Изучение биографии писателя в школе

В каждом литературном произведении отражается личность его творца - писателя, выражается авторская позиция. Без усвое­ния ее школьниками нельзя привести их к объективному понима­нию художественного текста. Услышать голос писателя, увидеть своеобразие его личности, характера и судьбы, объяснить эстети­чески и исторически взгляды художника и помогает изучение биографии.

Своеобразие личности художника, единство его жизненного по­ведения и творческой программы откроются ученикам, если мы при изучении биографии выделим идеологические, нравственные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрас­ту и органичны для самого автора произведения.

Изучение биографии писателя должно вызвать у школьников интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и творческий путь писателя — ключ к слож­ным моментам изучения художественного произведения, включенно­го в школьную программу. Мысль о неразрывности эстетической силы произведения писателя и нравственной стороны его биогра­фии должна стать основой убеждений наших школьников. И в этих целях изучение жизненного пути писателя следует объеди­нить с характеристикой его творческих исканий. Отделение биогра­фии от изучения творческого пути писателя, вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу произведения возможно в IV - VII классах. Там такое построение оправданно и необходи­мо, так как страницы биографии оказываются, как правило, введением в изучаемое произведение, создают установку на чтение и анализ, тематически и проблемно выделяют мотивы произведе­ния, которые предстоит изучить. В старших классах изучение биографии приобретает более самостоятельный и законченный ха­рактера

При слитном изучении биографии и творчества произведения писателя не превращаются в иллюстрацию к жизни. Ученики «вычитывают» из произведений поэта представления о его чувствах, характере, мировоззрении. Чтение стихотворений Пушкина в какой-то мере опережает знакомство с его реаль­ной судьбой. Синхронный порядок изучения биографии и творчест­ва не всегда обязателен.

Уроки по биографии писателя чаще всего строятся как лекция учителя. В лекции значимы и логичность построения, и яркость со­держания, и темп речи, выразительность мимики и жестов педа­гога. Ведь рассказ о жизни писателя включает живой диалог, страницу воспоминаний, отрывок из письма. В лекции о биографии писателя часто возникает опасность фактографии. Учащимся же интересно не сухое изложение собы­тий, а живой рассказ, приводящий к ощущению непосредствен­ного, личного знакомства с писателем. Учитель должен быть озабочен не только детальной конкретизацией представлений о личности писателя, но и раздумьями над жизнью великого человека, объяснением ее, выявлением идейного, нравственного и эстетического подтекста биографических фактов.

Для того чтобы учащиеся не только запоминали, но обдумы­вали факты на уроке по биографии, учитель постоянно должен их ставить перед решением какой-либо задачи. Это могут быть вопросы, связанные с выяснением отношения писателя к общест­венным явлениям («Почему Тургенев в 70-е годы сочувственно относится к народникам?») к искусству («Горький и молодые пи­сатели Страны Советов»), к природе («Почему Чехов не любил южной природы?»). Полезно ставить вопросы на сравнение близ­ких эпизодов из жизни писателей («Как отношение светского общества к поэтам сказалось в истории дуэли Пушкина с Дан­тесом и Лермонтова с Барантом?»).

Если на уроках по биографии будет звучать только речь учителя, встречи учеников с писателями так и не состоится. При изучении биографии следует тщательно обдумать формы опроса и домашних заданий. Здесь может найти место не только составление хронологических таблиц по учебнику и запись плана лекции учителя, но и проведение викторины, и словарная работа, столь необходимая в связи с «биографическими уроками», на которых вводится множество новых понятий, и подбор эпигра­фа к уроку, и сопоставление фактов биографии с лирическими признаниями писателя в его произведениях. Активизации изуче­ния биографии писателя содействует и заключительный урок типа диспута о книгах, посвященных жизни и творчеству писателя. Эмоциональному воздействию биографии писателя на учащихся, несомненно, содействует применение на уроках на­глядности. Музыка, живопись, кино оказываются здесь незамени­мыми помощниками педагога.

Осмысление биографии неразрывно связано с теми методами, которые используются при ее изучении. Необходимо найти для биографии каждого писателя свой ключ. Жизнь Л. Н. Толстого отчетливее будет увидена в сопоставлении портретов, фиксирую­щих внешне душевные перемены, происходящие с писателем, и его дневников. В. Маяковский сам хотел рассказать «о времени и о себе». Огромную внутреннюю энергию поэта, его наступательную активность ученики почувствуют при прямой встрече с ним — работе над автобиографией «Я сам».

Важнейшими средствами изучения биографии являются кино­фильм и заочная экскурсия. Фильм глубже осваивается ученика­ми, если ему предшествует рассказ учителя, чтение учебника, книг биографического жанра. Перед просмотром педагог предла­гает классу вопросы. Это побуждает учеников не просто внима­тельно смотреть и слушать, но заставляет думать, смотря на экран. Вопросы, разумеется, должны быть разнообразны.

Учебные фильмы по биографии писателя не могут заменить такого приема работы, как заочная экскурсия. Полезность этой формы урока объясняется тем, что заочная экскурсия вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображе­ния, непринужденно знакомит со сложными вопросами.

Чтобы заочная экскурсия реализовала возможности, заложен­ные в ней, необходима углубленная работа по ее подготовке. Составление сценария заочной экскурсии - дело сложное, кропот­ливое и длительное. Для того чтобы заполнить те «просветы» в зрительном ряду, которые невольно образуются при заочном путешествии, необходимы разнообразные и глубокие знания, мно­гогранные ассоциации. Непосредственность впечатления в заочной экскурсии во многом обеспечивается свежестью, новизной, не­стандартностью материала.

В соединении эмоциональной образности и богатства фактиче­ских знаний - ключ педагогического и психологического воздей­ствия заочных экскурсий. Заочная экскурсия только на первый взгляд кажется преимущественно монологической, лекционной формой. В действительности в процессе ее развития возникает беседа, дается простор для различного рода самостоятельности и творческих работ учащихся. Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его.

Подготовка заочной экскурсии требует ознакомления с мему­арами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные кадры и планы, фотографии - все это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон эк­скурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль мы подчер­киваем музыкальным лейтмотивом, иногда музыка оттеняет под­текст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она дается в открытую (любимые произведения писателя, романсы, написанные на стихи поэта).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!