Изучение критических статей в школе

Изучение литературно-критических статей обогащает ду­ховный мир учащихся, расширяет их кругозор, учит мыслить, прививает навыки самостоятельного анализа художественных произведений, заставляет задуматься над различными вопро­сами жизни. Знакомство с критическими статьями помогает школьникам глубже понять смысл изучаемого произведения и его образы, актуальные вопросы того времени и разрешение их писателем.

Изучение литературно-критических статей В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского и Д.И. Писарева, зна­комство с работами А.В.Дружинина, А.А.Григорьева и других талантливых русских критиков должно помочь учащимся глубже понять произведения писателей XIX века, способство­вать усвоению знаний по истории и теории литературы.

Основные задачи изучения литературно-критических статей. 1) Научить школьников воспринимать каждую критическую статью не только как глубокий анализ художественного произве­дения, но и как определенный документ эпохи. Работая над тек­стом статьи, надо показать учащимся тесную связь данной статьи с актуальными вопросами жизни России тех лет, обратить вни­мание на исторический подход критики к анализу художествен­ного произведения. 2) Дать четкое представление учащимся, во имя чего взялся критик за создание статьи, чем вызвано ее появление. 3) Не только разъяснить учащимся точку зрения критика, но и объяснить ее, исходя из его общественно-политических и эсте­тических взглядов. Важно, чтобы учащиеся увидели этот «свет известного убеждения», поняли, чем руководствовался критик в оценке героев и произведения в целом. 4) Нужно помочь учащимся глубже осмыслить отдельные по­ложения статьи, разобраться в том, чему она учит, какие «чувст­ва добрые» и мысли стремился пробудить автор у читателей, т.е. в процессе чтения критических статей выявлять их нравственный потенциал. 5) Не сводить всю работу к запоминанию и повторению гото­вых истин, а учить школьников делать самостоятельные выводы, побуждать их высказывать свое мнение по поводу той или иной оценки героя и его поступков, данной автором статьи (формиро­вать «критическое мышление»). Таковы задачи изучения литературно-критических статей.

К кри­тическим статьям и фрагментам из них необходимо обращать­ся на протяжении всего курса литературы. Изучение обзор­ных и монографических тем будет неполным, если учащиеся не получат представления о русской критике, ее роли в обще­ственной жизни страны, в развитии литературы и искусства XIX века. Так, при изучении обзорной темы «Введение» (X кл.) учи­тель, давая общую характеристику состояния литературы 60-х годов, познакомит учащихся с общественно-политическими и эстетическими взглядами Добролюбова, Чернышевского, Пи­сарева, чьи статьи будут изучаться в монографических темах «А.Н.Островский», «И.А.Гончаров», «И.С.Тургенев». Широ­кое использование на уроке воспоминаний о Добролюбове, его писем, отрывков из его статей поможет воссоздать облик Добролюбова-критика, гражданина, подготовит учащихся к восприятию его статей.

При изучении монографических тем, и в частности жизни и творчества писателей, можно привлечь фрагменты из крити­ческих статей, наиболее ярко характеризующие «отличитель­ную физиономию таланта» каждого из писателей: рассказы­вая о творчестве А.Н.Островского в 50-е годы, его «пьесах жизни», хорошо использовать фрагменты из статей Добролю­бова «Темное царство» и «Луч света в темном царстве», в ко­торых дается объяснение, почему именно так назвал критик произведения Островского и пр. Но особое внимание следует уделить тем критическим стать­ям, которые непосредственно связаны с программными литера­турными произведениями. Их анализ можно разбить на два эта­па: первый - включение отдельных положений статьи в процессе изучения художественного произведения в классе, второй - чте­ние статьи, организация изучения ее текста после анализа лите­ратурного произведения.

Первый этап даст возможность познакомить учащихся с неко­торыми положениями статьи, имеющими прямое отношение к развитию конфликта, анализируемым образам, мотивировке по­ведения героев. К «критическому этюду» И.А.Гончарова «Мильон терзаний» следует обратиться в процессе чтения и анализа ко­медии Грибоедова «Горе от ума» и на специальном уроке, посвя­щенном ее разбору. В первом случае материал «критического этюда» поможет следить за развитием и характером конфликта пьесы, вместе с опытным читателем-критиком учащиеся вчитыва­ются в текст, сопоставляют свои суждения с замечаниями крити­ка о развитии действия, мотивах поступков героев, подтекстом их реплик.

Второй этап — это чтение и внимательный анализ статьи. Приемы работы. 1) вступительное слово учителя, предваряющее работу над текстом статьи: учитель расскажет или вспомнит с учащимися об общественно-политической обстановке, в которой создавалась статья, объяснит причины, побудившие автора к ее написанию, раскроет или напомнит идейно-эстетические взгляды критика. 2) Комментированное чтение статьи. Комментарий учителя в процессе чтения статьи в классе (ее наиболее важных фрагмен­тов) поможет школьникам лучше почувствовать глубину литера­туроведческого анализа, нравственный и социальный аспекты публицистических отступлений критика. 3) Составление плана статьи, тезисов (дома - конспектов). Обучать девятиклассников,  впервые  читающих  статью В.Г.Белинского, составлению планов, тезисов и конспектов статьи необходимо параллельно с ее анализом (выделить с этой целью два-три отрывка из статьи, поставить к ним во­просы). Только после того как у школьников будут сформи­рованы умения тезирования и конспектирования, эту работу учащиеся могут выполнять самостоятельно, без руководства учителя. Читая статью, школьники учатся следить за логикой развития мысли автора, системой доказательств выдвинутых положений, четкостью выводов. И в Х классе параллельно с чтением и анализом статьи ведет­ся коллективная работа по составлению ее плана. Опираясь на этот идейно-тематический план, учащиеся могут составить тезисы статьи (в тетрадях или на карточках).

Чтобы облегчить учащимся самостоятельную работу над тек­стом критической статьи и сосредоточить их внимание на ее главных положениях, можно дать школьникам в качестве до­машнего задания ответить на вопросы или составление плана статьи и подбор тезисов или ответы на вопросы.

Иногда вместо тезирования или конспектирования статьи име­ет смысл предложить учащимся дать письменный развернутый ответ на один из сложных вопросов статьи. Это следует практи­ковать в тех случаях, когда статья большая по объему и трудная для восприятия. Можно предложить учащимся сопоставить тео­ретические положения критика с их реализацией в статье, напри­мер требования «реальной критики», данные Добролюбовым в начале статьи «Луч света в темном царстве», и их реализация в подходе к анализу драмы Островского «Гроза». Вопросы заставят учащихся внимательнее читать статью, под­бирать соответствующие цитаты для ответа, наконец, высказать собственное мнение о критической статье.

Работа по тезированию и конспектированию статей в старших классах приобретает все более самостоятельный характер, но не является единственным видом работы над статьей. Полезно чаще проводить беседы по ее содержанию, стремиться к тому, чтобы учащиеся высказывали свое мнение по поводу отдельных поло­жений критика, чтобы у них возникало желание в некоторых случаях поспорить с критиком, поэтому так важна постановка проблемных вопросов, использование на уроках элементов дис­куссий, проведение урока-диспута.

В спорах, в процессе диспута школьники учатся высказывать свое отношение к оценке критиков, отстаивать его, лучше пости­гают общественно-политические и эстетические взгляды авторов статей, роль данных статей в общественной жизни страны. Дис­пут может быть проведен и в виде деловой ролевой игры «Кри­тика за круглым столом» обсуждение критиками вышедшего произведения; например: обсуждение романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Писаревым, Антоновичем, Страховым; можно привлечь высказывания о Базарове А.Герцена и самого автора романа.

Таковы возможные приемы изучения литературно-критиче­ских статей в школе. Наша задача - сделать это изучение твор­ческим; важно не только научить анализировать эти статьи, но всей системой вопросов, заданий пробудить у учащихся интерес к критической литературе, и тогда чтение критических статей станет не обязанностью, а потребностью учащихся.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!