Категории диалектики как способы объяснения бытия

25 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В рамках самой диалектики принцип противоречивости бытия конкретизируется в учении о парных диалектических категориях. Речь идет об установке рассматривать любое явление как единство таких противоположных сторон, как единичное и общее, содержание и форма, структура и элементы, целое и части, необходимость и случайность, сущность и явление, возможность и действительность, причина и следствие.

Единичное и общее. При познании объекта исследователь сталкивается как с его индивидуальными, так и общими признаками. Для обозначения индивидуального, отличительного в диалектике применяют понятие единичного. Для обозначения тождественного, объединяющего предмет с другими предметами, применяется понятие общего. Что важнее для понимания сущности объекта – общее или единичное в нем? Ряд философов полагает, что необходимо сосредоточить внимание на общих свойствах и отношениях объекта, абстрагироваться от деталей. Платон обосновывал такое мнение тем, что общее (идея) существует до конкретного предмета – последний есть лишь материализованное выражение идеи (общего, сущности). Поэтому общее первично по отношению к единичному, индивидуальному.

В панлогическом учении Гегеля общее также первично, ибо конкретный предмет с его единичными признаками есть лишь инобытие понятия, которое, как известно, выражает сущность. Такую точку зрения, признающую реальное существование общего в качестве первичной сущности, в диалектике называют реализмом.

Но еще древнегреческие стоики (Зенон, Хрисипп, Сенека), критикуя платоновскую философию, выдвинули противоположный тезис: общее существует лишь в уме человека, в объективной реальности его нет, как нет, к примеру, города вообще, животного вообще, овощи вообще, преступления вообще. Реальным же существованием обладают какой-то конкретный город с его индивидуальными признаками, конкретная собака, определенный кочан капусты, отдельно взятая кража с ее особенностями. Общее – это лишь имя, которое придумывает человек, пытающийся сгруппировать в один класс множество похожих явлений. У. Оккам (1285–1349) писал, что предметом познания должны выступать лишь единичные объекты, ибо только они обладают реальным существованием, они первичны по отношению к их именам. Такая позиция была названа номинализмом.

В диалектике критикуется как реализм, так и номинализм. В гносеологии, утверждают сторонники диалектики, следует рассматривать объект как противоречивое единство общего и единичного. «Итак, согласно диалектическому материализму, ни общее, ни единичное не обладают самостоятельным существованием, не существуют «как таковые». Следовательно, существует лишь отдельное, отдельные предметы, явления, процессы, которые представляют из себя единство единичного и общего, повторяющегося и неповторимого. Общее же и единичное существуют лишь в отдельном, в виде сторон, моментов отдельного», – пишет А. П. Шептулин[1].Таким образом, отдельное есть наличное бытие, определяемое как форма существования общего.

Форма и содержание. В XX веке в науке активно начинают использоваться формально-логические средства. Между тем известно, что за формально-логическим скрывается определенное содержание, от которого исследователь сознательно или бессознательно абстрагируется. Более того, на формальном уровне ученым удалось создать ряд объектов, материальное существование которых до сих пор находится под сомнением (кварки, вакуум и т. п.). В связи с этим в науке актуализуется давняя проблема соотношения содержания и формы.

В диалектическом материализме под содержанием понимают совокупность элементов, свойств и отношений объекта. Форма же – это способ соединения элементов и процессов между собой и с внешними явлениями. Согласно диалектике, всякий объект необходимо рассматривать как единство содержания и формы. Если при работе с объектом обращают внимание только на форму и игнорируют при этом особенности содержания, то это называется формализмом. Формалист строго придерживается формы, забывая при этом, что за формой стоит содержание, которое нередко меняется таким образом, что существующая форма уже не подходит для его объяснения.

Диалектика утверждает, что содержание развивается быстрее, чем форма, что вызывает необходимость периодически пересматривать характер последней. Например, внедрение новых технических средств в содержание работы фирмы влечет изменение форм деятельности ее сотрудников. Компьютеризация учебного процесса привела к появлению новых форм обучения (компьютерные игры, новые способы контроля знаний обучаемых, дистанционное обучение и т. д.). При этом если форма соответствует содержанию, то она стимулирует его развитие. Но если форма отстает от содержания, то служит препятствием для его развития. Например, применение старых, социалистических форм управления в условиях рыночной экономики привело бы к отрицательным последствиям в развитии материального производства. Таким образом, изменение содержания без учета формы, а формы – без учета содержания в диалектике считается нарушением объективно существующей закономерности развития бытия, ибо всякий объект есть противоречивое единство содержания и формы.

[1] Шептулин А. П. Единичное, особенное и общее // Категории диалектики как ступени познания. М., 1971. С. 108.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!