Как человек приобщается к политике

1 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Человек в процессе своей жизни постоянно включен в различные структурные элементы общества: семью, детские дошкольные учреждения, школу, предприятия или учреж­дения, общественные организации и т.д. Человек является представителем определенной нации, большой или малой социальной группы; он живет в селе, в небольшом поселке или огромном городе, где различаются социальные, куль­турные и политические условия жизни. Часть структурных элементов общества и условий жизни прямо не относятся к политике, но политическое влияние сказывается и на них, они используются теми или иными политическими силами для воздействия на человека.

Конечно, человек не рождается политическим существом. Он им становится в процессе своей жизни, приобретая на различных ее этапах определенные политические качества, формируя соответствующее возрасту и общественному по­ложению представление о власти и политических отноше­ниях. Все это носит название "политической социализации". Политическая социализация - это процесс, посредством которого человек приобщается к определенным политичес­ким ценностям, включает их в свой внутренний мир, форми­рует свое политическое сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для политической деятельности. В процессе политической социализации происходит усвоение человеком политических норм, традиций, обычаев, знаний, позволяющих ему быть полноправным членом общества.

Политическая социализация своим результатом имеет разный уровень усвоения человеком политических ценнос­тей общества, социальной группы, политической организа­ции. В одном случае происходит лишь самое поверхностное приобщение к политике, в другом - формируется человек активный, политически инициативный, убежденный сторонник определенных политических взглядов. Полити­ческая социализация не заканчивается с достижением опре­деленного возраста, а сопровождает человека всю его жизнь. Конечно, в процессе социального взросления человек приобретает относительно устойчивую совокупность поли­тических ориентации, центр которой более стабилен, чем периферия. И если социальные условия и идеологическое воздействие не изменяются, то трансформации подвергают­ся периферийные элементы политической культуры чело­века. Если же происходят глубокие социально-политические перемены, то для большинства населения они связаны с про­цессом ресоциализации и формирования новой политичес­кой культуры. Ресоциализация - процесс перемены отноше­ния к ранее усвоенным политическим ценностям и приоб­щения к их новой системе. Процесс ресоциализации может быть длительным, но может приобретать драматические и взрывные формы. Примером ресоциализации массы населе­ния может служить процесс изменения политических режи­мов в странах Восточной Европы.

В нормальных условиях политическая социализация вы­полняет две основные функции. Первая - функция преем­ственности - состоит в передаче политического опыта и по­литической культуры в целом от поколения к поколению. Вторая - функция стабилизации - связана с необходимостью поддержания устойчивости политической системы путем распространения ее ценностей и укрепления веры в справед­ливость существующего режима. Это не значит, что в про­цессе социализации у кого-то не могут возникнуть полити­ческие ценности, противоположные господствующим. На этот процесс влияют установки в семье, религиозные, на­циональные, социальные различия, идеологические воздей­ствия иных политических систем. Особенно это заметно там, где политическая власть сосредоточена в руках одной части населения, которая реализует ее, нарушая права другой или других групп. Так, совершенно очевидно, что на сопротив­ление черного населения юга Африки против правления белого меньшинства оказывали существенное влияние цен­ности политической культуры, противоположные расист­ским.

В целом государство или господствующая группа в лю­бом случае пытается поставить под свой контроль процесс политической социализации,так как возможность оказы­вать на него существенное влияние означает создавать благоприятные условия для политической власти.

Ведь господство можно осуществлять тем успешнее, чем большая часть населения готова подчиняться этому гос­подству. А последнего можно достичь в процессе социализа­ции, когда человек начинает отождествлять себя с политиче­скими ценностями нации, государства, властвующей элиты, политической организации, политического лидера.

Политическая социализация, осуществляемая объективно в силу включенности человека в общество и государство, на­зывается процессом формирования политических качеств человека. Тот аспект политической социализации, который связан с целесообразной деятельностью государства, пар­тий, средств массовой информации по развитию определен­ной политической культуры, носит название политического воспитания человека. Человек может сам активно участвовать в политической социализации, и тогда этот процесс называется политическим самовоспитанием. Соотношение формирования, воспитания и самовоспитания в политичес­кой социализации в каждом конкретном случае подвижно и неоднозначно.(Самые глубокие основания той или иной по­литической 1сультуры, конечно, лежат в объективных усло­виях. Но в процессе политического воспитания политичес­кие ориентации изменяются и иногда противоречат объек­тивным условиям существования человека, его социально­му положению. В процессе самовоспитания человек может побороть влияние объективных условий, но для этого нуж­на воля и настойчивость.

Через какие общественные структуры осуществляется процесс политической социализации? В политической нау­ке эти общественные структуры называют агентами социа­лизации. В целом к ним следует относить семью, школу, различные общественные организации, религиозные общи­ны, малые социальные группы, средства массовой инфор­мации, политические партии, государственные органы. Роль тех или иных агентов социализации определяется различны­ми общественными условиями, например, тем, является ли общество индустриально развитым или нет, господствует ли в обществе западный или восточный стиль культуры, существует ли в государстве демократический или автори­тарный режим и т.д.

Г К политике человек приобщается первоначально в семье. И хотя этот процесс не всегда можно достаточно четко от­делить от различных проявлений семейной жизни, тем не менее какие-то исходные ориентации формируются под вли­янием семьи. Конечно, нужно отличать власть отца в семье от политической власти в обществе; вместе с тем уже семья может сформировать определенный стереотип отношения к политической власти и к авторитету на основе аналогии с семейной властью. Положение женщины в семье формирует у ее членов отношение к участию женщин в политике.

Особое значение это имеет в тех обществах, где семья играет существенную роль в социально-экономических от­ношениях. Так, господство в Индии обычая затворничества, или парда (что означает чадра, занавеска, покрывало) по отношению к женщине существенно ограничивало ее свобо­ду в семье, а особенно вне дома, где она могла появляться в сопровождении мужа или родственников. И хотя под на­тиском социально-экономических и политических измене­ний этот обычай ослабевает, однако и сегодня он влияет на поведение женщины, в том числе в политической жизни. В последние десятилетия несколько расширилось участие женщин в законодательных органах страны, в том числе на уровне штатов. Но некоторых женщин - депутаток во время сессий всегда сопровождают их мужья или отцы, что соответствует обычаю затворничества. Вообще в семье че­ловек впервые сталкивается с классовыми, национальными, религиозными факторами своей жизни; именно там возни­кает первичная идентификация человеком себя с определен­ной социальной или культурной группой. 'Школа выполняет существенную функцию в процессе социализации. Здесь политика входит в жизнь ребенка через школьные курсы истории, политической географии, лите­ратуры, обществоведениял'Школа - один из первых фор­мальных коллективов, через который познается связь чело­века с государством и обществом. В нем политические цен­ности приобретают осязаемый характер при исполнении государственного гимна, использовании таких политичес­ких символов, как государственной флаг и герб. К тому же общественные детские организации в школе формируют на­выки организаторской деятельности, в них возникает пер­вичное представление об институциональной стороне об­щественной жизни. Американские ученые исследовали про­цесс политической социализации в школе и установили, что 95% из 12 тыс. белых детей, живущих в американских го­родах согласились с утверждениями: "Америка - лучшая страна в мире", "Американский флаг - лучший в мире". Эти высказывания принимаются в том числе из-за интенсивного педагогического воздействия на детей: при исследовании учителей было установлено, что 99% из них ежедневно пока­зывали детям американский флаг в классе, 91% требовали доказательств преданности флагу и 60% ежедневно устра­ивали пение патриотических песен вроде "Прекрасная Америка".

\ Религия и церковь участвуют в процессе политической социализации прямо либо опосредованно - в зависимости от конкретных политических и социально-культурных усло­вий развития общества. \ Политические лидеры, особенно в развивающихся стра­нах, освящают свою деятельность той или иной религиоз­ной атрибутикой, пытаются обосновать политические реше­ния религиозными установками. В процессе политической социализации человек соотносит свои религиозные пред­ставления с политическими ценностями. Президент Египта Насер во время войны с Израилем чаще выступал с полити­ческими речами в мечете, чем в президентском дворце. Ис­ламское государство в Иране официально базирует полити­ческую жизнь на религиозных ценностях. В Польше ка­толическая церковь формировала негативное отношение к коммунистическому правлению и выступала важным аген­том формирования патриотического сознания.

Политические ценности имеют социальную, националь­ную, расовую окраску и содержание. В советском обществе длительное время политическая социализация осуществля­лась на основе классовой идеологии. Коммунистическая партия проводила ее через школу, общественные органи­зации, средства массовой информации, культуру. В качестве факторов приобщения к политике часто используют наци­ональные символы и традиции. Национальная окраска политических институтов и политических лидеров создает им массовую поддержку. Однако, если национальная идея используется в политической социализации для формирова­ния чувства превосходства одной нации над другой, то это противоречит демократической политической культуре. Национализм ведет к вражде между людьми, сопровождает­ся насилием и нарушением прав человека. Одно дело, если национальные лозунги используются для освобождения уг­нетаемой нации от угнетения. Здесь формирование нацио­нального достоинства и приверженность ценностям нацио­нальной политической культуры - необходимый момент ос­вобождения. Но если начинают попирать права и ценности других народов, то возникают условия для национального фанатизма. То же самое следует сказать и о расизме, когда у людей формируют предубеждение против "белой", "чер­ной" или "желтой" рас. Грани между национализмом и на­циональным самосознанием подвижны. Примером разру­шения этих граней являлася ситуация в бывшем Советском Союзе. Формирование политической культуры под лозун­гами "Литва - для литовцев!" или "Россия - для русских!" -проявление национализма. В целом, формирование классо­во-идеологической, национальной или расовой исключи­тельности приводит к дегуманизации политики, к уста­новлению авторитарных и тоталитарных политических режимов.

В современном обществе значительное место в процессе политической социализации занимают партии, обществен­ные организации и движения, средства массовой информа­ции.

Политические партии - один из центральных агентов социализации. Они наиболее активно участвуют в политических процессах, формируют политические программы и пытаются внедрить их установки в массовое сознание. Партии придерживаются различных идеологий. Потому для соблюдения демократичности политической социализации партийная система строится на принципе политического плюрализма. Партии используют для социализации раз­личные формы деятельности - устную пропаганду и агита­цию, печатное слово, теле- и радиопередачи. К ним тяго­теют некоторые молодежные организации. Они имеют свою символику и традиции. Функцию политической социализа­ции, например, выполняет цвет партийных знамен. Левые партии социалистической и коммунистической ориентации используют красную символику, анархисты - черную, рели­гиозные партии в некоторых странах Востока действуют под зелеными знаменами ислама. Вот почему при смене политических режимов победившая партия для укрепления своего господства пытается ликвидировать или ограничить использование символики своих политических противни­ков и использовать в политической социализации свою сим­волику.

Любой политический процесс сегодня не обходится без влияния средств массовой информации и коммуникации. Печать, радио, телевидение, массовое кино влияют на че­ловека непосредственно и формируют у него отношение к политическим ценностям, защищают одни и опровергают другие политические идеалы. Скорость распространения ин­формации и возможность передачи ее во все уголки страны и во все страны мира превращают средства массовой ин­формации в один из самых эффективных инструментов фор­мирования поддержки или осуждения политической власти населением. Доходчивость, эмоциональность, художествен­ность различных видов информации увеличивает силу поли­тических символов, взглядов, установок. Разнообразие ин­формации усиливает интерес человека к политике, формиру­ет установки на свободу политического выбора. Таким образом, ясно, что политическая социализация -сложный и неоднозначный процесс. В нем имеются объ­ективные и субъективные стороны. Человек занимает в этом процессе активную роль. В механизме политической социализации участвуют различные агенты со своей спецификой и функциями. Итогом политической социализации выступа­ет определенная политическая культура.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!