Каслинское литье

6 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание
1. История  развития художественного промысла литье в г. Касли……..3
2. Методы изготовления ……………………………………………….......14
3. Художественные особенности каслинского литья ……………………17
Список литературы …………………………………………………………….22

1. История  развития художественного промысла литье в г. Касли

Каслинский художественный промысел по изготовлению чугунных изделий уходит корнями в далекий XVIII век, когда на Урале происходил стремительный подъем горнозаводской промышленности.
13 августа 1751 г. в Оренбургской канцелярии была составлена «купчая крепость», по которой статский советник Н. Н. Демидов купил у основателя завода Якова Коробкова Каслинский чугунолитейный и железоделательный завод за 10 500 тыс. рублей.
При Н. Н. Демидове Каслинский завод был окончательно достроен. Заводчик Никита Никитич Демидов отличался крутым и жестоким нравом, не терпел возражений и требовал беспрекословного выполнения всех своих распоряжений и прихотей. Скупой на похвалу и поощрения, он был безмерно щедрым на штрафы и наказания за малейшее неповиновение и оплошность. Не удивительно, что на заводах Демидова и приписанных к ним селениях нередко происходили бунты – народ отказывался идти на работу.
В 1758 году, «чувствуя престарелые свои лета», Н. Н. Демидов поделил все имущество между пятью сыновьями, оставив четвертому сыну – тоже Никите Никитичу (1728 - 1804), Каслинский и Кыштымские заводы. Наследник произвел существенную реконструкцию и расширение Каслинского завода. Завод в год давал до 130 тыс. пудов чугуна, большая часть которого здесь же переделывалась в железо.
В конце XVIII века Демидов перестроил домну, вместо трех деревянных кирпичных фабрик возвел четыре каменных. В таком виде Каслинский завод в 1805 году по завещанию Н. Н. Демидова, бывшего бездетным, перешел во владение его внучатого племянника – Петра Григорьевича Демидова (1740 -1826), тайного советника, заводовладельца, обер-директора Коммерческого училища в Санк-Петербурге. К этому времени в Каслях было 570 домов и проживало 2 914 крепостных.
Однако в 1809 году П. Г. Демидов продает завод за 700 тыс. рублей купцу первой гильдии Льву Ивановичу Расторгуеву (1770 - 1823). Первым делом Расторгуев взялся за выполнение военных заказов.
С конца 1815 года все работы на заводе выполнялись под руководством местного литейного мастера Никиты Захаровича Теплякова. В Каслях в больших количествах отливались казаны, котлы, рукомойники, лотки, утюги и разных видов чаши.
В 1823 году на Каслинском и Кыштымских заводах появился новый управляющий Григорий Федорович Зотов (фото). Именно с деятельностью Г. Ф. Зотова на Каслинском заводе связано становление художественного литья. Зотов первым внедрил в 1824 году на Каслинском заводе немецкую технологию художественного литья. В качестве первых образцов каслинцы использовали немецкие отливки, привезенные Г. Ф. Зотовым из Берлина, где он побывал в 1820 году, в поездке по металлургическим заводам Пруссии, а также художественное литье бронзолитейной мастерской Верх-Исетского завода. Каслинцы быстро освоили привезенную немецкую технологию художественного литья в сухую песчаную форму, внесли в нее свои новшества и с успехом стали применять для отливки различных статуй, бюстов, скульптурных групп и прочих изделий. 1824 год можно считать годом рождения каслинского художественного литья.
В период с 1843 по начало 1850-х гг. производство художественного литья на Каслинском заводе переживает свое второе рождение. Из Горного правления для обучения местных формовщиков были выписаны вольнонаемные специалисты-литейщики, предложившие новый способ покрытия отливок и значительно расширившие ассортимент художественной продукции. В конце 1840-х гг. стали выпускать подсвечники трех видов: черные, лаковые и бронзовые. Помимо узорчатых тарелок, производились молочники и марочницы нового образца, садовые диваны и чугунные кресла. Но развитие производства художественного литья в Каслях сдерживалось из-за отсутствия на заводе квалифицированного модельщика и профессионального скульптора, который сумел бы перевести орнаментированный рисунок с чертежа в деревянную или металлическую модель. Не случайно управляющему Кыштымским горным округом Ф. Е. Петрову пришлось отказаться от изготовления памятника Александру I для Александровского прииска Миасского завода. Каслинцы отлили только бронзовые украшения памятника при непосредственном участии Афанасия Никифоровича Тарханова – искусного резчика и модельщика из Билимбаевского завода, специально присланного в Касли по распоряжению Главного начальника уральских горных заводов генерала В. А. Глинки. Все крупные детали памятника (плинт, ступени, «подперки», днище, коробку, базу, колонну, капитель) отлили на Златоустовском казенном заводе и в феврале-марте 1850 г. перевезли на Александровский прииск. 30 августа 1850 г. памятник Александру I был открыт и освящен, но чугунный бронзированный бюст царя, отлитый позднее также в Златоусте, был установлен на нем лишь в июне 1851 г.
В Каслях в это время еще только собирались организовать производство круглой скульптуры, и Никита Тепляков отливал пока надгробные плиты с надписями типа «Воздвиг сей памятник купец Клементьев в 1850 году». С пуском в 1852 г. второй каслинской вагранки начинается производство ажурных решеток, оград, половых плит, надгробных памятников со сложными орнаментальными рельефами, расширяется выпуск садово-парковой мебели: скамеек, диванов, кресел, столов и стульев.
Приступив к производству художественного литья, вспомнили в Каслях и о привезенных Зотовым Г. Ф. немецких моделях и моделях из бронзолитейной мастерской Верх-Исетского завода. С большим трудом часть из них была найдена. Освоили и некоторые модели бронзолитейной фабрики Выйского завода, где в 1830–1840-х гг. под руководством Федора Филипповича Звездина, выдающегося уральского бронзолитейщика, работали 18 мастеров. Оттуда привезли новые образцы художественного литья: подсвечники, настенные канделябры, чернильницы, а также бронзовые отливки Ф. Ф. Звездина («Бык» – копия с произведения итальянского мастера ХVI в. и «Верховой жеребец Мидльтон» – копия скульптуры знаменитого императорского рысака, вылепленной академиком П. К. Клодтом).
В начале 1850-х гг. сестры-заводовладелицы М. Л. Харитонова и Е. Л.Зотова не смогли договориться о совместном управлении заводами.Предвидя пагубные для округа последствия двойного управления, Ф. Е. Петров 1 мая 1850 г. сложил с себя полномочия управляющего, а 15декабря того же года было введено двойное управление Кыштымским горным округом. По доверенности М. Л. Харитоновой уполномоченным по ее делам был назначен Яков Григорьевич Головин, муж ее старшей дочери Александры Петровны, а управляющим заводами – надворный советник Дмитрий Филимонович Аверьянов.
Управляющим со стороны Зотовой стал титулярный советник Лев Николаевич Деханов. Оба управляющих имели равные права, в любой момент один мог отменить распоряжение другого, что порой приводило к дезорганизации. После смерти Головина доверенность на «безотчетное заведование и правление» заводами со стороны М. Л. Харитоновой была выдана ее зятю и личному поверенному в заводских делах генерал-майору Г. В. Дружинину. С его именем исследователи связывают организацию в Каслях производства круглой скульптуры и подбор моделей так называемых кабинетных вещей, отливка которых началась в 1852–1853 гг.
Расширив участок художественного литья, Г. В. Дружинин поставил дело не хуже, чем у Демидовых в Нижнем Тагиле. По его указанию началось широкое использование кусковой формовки «всухую» – наиболее сложного способа формовки, впервые примененного в 1813 г. В. А. Стиларским при отливке круглой скульптуры из чугуна на Берлинском чугунолитейном заводе и внедренного в практику Каслей Г. Ф. Зотовым в 1824 г.
Именно Г. В. Дружинин взял на себя ответственность за формирование ассортимента художественного литья, обогатив коллекцию его моделей образцами русской реалистической скульптуры. Страстный коллекционер картин, художественной бронзы и фарфора - он скупал в столичных антикварных лавках все лучшие скульптурные работы независимо от материала, в котором они были выполнены (металл, фарфор, дерево, гипс и прочее), приобретал право на тиражирование работ у лучших российских скульпторов и делал специальные заказы на изготовление моделей для литья. Кроме этого, он предоставлял для отливки в чугуне многие вещи из своей обширной коллекции художественной бронзы и фарфора, например более 20 произведений академика скульптуры П. К. Клодта, которые на долгие годы стали эталонами в каслинском литье.
Постоянно проживая в Санкт-Петербурге, Г. В. Дружинин бывал на заводах наездами. Поэтому для ведения дел на Урале он подобрал опытных специалистов. В 1868 г. на должность управляющего Кыштымскими заводами со стороны Харитоновых-Дружининых был назначен А. Д. Одинцов. Он многое сделал для заводов вообще и для Каслинского в частности. За период его управления коллекция художественных моделей была увеличена почти в два раза (со 122 наименований в 1876 г., до 218 в 1887 г.). Именно на него легла основная подготовительная работа, связанная с участием заводов во всероссийских и всемирных выставках.
С 1860-х гг. выпуск «кабинетного» литья стал производиться под заказ с обязательной предварительной оплатой половины стоимости работ. Активно велись поиски стилистики и ассортимента изделий, пополнялся набор моделей. Новые требования, предъявляемые к жилому интерьеру, изменившиеся вкусы общества (интерес к классицизму сменился ориентацией на стиль историзма) и запросы рынка обусловили увеличение выпуска подсвечников разнообразной формы, декоративных ваз и тарелок, пепельниц и лотков, курительных и чернильных приборов, подчасников, кронштейнов и пр. Качество «кабинетного» литья значительно улучшилось. По своей отделке и уровню исполнения оно не уступало аналогичным бронзовым вещам, но было существенно дешевле и более доступно покупателю.
В 1870-е гг. определяются главные направления в каслинском литье («кабинетное», мемориальное, архитектурное и бытовое), складываются основные особенности его стиля: четкость силуэта, тщательная отделка деталей, передача фактуры различных материалов, высококачественная матовая окраска. Наиболее точную характеристику каслинскому литью дал страстный поклонник и знаток искусства каслинских мастеров профессор Борис Васильевич Павловский: «…каслинские отливки обладают великолепными художественными, пластическими качествами, не уступая в лучших своих образцах бронзе. Техническая безукоризненность отливок, а следовательно, и художественная, эстетическая выразительность чугунного камерного, или, как тогда говорили, «кабинетного», литья объясняется тремя факторами. Прежде всего, высокими качествами чугуна, способного выявить и передать все мельчайшие детали, своеобразие лепки скульптурного оригинала… Во-вторых, особым, неповторимым природным качеством формовочных песков. Природа щедро одарила ими Касли. И третьим, главным слагаемым успеха и славы стало уникальное, неповторимое мастерство каслинских рабочих – подлинных художников, превративших тяжелый грубый чугун в тончайший, податливый, как черный воск, материал пластики».
Действительно, славу каслинскому литью принесли прекрасный чугун, уникальные формовочные смеси и мастерство каслинских рабочих, но очень многое зависело и от того, кто занимался подбором моделей и образцов, от компетентности и образованности людей, ответственных за производство высококачественного литья.
В 1886 г. владельцы Кыштымского горного округа провели реорганизацию управления заводами и золотыми промыслами. К этому времени право наследования заводами перешло к баронессе К. А. Меллер-Закомельской (дочери Е. Л. и А. Г. Зотовых), О. П. Дружининой (дочери М. Л. и П. Я. Харитоновых), братьям Н. А. и К. А. Зотовым. Вместо четырех управляющих (по числу основных заводовладельцев) была введена должность главного управляющего Кыштымскими заводами, на которую пригласили известного горного инженера и металлурга статского советника Павла Михайловича Карпинского. На него была возложена вся организационная и техническая сторона дела. На этом поприще он проработал более двадцати лет, уделяя особое внимание модернизации производства, повышению качества литья, расширению ассортимента продукции и подбору образцов для экспонирования на выставках. Помимо П. М. Карпинского, в состав Главного управления Кыштымских заводов входили управляющие: горный инженер статский советник А. Х. Деви (сменил на этой должности Л. Н. Деханова), И. И. Карпович и К. П. Оберг. Смотрителем Каслинского завода был назначен отставной поручик артиллерии В. С. Кувязев.
Наблюдение за деятельностью заводов со стороны О. П. Дружининой продолжал осуществлять ее муж и поверенный Г. В. Дружинин. Более тридцати лет он был, по сути, художественным руководителем Каслинского завода. После смерти Г. В. Дружинина в 1889 г. преемником стал его сын – коллежский советник, секретарь Императорского археологического общества В. Г. Дружинин. Продолжая дело отца, он занимался художественным направлением производства. Благодаря активной целенаправленной деятельности Дружининых коллекция художественных моделей Каслинского завода почти утроилась.
Подлинной зрелости каслинская школа художественного литья достигла в 80 - 90-е годы XIX века. Важную роль в создании признанного всеми бренда «Касли»играло регулярное участие Каслинского завода вместе с другими заводами Кыштымского округа во всероссийских и международных художественно-промышленных выставках и ярмарках, на которых представлялись лучшие образцы продукции ведущих металлургических предприятий, что,безусловно, повысило престиж заводов Кыштымского горного округа, так как выставочные награды официально присуждались за комплекс представленных заводами металлических изделий. Подобные выставки знакомили широкую публику и специалистов с новейшими научными открытиями и технологиями,представляли уникальные образцы перспективной заводской продукции и давали возможность сравнения качества однотипных изделий, изготовленных в разных регионах и странах. Каслинское художественное литье всегда отличалось неизменно высоким качеством высокотехнологичных отливок и обширной коллекцией моделей, способной удовлетворить вкус самого взыскательного покупателя.
С 1860 по 1914 гг. искусство каслинских мастеров было отмечено самыми престижными наградами:
1860 – малая золотая медаль на выставке Вольного экономического общества в Москве;
1861 – малая серебряная медаль Мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге;
1867 – большая серебряная медаль Всемирной выставки в Париже;
1870 – большая золотая медаль Всероссийской мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге;
1872 – большая золотая медаль Политехнической выставки в Москве;
1873 – большая золотая медаль Всемирной выставки в Вене;
1876 – бронзовая медаль Всемирной выставки в Филадельфии;
1882 – серебряная медаль Всероссийской промышленной выставки в Москве;
1887 – большая серебряная медаль Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки в Екатеринбурге;
1888 – Почетный диплом выставки в Копенгагене;
1896 – высшая награда Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде – право ставить на изделиях клеймо с государственным гербом России (двуглавым орлом);
1897 – золотая медаль Международной выставки в Стокгольме;
1900 – Гран-при Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже (высшая награда первого класса) и большая золотая медаль;
1906 – большая золотая медаль Промышленной выставки в Милане;
1914 – Почетный диплом Балтийской промышленной выставки в Мальме.
В период с середины 1880-х гг. по 1914 год производство художественного литья Каслинского завода достигает наивысшего расцвета. Это был золотой век каслинского художественного литья, пик которого, как пишет Б. В. Павловский, пришелся на 1880–1900 гг., когда были выпущены все наиболее значительные произведения каслинской скульптуры. На протяжении этого периода каслинское художественное литье из чугуна не знало себе равных ни в России, ни в мире.
В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Каслинскийзавод получил высшую награду — право ставить на изделия клеймо с Государственным гербом России — двуглавым орлом. Этот успех стал прелюдией полного триумфа в 1900 году на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже: каслинская экспозиция,которая была представлена в ажурном чугунном павильоне, получила высшуюнаграду – Большую золотую медаль.
Каслинский чугунный павильон с Парижской выставки был воссоздан мастерами-литейщиками в 50-е годы XX века и сейчас экспонируется в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. В 1978 году Каслинский чугунный павильон был зарегистрирован ЮНЕСКО как раритет – единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.
В Каслях в разное время жили и работали выдающиеся скульпторы — выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств: М. Д.Канаев, Н. Р. Бах, К. А. Клодт, которые не только предоставляли свои модели для тиражирования, но благодаря ихстараниям среди моделей завода появились произведения и других известных ваятелей. Таким образом, установилась  связь каслинскогохудожественного литья с общим развитием русской скульптуры второйполовины XIX века. Каслинцы отливали в чугуне лучшие работы российскихскульпторов: П. К. Клодта, Е. А. Лансере, А. Л. Обера, Р. И. Баха, P.P. Баха, Н. И. Либериха, Н. А. Лаверецкого, Ф. Ф. Каменского, П. П.Забелло, Ф. П. Толстого, а так же многих зарубежных авторов: П.- Ж.Мена, Ж.- Л. Готье, Л.- О. Моро, П.- Э. Делабриера, К.- М. Клодиона идр.
В ассортимент тиражируемой скульптуры прочно вошли бюсты, статуэтки, скульптурные группы, подчасники, пепельницы, канделябры, кронштейны, ажурные тарели, подставки, рамки для фотографий, брелоки, памятные медали и т.п., а также ажурная садово-парковая мебель.
Произведения каслинских мастеров-самородков имели на рынке небывалый спрос и приносили заводу хорошую прибыль. Они нашли гораздо более широкого потребителя, чем многие из моделей знаменитых скульпторов, за которые приходилось платить большие деньги. Популярность и демократичность искусства народных мастеров беспокоили хозяев завода, «конфузили» их в Дворянском клубе. Поэтому всем каслинским самоучкам под страхом увольнения запретили делать отливки по собственным образцам. Заодно им отказали и в просьбе получить профессиональное художественное образование и обучать своих детей в художественной школе. От мастеровых требовали впредь заниматься только своим делом – отливать, чеканить и доводить до совершенства модели прекрасных, но чужих скульптур.
В прейскуранте каслинского художественного литья представлены также многочисленные пепельницы, лотки, пресс-папье, подсвечники работы безымянных мастеров. Образцами для их отливки часто служили медные, бронзовые, фарфоровые и деревянные изделия, выполненные в ХVIII–ХIХ вв., как в России, так и за рубежом. Эти изделия всегда считались утилитарными и не представляющими художественной ценности. Не случайно авторы не ставили на моделях свое имя.
С началом Первой Мировой войны производство художественного литья было прекращено и сам завод был переориентирован на выпуск военной продукции, а с 1920 года вновь возобновлено в небольших количествах.
В концу 20-х началу 30-х годов XX-го века производство художественного и архитектурного литья начинает расширятся и в 1934 г. был создан специальный цех художественного и архитектурного литья (полностью обновленный, расширенный и модернизированный в конце 80-х гг. XX-го века) , перед которым была поставлена задача - обновление тематики художественной продукции, с целью отражения в ней современности. С 1935 года завод выполняет заказы на поставку архитектурного крупногабаритного литья (городские художественный фонари; набережные, мостовые, парковые ограждения-решетки, городские скамьи, урны и прочее) для мостов, бульваров и парков г.Москвы, Московского метрополитена, а также других крупных областных центров.
Почти трехвековая история завода, талант художников, мастеров-формовщиков, литейщиков, чеканщиков, мастеров по окраске изделий сделали каслинское чугунное литье уникальным явлением в художественной промышленности России, подлинным достоянием русской культуры и отечественной истории, ярким образцом мировой художественной практики. Сегодня, как и более чем полтора века назад наши изделия выполнены по оригинальной технологии, в лучших традициях каслинского художественного литья, продолжаемого двенадцатым поколением каслинских мастеров

2. Методы изготовления
Совершенство чугунного литья, по сложившейся многовековой традиции, связано с именем уральского города Касли. Именно на горных приисках Урала, где среди гор и озер расположен чугуно-литейный завод, зародилось ремесло, принесшее уральским мастерам известность далеко за пределами России. Соответственно, ремесло это получило имя по названию места рождения – каслинское литье.
Местный природный песок, которым каслинцы пользовались для формовки, и чугун, добываемый ими в домнах на древесноугольном топливе, способствовали достижению высоких результатов литья. В России и раньше отливали из чугуна статуи и решетки, но нигде мастерам не удавалось достигнуть такого совершенства, каким владели каслинцы.
Изумительный пример их мастерства – отлитый целиком браслет, состоящий из 100 звеньев, или цепочка для часов, весящая всего лишь 20 граммов. О долговечности и ценности этих произведений искусства говорит тот факт, что некоторые изделия позапрошлого века можно встретить не только в музеях, но и в антикварных магазинах и частных коллекциях.
В качестве первых образцов первоначально использовались отливки, привезенные им из Германии в 1820 году, где Зотов посещал местные металлургические заводы. Среди привезенных образцов были работы австрийского скульптора и медальера Леонарда Поша – «Апостол Павел», «Апостол Иоанн Богослов», «Иисус Христос» и барельеф «Ученый». Кстати, эта серия выпускалась на Каслинском заводе и сейчас.
По моделям известного берлинского архитектора Карла Фридриха Шинкеля отливались «Блюдо в готическом стиле», «Блюдо с морскими божествами», подсвечник «Вакх». По немецким образцам выпускались не менее известные и в наши дни работы – чернильница «Броненосец» и подсвечник «Колонка на львиных лапах».
Из чугуна можно изготовить бесконечное множество изделий, отвечающих самым разным потребностям. Самыми распространенными являются архитектурные элементы, которые украшают европейские здания уже более трехсот лет: балконы, балюстрады, перила лестниц, стойки, навесы, крыши, табло, венцы, окон и коньки крыш. Это и разнообразные решетки на двери и окна, служащие для надежности или красоты. В качестве моделей для декора мастера-литейщики используют коллекции рисунков, издающихся по всей Европе начиная с XVI века. Арабески, банты и листья составляют основу орнаментального словаря, где классицизм причудливо сочетается с фантазией автора. Технические достижения в области металлургии конца XVII-начала XIX века сделали возможным применять чугун в архитектуре. С этого времени чугунное литье заменяет камень и дерево в каркасах зданий, мостов и опор. Менее дорогой в производстве чугун постепенно вытесняет и кованое железо. Чугун, доступный более широком кругу потребителей, позволяет создавать удивительные по красоте изделия и конструкции: мебель, садовый инвентарь, камины, нагревательные приборы, предметы городскою быта, декоративные детали и многие другие полезные вещи.
Чугун – это выплавленное из руды железо с примесью углерода, более хрупкое и менее ковкое, чем сталь. Однако из этого, казалось бы, грубого материала можно отливать настоящие художественные и архитектурные шедевры.
Художественное и архитектурное литье из чугуна – результат тяжелейшей работы и таланта целого коллектива настоящих мастеров. Это труд не только мастера-литейщика — мало отлить по модели изделие. Без работы чеканщика невозможно создать действительно художественное произведение. Отлитые из чугуна изделия будет грубыми заготовками без прикосновения чекана, без декоративной отделки. Вообще технология производства художественных предметов из чугуна практически аналогична созданию изделий из других металлов и сплавов — из тех же бронзы, латуни, силумина, серебра, золота.
Формовка – тоже большое искусство. С формовки, собственно, и начинается весь непростой процесс создания изделия. Опоку – металлический квадрат или прямоугольник со стенками необходимой высоты — изготавливают так же, как и при других видах литья. Гипсовую, восковую или алюминиевую модель заформовывают в песчано-глиняную смесь в опоке с литником и выпором. Если скульптура сложной формы, то ее собирают из нескольких опок. Сложность формовки состоит в том, чтобы многофигурную поверхность модели с выступами и углублениями разделить на возможно меньшее количество частей формовки — от этого во многом зависит качество изделия. Многофигурную композицию или сложный архитектурный элемент отливают частями, а затем компонуют в группу.
Как уже отмечалось, отливки нуждаются в прочеканивании. Чеканка сглаживает поверхность, удаляя ненужные выступы и впадины, а также формирует рельеф изделия, придает четкость деталям, общему контуру. Именно гармоничность проработки деталей, четкая геометрия и решение композиции в целом, делают чугунное литье таким выразительным. Полную законченность изделию дает его окраска. Традиционный черный матовый цвет чугунного литья органически связан с особенностями материала, его пластическими и цветовыми особенностями. Идеальная окраска – тонкое искусство.
Словом, для создания настоящего чугунного литья необходим кропотливый труд всех мастеров – и формовщиков, и литейщиков, и чеканщиков, и специалистов по окраске, и, конечно, скульпторов-лепщиков.
Первыми художественными отливками из чугуна здесь стали подсвечники и ажурные тарелочки именно по образцам чугунных изделий знаменитой Берлинской Королевской мануфактуры. Мелкосерийное производство художественных изделий, которые называли в Каслях "художественными вещами" или "кабинетными вещами", а также "кабинетным литьем", окончательно установилось в 1846 году.
В самом названии каслинского художественного чугунного литья - "кабинетные вещи" - заключены ответы на вопросы, почему они вызывают устойчивый интерес у публики на протяжении 150 лет, не утрачивая своего значения и сегодня, почему имеют реальные перспективы на антикварном рынке. Художественное чугунное литье Каслинского завода всегда отличалось функциональной ориентированностью, являясь необходимой составляющей художественно-стилевого оформления интерьера - столовых, гостинных, женских и мужских домашних кабинетов, домашних библиотек, служебных кабинетов. Именно поэтому сегодня это литье имеет реальные
перспективы на антикварном рынке.

3. Художественные особенности каслинского литья

Каслинское литье – всемирно известный брэнд – берет свое начало с петровских времен. Неповторимый стиль каслинских мастеров особенно славился на рубеже 19-20 веков не только в России, но и за рубежлм. Большую известность и славу каслинскому литью принесла Всемирная выставка в Париже в 1900 году, где была представлена интереснейшая работа - чугунный павильон.
Каслинское литье отличается четкостью силуэта, тонкостью и чистотой ажурного рисунка, тщательной отделкой поверхности, благородством цвета. В соответствии с традиционной технологией мастерами используется особый состав чугуна. После отжига отливки вручную обрабатываются чеканом для передачи фактуры поверхности. Тем самым полученным литейным формам придается законченный вид.
Каслинское художественное литье представляет собой целый мир разнообразных тем и сюжетов: от крестьянина-пахаря до Венеры Милосской, от массивных торжественно печальных надгробий до тончайшей цепочки для карманных часов, от монументальных скульптурных фигур до миниатюрных изделий.
В Каслях исторически выпускалось немало чугунного архитектурного литья. Каслинский чугунолитейный и железоделательный завод по количеству и качеству этой продукции занимал одно из первых мест в России. В числе наиболее распространенных и относительно простых видов изделий архитектурного литья были узорчатые чугунные плиты для оформления полов культовых зданий, казенных присутственных мест и вестибюлей частных особняков. Выпускали их, кроме Каслинского, многие уральские заводы: Каменский, Кушвинский, Верх-Исетский, Нижнетагильский, Билимбаевский и др. Повышенным спросом пользовались разнообразные чугунные колонны и столбы под арки и фронтоны крылец – как простые по форме, гладкие, с обычной базой в виде многогранника, без каких-либо рельефных изображений, так и  более сложные, с каннелюрами (вертикальными желобами), сложной профилированной базой и капителью или орнаментальным поясом в верхней части. По заказам выпускались фонарные столбы и торшеры, столбы и решетки для садово-парковых оград, мостов, балконных и лестничных ограждений.
Рисунку каслинских решеток второй половины ХIХ столетия, как и большей части архитектурно-декоративного литья этого периода,свойственны черты стиля классицизма: строгость композиционного решения, сочетание ясности и простоты. В декоре орнаментальных мотивов главенствовала прямая линия, ясные геометрические формы – круг, овал, ромб. Один из характерных рисунков каслинских решеток – мотив пересекающихся кругов, скрепленных цветочной розеткой и обрамленных меандром в верхней и нижней части решетки.
Наряду с классическими решениями в оформлении каслинских решеток проявлялись и отголоски иных исторических стилей – готики и барокко. В модельном фонде Каслинского завода можно встретить например фрагмент решетки, выполненный в готическом стиле и состоящий из тонких колонок с выступающими над верхней горизонталью килевидными концами, между ними – острые готические стрелы. Возвращением к пышным формам барокко проникнуто композиционное решение ограды Кыштымского завода, отлитой каслинскими мастерами в конце ХIХ в.
Очень распространенным в каслинских решетках был растительный мотив стилизованных цветов и трав, характерный для стиля модерн. Например, лестничное ограждение в особняке А. К. Поклевского-Козелл в Екатеринбурге (ул. Малышева, 46) выполнено из элементов стилизованного цветка шиповника.
Изображение распускающегося цветка шиповника занимает центр решетчатого фронтона крыльца этого же особняка. Кроме того, крыльцо украшено чугунной бахромой с кистями, которые свисают с его фронтона и боковых сторон. Характер растительных форм декора и отточенность чеканного рисунка позволяют отнести крыльцо дома заводчика А. К. Поклевского-Козелл к лучшим образцам каслинского архитектурного литья. Парадные крыльца с навесами украшали здания управ, земств, заводоуправлений, контор крупных фирм, особняков состоятельных людей и являлись неотъемлемой частью архитектурных сооружений крупных городов второй половины ХIХ столетия.
В декоре деревянных домов каслинских мастеровых и жителей многих окрестных селений, наряду с коваными железными украшениями, фигурными навершиями печных и водосточных труб, к концу ХIХ в. появились отлитые из чугуна дверные ручки, маскароны с кольцами для привязи лошадей, таблички «Для писем и газет», декоративные гвозди-обереги с литой чугунной шляпкой в виде звериной морды, коровьей или лошадиной головы и различных солярных знаков.
Каслинский завод выпускал разнообразные чугунные дверки для печей и плит – от самых простых по оформлению, с упрощенным геометрическим орнаментом, до украшенных сложными рельефами с весьма высоким уровнем исполнения, благодаря чему прозаичные изделия приобретали черты настоящих произведений искусства. При этом каслинские мастера, помимо своих моделей, часто брали за основу модели из столичных городов, перерабатывая их в соответствии со своим художественным вкусом и пониманием формы. Для украшения печных дверок использовались мотивы рельефов высокого классицизма: связки ликторских копий, щиты с воинской арматурой, маски львов, львы с шаром, колесница с квадригой коней. Реже дверки украшались орнаментом в духе рококо и барокко – изображениями цветочных гирлянд, пухлых путти и ангелочков. Порой они декорировались рельефами в стиле модерн (вазы с лилиями или стеблями и листьями), а также в русском стиле (с элементами домовой резьбы). Иногда использовалась готическая атрибутика – стрельчатые арки и фронтоны с фигурами рыцарей в доспехах. Но чаще всего изображались жанровые сцены: одинокий всадник, катание на санках, охотничьи сюжеты.
Одним из главных разделов архитектурного литья Каслинского завода являлись камины. Будучи важным элементом внутреннего убранства богатого дома, камины по своему декоративному оформлению отличались редким разнообразием форм, размеров и украшений. В Каслях по настоящее время выпускаются 17 видов каминов. С наибольшей полнотой искусство уральских мастеров выразилось в барочных формах так называемого «Ипатьевского камина» с характерными для него валютами боковых стоек портала, прекрасно вылепленными головами сатиров и цветочными розетками по углам. К наиболее сложным по конструкции и декоративному оформлению каминам относится «Демидовский камин», представляющий собой подобие ажурного шкафа. Его боковые стенки и лицевая каминная решетка покрыты сложным ажурным орнаментом со скульптурными накладками в виде головок путти, а узорчатый портал словно соткан из чугунных кружев.
В конце ХIХ–начале ХХ вв. при изготовлении каминов и решеток нередко наряду с чугунными элементами использовались бронзовые. Это было вызвано поисками нового художественного языка в архитектурных решениях интерьера, значительно расширявшими ассортимент изделий. У каминов обычно устанавливались экраны в литой фигурной раме на колесиках и художественно оформленные подставки для каминных принадлежностей (щипцов, кочерги, щетки и совка). Подставки чаще всего изготовлялись максимально приближенными к стилю камина, но иногда они представляли самостоятельные сюжетно-декоративные группы, такие, например, как собака, сидящая на задних лапах и держащая в пасти хлыст (арапник), или цапля, стоящая с раскрытыми крыльями среди камышей и высматривающая у своих ног рыбу.
Для оформления интерьеров в Каслях выпускались различные этажерки, столики, даже стулья и кресла (фотопример). Последние часто относят к садовой мебели – скамейкам и диванам (фотопример). Самым распространенным видом чугунной мебели была скамья, ножки которой отливались вместе с кронштейном сиденья и спинки в виде стилизованных стволов молодых берез, а сама спинка и сиденье делались из дерева – брусков или досок. Чугунные части раскрашивались под березу, что придавало скамье естественный, «природный» вид.
«Кресло садовое» в стиле классицизма со спинкой в виде лиры из стилизованных листьев, «Стул с решеткой под камыш», а также «Диван готический» и «Диван с виноградной лозой» (по образцу Петербургского завода Сан-Галли, приобретенного Г. В. Дружининым) выполнялись в Каслях по моделям 1810–1830-х гг. известного берлинского художника, скульптора и архитектора Карла-Фридриха Шинкеля (1781–1841). Эти модели поступили в Касли в 1850-х гг., но широко тиражировать их начали лишь в конце ХIХ в.
Садовые столики изготовлялись в трех вариантах по рисункам и моделям неизвестных авторов, присланным из Санкт-Петербурга. Наиболее популярный у покупателей «Стол со знаками Зодиака» был выполнен в псевдобарочном узоре.

Список литературы
1. Губкин, О.П. Новые имена в каслинском художественном литье / О.П. Губкин, Г.П. Шайдурова. –  Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1989.
2. Каслинское чугунное литье // profesionalnoe.narod.ru/docs.htm
3. Пешкова,  И.М. Искусство каслинских мастеров. Книги 1, 2. / И.М. Пешкова. – Челябинск :  Южно-Уральское книжное издательство, 1983.
4. Павловский, Б.Н. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала / Б.Н. Павловский. – М. : Искусство, 1975
5. Свистунов, В.М. История каслинского завода 1745-1900 г. / В.М. Свистунов.  Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1997.

(24.5 KiB, 69 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!