Изучение драматического произведения

Драма показывает героя в действии; описания, кроме тех, ко­торые содержатся в ремарках и словах персонажей - отсутствуют. Повествования в драме нет, последовательность событий воссоз­дается на основе реплик, монологов и диалогов действующих лиц, а также ремарок автора. Авторская позиция скрыта в большей сте­пени, чем в произведениях других родов литературы. Предназна­ченность пьесы для актерского исполнения, для сцены требует деления на акты и явления и определяет сравнительно небольшой объем. Важнейшая особенность драмы — концентрированность действия и значимость речевого высказывания персонажа. Все эти характерные черты, как правило, не воспринимаются учащими­ся, которые являются довольно поверхностными читателями дра­матического произведения. Нередко учителю приходится на уро­ках по изучению драмы воспитывать не только читателя, но и зрителя.

В методике уроков по драме на первое место следует поставить выразительное и комментированное чтение, затем - подготовлен­ное чтение по ролям, беседа о сценической истории пьесы, ана­лиз событий и характеров. В процессе анализа и интерпретации эпизодов и характеров драмы особенно важно развивать воображение школьников, со­здавать эмоциональный настрой урока и ситуацию сотворчества, приобщать класс к замыслу возможной сценической постановки, учить проникновению в подтекст.

Большинство современных программ по литературе предлагают начать знакомство с драмой в VIII классе («Ревизор» Н.В.Гоголя). Однако программа под редакцией А.Г.Кутузова, ориен­тированная на интерес к роду и жанру произведения, относит знакомство с драмой к V классу. Это следует приветствовать, т.к. ранее обращение к специфике драмы, творческим работам по созданию сценария, самостоятельному чтению и анализу драма­тических текстов, несомненно способствует активизации работы по формированию читательских и зрительских предпочтений, а также жанровых ожиданий.

Чтение и вступительные занятия. Так же как при изучении эпического произведения, работе над драмой в классе предше­ствует самостоятельное чтение ее учениками. Справедливо счи­тается, что сам процесс чтения драмы отличается от чтения романа. Поэтому вряд ли стоит настаивать на заблаговременном знакомстве с пьесой. Лучше предложить почитать ее незадолго до работы в классе. Перед чтением можно дать один-два вопроса типа: «Что вам особенно понравилось? Как вы поняли название пьесы? Кого вы считаете главными героями?» и т. д. Полезно организовать чтение пьесы вслух во внеурочное время; текст может читать сам учитель, привлекая в отдельных случаях запись пьесы (пластинки, магнитофон). Иногда педагог прочитывает лишь первое действие. При этом он обращает внимание на ремарки, перечень действующих лиц, т. е. показывает, как надо читать драму. Дальнейшие действия ученики читают самостоятельно; между чтением отдельных актов можно, пробудив воображение, помочь им представить сцену и действующих лиц, как бы перенести их в театр. С этой целью учитель передает свои личные театральные впечатления или словами рисует сцену такой, какой она ему представляется. Возможно обратиться и к театральным мемуарам.

Вступительные занятия к драматическому произведению мо­гут быть различными в зависимости от своеобразия пьесы. Нельзя забывать на вступительных занятиях о предварительном коммен­тарии к пьесе. Отсутствие в драматическом произведении разъяс­нений автора заставляет преподавателя ввести в свой рассказ все то, без чего ученик не в состоянии сразу включиться в актив­ную работу над пьесой. На вступительных занятиях можно рассказать о первых постановках пьесы, об эффекте, произведенном ими, о борьбе, разыгравшейся вокруг них. Здесь могут быть показаны фото­графии сцен спектаклей и отдельных актеров в ролях изучаемой пьесы.

На начальном этапе изучения драматического произведения одновременно с выяснением главного конфликта должно как бы состояться первое знакомство учеников с действующими лицами, с тем, какую роль они играют в борьбе. Можно поставить вопрос об их группировке. С этой целью в некоторых случаях педагог останавливается на перечне действующих лиц, особенно в тех пьесах, в которых имена и фамилии намекают на характер пер­сонажей, говорят об отношении к ним автора («Недоросль», «Горе от ума», «Гроза» и др.). Путь к прояснению основного конфликта прокладывает и установление границ пьесы — с чего началось и чем кончилось. Соотнесение начала и конца способ­ствует появлению общего взгляда на пьесу.

Готовясь к анализу отдельного действия, учитель определяет для себя центральную проблему работы над ним. Для решения этой задачи отбираются явления и ставятся основные вопросы. Конечно, работа по действиям включает в себя и разъяснение непонятных слов, и исторический и театральный комментарий, однако все это подчинено главной задаче. Поэтому надо дать себе ясный отчет, какие явления должны быть выделены для подробного разбора. Отбор явлений для чтения в классе зависит от тех задач, которые по замыслу учителя следует решить как при изучении всей пьесы, так и при работе над отдельными дей­ствиями. Этот отбор определяется в процессе предварительной подготовки педагога к изучению всей пьесы. Стержнем работы над каждым актом является последователь­ное наблюдение за развитием действия, за внутренней логикой этого развития в данном акте. Учитель обычно фиксирует внимание на причинно-следственной связи явлений друг с другом. Каждое решение, каждый поступок, каждое переживание, имеющее место в драме, должны предстать, с одной стороны, как следствие предшествующего звена, то есть поступка, пере­живания, события, решения, с другой — как причина, предпо­сылка последующих событий.

Наблюдение ребят за развитием действия должно быть не­отрывно от проникновения в характеры действующих лиц. В процессе работы над действиями ученик убеждается, что «с каждой фразой персонаж делает шаг по лестнице своей судьбы. Если он сел и замолчал, то через минуту встанет иным. Он ушел одним — вернется другим». Характер персонажа, его социальное лицо, душевное состоя­ние выявляет речь. Поэтому при анализе драмы предметом по­стоянного внимания должна быть речь персонажа, ее свое­образие.

Автор, его отношение к происходящему — главный вопрос, всегда стоящий перед нами при изучении любого произведения искусства. В драматическом произведении позиция автора скрыта больше, чем в произведении другого рода. Ведь автор нигде прямо не выражает своей точки зрения.

Сложность выяснения точки зрения автора заставляет учи­теля особенно продуманно вести учеников к ее пониманию, направлять их мысль постоянно, обращать внимание на то, как, какими путями выражает он свое отношение к происходящему. Начиная работу над «Ревизором», словесник привлечет внима­ние школьников к замечаниям, сделанным Гоголем для актеров, предложит им подумать, как писатель относится к своим героям.

Сложность и многообразие задач анализа пьесы по действиям всегда таят в себе опасность: действие распадается в сознании учеников на отдельные вопросы. Чтобы этого не случилось, учи­тель коротким рассказом связывает те явления, которые разби­рают в классе. Таким образом создается целостное ощущение от прочитанного. В процессе анализа полученные наблюдения школьников обоб­щаются. Для этого после отдельных, особо значимых явлений и окончаний действия ставятся так называемые суммирующие вопросы.

На завершающих уроках, по сути дела, встают в обобщенном виде те вопросы, какими ученики зани­мались в процессе анализа. Итоговые занятия нередко начинаются уже в работе над последним действием пьесы, когда разрешается в пьесе конфликт и драматург как бы подводит итоги. Особую роль приобретает на завершающем этапе изучения драмы выразительное чтение учащихся. Оно является проверкой глубины понимания ими ха­рактера героя. Это должно проявиться в трактовке школьниками каждой сцены. Такой же цели может служить чтение ими по ролям отдельных сцен пьесы. На завершающих занятиях целесообразно устраивать свое­образные конкурсы чтения отдельных сцен для проверки глу­бины понимания учащимися пьесы. Задание дается нескольким ученикам, а после чтения предлагается классу сравнить, кто из читавших с большей полнотой донес чувства и мысли автора.

Большое место на завершающих уроках может занять сцени­ческая история драматического произведения. К этому времени у школьников уже есть свое понимание персонажа и всей пьесы. Поэтому ознакомление их с разными сценическими трактовками дает возможность поставить вопрос: чья трактовка, с их точки зрения, больше соответствует замыслу драматурга? Подобный вопрос на уроке создает проблемную ситуацию. В завершение работы над драматическим произведением же­лательно побывать на спектакле или посмотреть его экранизацию.

Работа над драмой в школе — это всегда не только воспитание читателя, но и зрителя. Поэтому уже при изучении «Ревизора» должен быть поставлен вопрос об отличии пьесы от спектакля. Опираясь на театральный опыт учеников, анализируя театральную программу, сопоставляя спектакль с текстом пьесы, они наглядно убеждаются, сколько людей включается в ее сценическое воп­лощение (актеры, режиссер, художник и т. д.). Однако как при работе над первым драматическим произведением, так и в даль­нейшем надо воспитывать у школьников убеждение, что спек­такль — это не иллюстрация к пьесе, а новое художественное произведение, созданное театром, который по-своему трактует пьесу драматурга.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!