ведущей деятельности для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических ново­образований. Каждому периоду соответствует четко фиксированная для него ведущая деятельность: 1) непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослых 2) предметно-манипулятивна деятельность, характерная для раннего детства; 3) сюжетно ролевая игра, характерная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность школьников 5) интимно-личностное общение подростков; 6) профессионально-учебная деятельность характерная для периода ранней юности. Считается, что ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления и возникновение новой.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!