Изучение профессиональной успешности менеджера (Исследования начала XX века)

24 Мар 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Приблизительно в то же самое время оппоненты тейлоровской механистической системы начали связывать профессиональную успешность работников с характеристиками человеческого сознания. Так, при отборе и обучении появились и стали активно использоваться интеллектуальные тесты.

С распространением фрейдизма профессиональную успешность стали соотносить не только с характеристиками сознания, но и с особенностями человеческой личности. Использование тестов интеллекта с целью отбора было дополнено проведением личностных психологических методик, отражающих различные типологии личности.

Однако при этом не следует забывать, что личностные психологические методики были изначально созданы совсем для других целей, а именно для диагностики психопатологий. А значит, не могли, да и сейчас не могут со всей очевидностью предсказывать успешность того или иного работника на том или ином рабочем месте.

Не были неопровержимыми и данные интеллектуальных тестов. Было замечено, что зачастую работники с высоким IQ не столь успешны в профессиональной деятельности, как их коллеги со средними показателями.

При исследовании прогностической ценности интеллектуальных тестов оказалось, что они выявляют лишь 25% успешных работников. А более точный анализ позволил выявить менее 10%, а порой и лишь 4% успешности. Это означает, что тесты интеллекта оставляют без объяснения 75% профессионального успеха (а в худшем случае — и все 96%).

Наконец, в 1973 году появилось новое понятие — понятие профессиональной компетентности, что существенно изменило содержание и характер дискуссии.

Было установлено, что ни традиционные академические способности, ни дипломы об окончании учебных заведений или другие полученные работником сертификаты не гарантируют и не могут предсказать профессиональную успешность работников на том или ином рабочем месте.

Впервые в качестве специальных профессиональных компетенций, которые могут реально прогнозировать профессиональную успешность работников, были выделены три характеристики:

1) эмпатия;

2) самодисциплина;

3) инициативность.

Впервые профессиональная успешность была связана не с типом личности или ее IQ, а с конкретными поведенческими проявлениями, реально приводящими работников к более эффективной деятельности. Так был пройден путь от построения «психологических портретов» работников и оценки имеющихся у них профессионально важных качеств до управления профессиональными компетенциями.

Принципиально важным в этом экскурсе в историю является вопрос о том, изменился ли взгляд на человека в организации за этот длительный период времени. Ведь то, что мы видим, в действительности в большой степени зависит от способа смотреть. Как здесь не сказать, что особенно часто о человеческом факторе вспоминали во время крупных катастроф, аварий и поломок.

Весь пафос концепции учета человеческого фактора сводился не столько к прогнозированию профессиональной успешности, сколько к построению всяческих барьеров, делающих невозможным для претендентов проникнуть в определенные профессиональные сферы деятельности. Самым важным было — не допустить, отсеять тех, кто по тем или иным причинам, не подходит! И здесь, как говорят некоторые специалисты своего дела, «лучше перебдеть, чем недобдеть». Считалось важным оценить не только наличие у человека профессионально важных, но и проверить выраженность профессионально недопустимых (нежелательных) качеств, которые «делают присутствие в коллективе данного человека не только не полезным, но даже препятствующим достижению общего позитивного результата».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!