Как определяют в психолого-педагогической литературе дисциплину «теория и методика развития речи детей»

Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одно­временно отраслью методики русского языка и дошколь­ной дидактики и относится к прикладным наукам, посколь­ку решает практические задачи развития и воспитания де­тей.

Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целе­направленного педагогического воздействия. Она изучает за­кономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков ре­чевого общения у детей дошкольного возраста.

Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач отно­сятся: а) исследование процессов овладения детьми род­ным языком, речью, речевым общением; б) изучение за­кономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.

Прикладные задачи традиционно определяются следую­щими вопросами: 1) чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обуче­ния); 2) как учить (какие условия, формы, средства, ме­тоды и приемы использовать для развития речи); 3) поче­му так, а не иначе (обоснование методики развития речи).

«Чему учить» — означает создание программ, дидакти­ческих пособий; «как учить» — разработку путей и методов развития речи, систем занятий и упражнений, методичес­ких рекомендаций для дошкольных учреждений и семьи. Третий вопрос предполагает обоснование выбираемой методики, а также проверку программ и методических реко­мендаций на практике.

Изучение закономерностей процесса обучения дает ма­териал, который используется в двух направлениях: 1) ме­тодика создает свои теоретические основы, теоретическую базу; 2) использует эти основы для практической разра­ботки системы обучения родной речи и речевому обще­нию: задач, принципов, содержания, организации, мето­дов, средств и приемов.

Методика развития речи как учебная дисциплина стоит в кругу тех дисциплин, которые составляют основу про­фессионально-образовательной программы подготовки спе­циалиста дошкольного профиля. Это объясняется социаль­ной значимостью речи, ее ролью в системе высших психи­ческих функций, в становлении и развитии личности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!