Изучение эпических произведений

Эпи­ческие произведения составляют значительную часть школьной программы. Эпос представлен в школе разнообразными жан­рами: басня, рассказ, повесть, роман, эпопея. Но жанровые различия не должны снимать при изучении того общего, что составляет существо эпического рода литературы, - его повествовательности и способности охватить жизнь в ее объективной полноте. Эта особенность эпических произведений сказывается на целях, путях и способах работы над ними в школе. При изучении их внимание учащихся неизбежно будет концентриро­ваться на тех компонентах художественного текста, которые существенны для эпического рода. В школьных условиях ими обычно оказываются: 1. Тема, проблематика, сюжет. Рассматри­вая их, ученики осмысливают произведение как эстетическую реальность, как преображенную действительность. 2. Образы героев (знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов). 3. Автор как творец, как созда­тель особого художественного мира данного произведения.

Естественно, что на разных этапах обучения в поле зрения учащихся будут находиться не все компоненты, да и вообще полнота анализа больших эпических произведений в школе не­достижима. Поэтому, не стремясь все проходить с одинаковой мерой глубины, важно в каждом случае искать основные линии, доминанты анализа, через которые бы ученик шел к пониманию идейно-художественного смысла произведения на доступном для его возраста уровне.

Чтобы помочь школьникам проникать в глубь произведения, надо научить их перечитывать его. Все богатство художествен­ных впечатлений они должны получить от личного и непосред­ственного контакта с произведением, а задача учителя - помочь осознать эти впечатления, прояснить авторский замысел, автор­скую концепцию жизни (нравственно-эстетический идеал). Это проще сделать при изучении басни, рассказа, где невелик объем текста и характеры действующих лиц раскрываются в каком-либо одном событии, столкновении. Когда же речь идет о повести, романе, то особое значение приобретает отбор материала и акцентировка в его интерпретации. Какие эпизоды рассмотреть подробно, какие опустить; что в характерах героев выделить как главное, а что оставить без внимания и оценки; на каких сторонах авторского идеала сделать основной акцент - все эти вопросы приходится постоянно решать, когда обдумывается система уроков по изучению большого эпического произведения. Обычно учитель опирается на объективную литературоведческую его трактовку, но интерпретирует ее в соответствии с учебными условиями и целями. Поэтому трактовка не может быть раз и навсегда найденной, она допускает варианты и диалектична по своей сути. В школе плодотворен историко-функциональный подход, когда при истолковании произведения принимается во внимание жизнь его в читательском сознании разных эпох. Это позволяет остановиться на тех сторонах произведения, которые могли казаться менее существенными во время его появления, но приобрели особое значение сегодня.

При поиске или выборе трактовки произведения в школе учи­тывается и психологический аспект - необходимость вызвать интерес учащихся, их потребность в активном соучастии при работе с текстом. Поэтому так существенно для преподавателя знать мнение учеников о произведении, учитывать их восприятие. Как правило, учитель сосредоточивает внимание школьников на том содержательном слое произведения, какой был им трудно­доступен при самостоятельном чтении.

Независимо от того, какой путь разбора будет принят в каче­стве основного, эпическое произведение должно изучаться це­лостно, как художественное единство, в неразрывности содержа­ния и формы. Надо сказать, что целостность произведения не всегда удается раскрыть даже авторам современных литературоведческих трудов. Тем более трудно осуществить это в школе, где - в связи с «прерыв­ностью» анализа и распределением материала по урокам - неизбежно то или иное расчленение художественного единства. Делать это приходится по разным причинам — из-за невозмож­ности полностью прочитать произведение в классе, из-за ограни­ченности времени на изучение, из-за необходимости системати­зировать знания школьников и т. д. Опасность расчленения мень­ше ощущается в IV - V классах, где анализ небольших произ­ведений строится как процесс вдумчивого вчитывания в текст с последующим обобщением наблюдений. В старших же классах, начиная уже с VII, когда изучаемые произведения становятся большими, а реальное учебное время, напротив, уменьшается, приходится вычленять в анализе и образы-персонажи, и компо­зицию, и стиль. При этом может разрушиться не только целост­ность произведения, но и целостность восприятия, в результате чего текст в сознании учеников начинает как бы распадаться на клеточки.

Условия, со­блюдение которых ослабляет впечатление раздробленности ана­лиза и позволяет сохранить относительно целостное представле­ние о произведении. 1)  нужно стремиться попеременно фокусировать внимание школьников на элементах образной системы в процессе постепенного «движения в тексте»; 2) необходимо избегать схематизма, отвлеченности, «анатомирова­ния» текста. Анализ должен постоянно сопровождаться синтезом, и важно в каждый момент работы не ограничиваться логиче­ски-понятийными выводами, а оживлять конкретно-образные представления школьников; 3) надо создавать условия для появления и сохранения эмоциональных реакций учащихся в процессе разбора.

Анализ эпического произведения в любом классе должен быть содержательным. В IV - VI классах главным обычно оказывается осмысление сюжета, а также поступков и переживаний героев в центральных эпизодах про­изведения. Наблюдения же за композицией, жанровыми особен­ностями, авторским отношением к изображаемому накапли­ваются пока в виде конкретных представлений, но не становятся предметом обобщения. В VII классе обобщающий момент зна­чительно усиливается. В старших классах анализ может строиться на серьезном теоретико-литературном фундаменте.

Как говорилось выше, различия в работе над эпическим про­изведением зависят от жанра, возраста школьников, ступеней обучения, но общей особенностью является необходимость груп­пировать художественный текст вокруг определенных проблем и рассматривать все компоненты образной системы в их взаимо­связи и сцеплениях. Неизбежным моментом работы с эпическим текстом оказывается рассмотрение сюжета и анализ конкретных эпизодов.

Сюжет эпического произведения складывается из выстроенных в определенной последовательности событий, происходящих в определенном времени и пространстве; из по­ступков героев-персонажей; из сцеплений разнообразных об­стоятельств, в которых эти герои действуют. События в произведе­нии могут развиваться быстро или медленно, захватывать остротой или казаться монотонными, но они непременно движутся. Сюжет — это «единство, движущееся во времени». Освоению сюжетно-композиционной основы произведений служит в школе составление планов всего повествования или отдельных его частей, а также рассказывание.

Освоению сюжетно-композиционной основы и художествен­ного мира произведения служит работа над отдельными его частями: главами, эпизодами. При этом нужно стремиться, чтобы в выделенной части присутствовало все произведение. Подобно крупному плану в кино, анализируемый эпизод прибли­жает героя и автора к читателю, позволяет в подробностях уви­деть проявления отдельного характера в определенных обстоя­тельствах и внимательнее вглядеться в сами обстоятельства. Эпизод всегда звено в событийной цепи. Каждый из них связан с другими. В средних классах при разборе их на первый план чаще выступают события, в старших - герои и авторская позиция. Чтобы эпизод не заслонил всего произведения и чтобы оно не рассыпалось в сознании учеников на несвязанную цепочку эпизо­дов, нужно, во-первых, строго отбирать их для подробного раз­бора, во-вторых, постоянно связывать часть и целое, эпизод и все произведение, в-третьих, варьировать приемы анализа при рассмотрении разных эпизодов одного произведения.

Не менее, чем за событиями повествования, читатель любит следить за действиями персонажей, за судьбами героев. Литературный герой - одна из тех художественных реальностей, без которой нельзя понять ни мира произведения, ни авторской позиции. Создавая образ человека, писатель исследует его «как цельную личность - в единстве умственных, эмоциональных и телесных качеств». Поэтому трудно признать правомерным долго быто­вавшее в школе выделение «черт» героя и составление его сум­марной характеристики. Такой подход к образу разрушителен для него. Значительно целесообразнее тот путь изучения, когда рассматривается поведение персонажа в единстве с действием. Для изучения в школе особенно важно, что персонаж всегда несет в себе этическую авторскую оценку и тем самым помогает читателю выработать ценностные ориентации. В разных классах процесс знакомства с литературным героем не может быть одинаков, так как осваивать образ каждый раз будут школьники разного возраста и разной литературной под­готовленности.

Таким образом, произведения эпического рода рассматрива­ются в школе с многих точек зрения, вбирают работу над разными компонентами художественного текста.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!