Изобразительное искусство Новгорода и Пскова

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В новгородской архитектуре этого периода появ­ляются новые черты. Это, прежде всего, одноглавые соборы, кото­рые вновь становятся высокими и величественными. Церкви этого периода отличает не позакомарное, как ранее, а восьмискатное покрытие, одна, а не три апсиды на востоке [церковь Федора Стратилата (1360—1361) и Спаса Преображения на Ильине (1374)]. Новая архитектура отличается изысканным декором, который ло­жится нарядными лентами орнамента вокруг барабана и апсид, стены украшаются вставными каменными крестами, нишами и фресковыми изображениями. Многие из храмов этого периода строятся на средства богатых купцов или объединившихся жителей одной улицы, что свидетельствует о демократизме и возросшей роли горожан в жизни Новгородской республики (9; 19).

В XV в. размеры новгородских храмов уменьшаются и напоми­нают архитектуру XII в. Так построены церкви Ильи на Славне, Петра и Павла в Кожевниках. В этот период возводятся каменные стены и башни кремля, значительно перестроенные в XVII в., епископский дворец, а также здание, получившее в дальнейшем название Грановитой палаты, на втором этаже которой находится огромный зал, предназначенный для заседаний боярского совета.

На XIV в. приходится расцвет псковской архитектуры, которая отличается большим своеобразием. Псковские строители были про­славленными мастерами и возводили храмы не только у себя дома, но и в других местах Руси. В середине XIII в. возводятся первые каменные стены псковского кремля — Крома, в котором заседает общегородское вече, кипит напряженная жизнь центра псковского государства. Стены Крома с их многочисленными и разнообразны­ми башнями в последующие века не раз перестраивались. В 1310 году возводится собор Рождества Богородицы Снетогорского мона­стыря, известный своими росписями. С XIV в. строятся знаменитые псковские звонницы, которые очень разнообразны и являются неотъемлемой частью псковского архитектурного ансамбля (9).

Из псковских храмов XV в. особенно знаменит собор Василия на Горке. Большой и стройный храм, имеющий притворы, окружен гульбищами. Собор этот отличает особая пластичность и скульп­турная выразительность (1).

В традициях новгородской живопи­си XIV—XV вв. прослеживаются некоторые особенности. В иконах этого периода художники стали использовать насыщенные, яркие и локальные краски, не боясь их контрастных сопоставлений. Постепенно из русской иконописи исчезает философский аристократизм византийского искусства; ему на смену приходит склонность к повествовательности и подробностям сюжета. Иконописные об­разы наполняются теплотой и незримым светом. Таковы иконы «Святой Георгий» (конец XIV в.), «Святой Георгий» (первая поло­вина XV в.), «Отечество» (конец XIV в.). В XIV—XV вв. новгородская иконопись достигает высот своего развития. В ней гораздо меньше чувствуются византийские традиции и появляется своеобразное национальное начало. Расцвет монументальной живописи Новго­рода XIV в. во многом связан с именем художника, который приехал на Русь из Византии. Самую блестящую страницу в развитии новгородской живописи зрелой поры вписал великий византиец Феофан Грек, нашедший на Руси свою вторую родину. Прожил он долгую жизнь, и по свидетельству древнерусского писателя Епифа-ния Премудрого работал в Константинополе, откуда прибыл в город Кафу (современная Феодосия), а затем получил заказ в далеком северном городе (9; 19).

Живопись Феофана Грека воспринимается как высокое искус­ство, насыщенное философскими размышлениями, свидетельству­ющее о могучей духовной силе христианской веры. Резкая и смелая манера письма отличает творческий метод художника. Своеобраз­ным художественным средством для достижения эмоционального акцента служит белый мазок. Многое, созданное Феофаном Греком, утеряно; в минувшую войну чудом сохранилась часть гениальных фресок на стенах храма Спасо-Преображения на Ильине-улице, расписанного художником в 1378 г. Образы, созданные Феофаном, наделены суровыми и сильными характерами. Их переполняют бурные страсти, но внешне они сдержанны.

Хотя Феофан вскоре покинул Новгород, переехав в Москву, он оставил в Новгороде своих последователей. Фрески церкви Успения на Волотовом поле, выполненные учениками Феофана, отличает особый динамизм, выделяющий их среди всех памятников мону­ментальной живописи Новгорода XIV в. (9). В создании фресок церкви Спаса на Ковалеве участвовали сербские мастера. Тонкие фигуры, продолговатые сумрачные лица отличаются подчеркнутой выразительностью. Композиции свободно расположены на стенах храма. Линии, отделяющие их друг от друга, асиммметричны. Колорит довольно ярок. Фрески Волотовской и Ковалевской цер­квей погибли во время Великой Отечественной войны. Из некото­рых небольших фрагментов, уцелевших от фресок церкви Спаса на Ковалеве, составлены сейчас реставраторами композиции, которые находятся в собрании Новгородского историко-архитектурного му­зея-заповедника.

Новгородские иконы XIV—XV вв. очень разнообразны по своим сюжетам. Это в основном изображения популярных в Новгороде святых, таких, как пророк Илья, от которого, по представлениям новгородцев, зависел урожай. Параскева с Анастасией, покрови­тельницы торговли, святой Георгий, стремительно несущийся на коне и поражающий высоко поднятым копьем дракона. В этот период иконописцы начинают посвящать свои произведения реаль­ным историческим событиям (9).

Немногие сохранившиеся до наших дней псковские иконы, среди которых «Богоматерь Одигитрия» и «Илья Пророк» (XIII в., обе в ГТГ), «Архангел Гавриил» (XIV в., ГРМ), «Сошествие во ад» (XV в., ГТГ), отличают любовь к орнаменту, несколько тяжелые колористические сочетания с преобладанием оливково-зеленого и киноварно-красного. Для псковских святых характерен определен­ный тип: продолговатые угрюмые лица, длинные с утолщением на конце носы. Прекрасна икона XIV в. «Собор Богоматери», отлича­ющаяся глубокой и возвышенной драматичностью. Монументаль­ные решения характерны для икон «Дмитрий Солунский», «Святая Параскева Пятница» (XIV в.).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!