Кадровая политика и решение социальных проблем при реструктуризации корпорации

20 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Реструктуризация корпорации может принимать множество форм. Термин "реструктуризация" используется, чтобы показать огромное разнообразие различных организационных, технологических, юридических и т.п. действий. В данной работе под реструктуризацией понимается намеренное (запланированное) изменение формальных отношений между составляющими элементами организации. Оно включает в себя: реорганизацию технологических процессов, уменьшение уровней управленческой иерархии, упразднение структурных элементов в результате аутсорсинга, продажи и придания самостоятельности структурным подразделениям компании, отказ от некоторых видов деятельности.

Реструктуризация не синоним реинжиниринга, который представляет собой радикальное изменение деловых процессов с целью добиться значительных улучшений в плане затрат, качества, скорости бизнес-процессов. Реструктуризация - более широкое и объемное понятие, могущее включать в себя и финансовые изменения (в результате скупки акций, выпуска новых акций), изменения структуры рыночного предложения (портфеля товаров, услуг) и производственных структур (через рационализацию, распродажу подразделений с низкой производительностью, освоение новых видов деятельности через приобретения (слияния) и внутренний рост), и сокращение рабочих мест.

В последнее время все большее внимание обращается на реакцию, персонала на подобные организационные изменения. ОпьИт" показывает, что, вопреки верным финансовым расчетам и рыночным оценкам, в процессе реструктуризации возникает множество социальных и социо-психологичес-ких проблем, связанных с персоналом компании, .которые часто сводят на нет ожидания ее руководства.

Имеющиеся данные социологических опросов показывают, что до 80% респондентов считают, что организационные изменения значительно влияют на персонал и атмосферу в компании. Последствия такого влияния: установление напряженной психологической атмосферы; снижение лояльности работников по отношению к организации; уменьшение инновационной активности сотрудников; рост конфликтных ситуаций между работниками и руководством; изменение требований работников к уровню вознаграждения; увольнение ценных работников по собственному желанию; снижение производительности труда; рост количества конфликтных ситуаций между работниками и т.п.

Одна из главных причин, объясняющих эти данные, - страх. Страх потери рабочего места, определенного статуса, страх перед неизвестным (смогу ли приспособиться к новым требованиям?) и т. п. Без необходимой информации "сверху" о протекающих в компании процессах у части работников возникают ложные представления, причем чаще всего основанные на пессимистичных оценках.

Подобное поведение персонала при реструктуризации - неизбежная психологическая реакция на изменение окружающей среды, попыткой адаптации к новым условиям. Однако руководство компании своей кадровой политикой может и обязано помочь своим сотрудникам пройти этот неизбежный процесс с минимальными потерями как для индивида, так и для организации в целом.

Среди основных практических задач, которые должны быть решены при этом, особо выделим следующие: построение и внедрение в жизнь корпоративной социальной ответственности (включая проведение сокращения, если таковое потребуется); проведение информационной кампании (включая и эмоциональную поддержку персонала) и дополнительное обучение (переобучение) сотрудников.

Корпоративная социальная ответственность остается недостаточно осознанной многими менеджерами в современной России, утверждающими вслед за теорией бизнеса М. Фридмана, что "бизнес это бизнес". Суть такого подхода заключается в формуле: существует единственная социальная ответственность бизнеса - используя все возможности осуществлять деятельность, направленную на увеличение прибыли, настолько, насколько это позволяют правила ведения бизнеса.

Но в современном мире есть и другой подход, наиболее широко представленный в Германии и Японии, где существуют общественное согласие и высокое доверие к бизнесу со стороны общества. В этих странах работники компании и ее клиенты приравниваются к таким бизнес-партнерам как инвесторы. В Скандинавии все составляющие бизнес-среды также рассматриваются многими компаниями в качестве важных бизнес-партнеров. В 1995 г. Международная ассоциация студентов бизнеса и экономики и Форум руководителей бизнеса Принца Уэльского провели опрос 7500 студентов менеджмента и экономики в возрасте от 19 до 26 лет из 28 стран. 50% опрошенных ответили, что компании несут огромную ответственность перед своими клиентами, 24% основополагающую роль в деятельности компании отвели работникам и только 13% - акционерам.

Понятие корпоративной социальной ответственности рассматривается в рамках нескольких концепций. Одна из них в том, что корпорации имеют договорные обязательства по отношению к государству. Поскольку государство дает возможность им развиваться и использовать как природные, так и человеческие ресурсы, существует скрытый договор (соглашение) между компанией и государством. На данных взаимоотношениях основаны требования к компаниям о принятии на себя социальной ответственности. С договорной концепцией связана идея: если корпорация не работает ответственно или если она не может найти приемлемого соотношения между интересами социальных партнеров, государство посредством политического процесса может и должно будет накладывать на бизнес вре больше предписаний.

Другая концепция корпоративной социальной ответственности гласит: "Корпорации имеют не только экономическую, но и социальную миссию". Концепция подчеркивает, что предприятие несет ответственность не только перед инвесторами, но и перед теми социальными субъектами, кого затрагивают его решения и действия.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!