Изобразительное искусство и архитектура Юго-Восточной Азии

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Древнейшие памят­ники изобразительного искусства ЮВА - наскальные рисунки, вы­полненные красками из местных минералов и растений (в Индонезии, главным образом в восточной части страны, от Борнео до Ириан-Джая - пещеры Абба, Сосорра и др., в Малайзии - пещера Ниах в штате Саравак): изображения людей, животных, особенно рыб, черепах и птиц, лодок, символов луны и заходящего солнца. В живописи отражаются тотемические и магические моти­вы, космологические представления древних жителей региона и тесная связь их жизни с морем. Некоторые образы (в частности, лодки) сохраняются в дальнейшем в форме крыш домов, головных платков и т. п.

Образцом древнего изобразительного искусства являются также орнаментика и скульптурная пластика мегалитов (середина III тыся­челетия до н. э.), встречающихся в островной части ЮВА, особенно в районе Пасемах на Южной Суматре (Индонезия): статуарные изображения животных (буйволов, слонов) и человеческих фигур с мечами и шлемами, покрытые орнаментом каменные саркофаги. Манера и техника круглой скульптуры и барельефов Пасемаха отличаются совершенно неповторимым использованием плоскости и формы камня, когда иллюзия объемности рельефных фигур получается за счет «обтекания» его поверхности, что создает свое­образный синтез полнообъемной пластики и рельефа. На островах Индонезии и Филиппин встречаются также мегалиты в виде огром­ных кувшинов, но особенно их много в знаменитой Долине Кув­шинов в Лаосе (вес до 14 т, средняя высота - 1,5 м, диаметр тоже 1,5 м, но отдельные-до 3 м). Некоторые из них украшены горизонтальными кольцевидными выступами, а также поясками, на которых изображены человеческие лица. Вместе с этими кувшинами найдены каменные диски, в том числе с рельефными выступами и фигурами четвероногих животных.

Большого совершенства достигала обработка бронзы. В период донгшонской культуры это предметы культа: церемониальные то­порики (кельты), вазы, фигуры предков, ритуальные барабаны (принадлежали заклинателям дождя) с орнаментом зооморфного и антропоморфного характера. Найденный на о-ве Бали огромный барабан «Балийская луна» украшен изображением человеческого лица с большими, широко раскрытыми глазами и с мочками, оттянутыми серьгами. Позднее с приходом индуизма и буддизма (VII-XIII вв.) появляются лампады, подносы, колокольчики с растительным узором и статуи Будды и бодхисатв, облик которых (статичность поз, бесстрастность взора, округлость линий) отражал концепцию трансцендентального мира местных народов.

В VIII-XV вв. происходит расцвет архитектуры, основными формами которой являлись культовые сооружения: пагода, чанди (в которых сочетались функции храма и мавзолея), ступа, стамбха (-мемориальная колонна), вихара и ват (монастырь), биаро, а в XV-XVI вв. чандиобразные постройки (Восточная Ява) - гопура, меру, пура (Бали). Индийские культурные каноны заимствовались путем органической ассимиляции их с местными элементами. Вы­соким мастерством отличаются архитектурно-культурные комплек­сы чанди Боробудур, Прамбанан, Панатаран в Индонезии, храмовый комплекс Ангкорват в Камбодже, многочисленные паго­ды в Мьянме и Таиланде, их каменная пластика и рельефы, а также фрески (в пагодах Мьянмы, Лаоса, Таиланда). Образцы изобрази­тельного искусства позднего Средневековья отмечены нарастанием декоративности, динамизмом композиций и уплощенно-графиче-ской трактовкой образов. Развитие получила керамическая скульп­тура (находки у Травулан в Индонезии), искусство вырезания ритуально-театральных масок, в Мьянме - картины по шелку и сложенные гармошкой картины на бумаге (парабаик). Высокого мастерства достигла лаковая живопись с рисунком из сусального золота по черной или красной лаковой поверхности (Вьетнам, Лаос, в Таиланде - лай род нам).

Приход ислама с его канонами, запрещавшими изображение человека и животных, привел к упадку изобразительного искусства на большей части территории Индонезии и в Малайзии, ограничив его главным образом орнаментикой. Преемственность древних ху­дожественных традиций сохранилась здесь лишь в театре теней и некоторых его разновидностях и искусстве резьбы по дереву. Только на о-ве Бали традиции изобразительного искусства не прерывались:

осталась школа каменной и деревянной скульптуры, художествен­ной резьбы, живописи. Несмотря на проникновение современного западного искусства, культура Бали в своей основе демонстрирует приверженность традиционным канонам: ограниченность сюжет­ных линий, приемов изображения (скованный, формальный стиль, отсутствие экспрессии), используемых красок.

Типичным культовым сооружением с появлением ислама стала мечеть. Она, как правило, представляла собой кубическую построй­ку под крутой крышей (иногда в несколько ярусов), увенчанную шпилем, реже - «луковицей», с пристроенным минаретом. Очень часто мечети сооружались на месте разрушенных буддийских хра­мов. Одной из старейших является построенная в 1478 г. деревянная мечеть в Демаке (Индонезия). Своеобразна мечеть в Кудусе (XVI в.), красный кирпичный минарет которой перестроен из чанди.

Гражданские постройки этого времени - преимущественно дворцы местных правителей, на Яве в Индонезии - кратоны.

В колониальный период внедрялись привычные для колониза­торов архитектурные формы и методы строительства. Возводились форты и другие оборонительные объекты (форт Сантьяго в Малакке XVI в. и остатки крепости Батавия в Джакарте, 1619), торговые фактории и инженерные сооружения - каналы, молы, дамбы, при­чалы, пакгаузы. Характерным был принцип городского райониро­вания по расовому и этническому признаку (европейские, китайские, туземные кварталы). Строились культовые здания - пышные католические соборы, более скромные протестантские церкви. В конце XVIII - первой половине XIX вв. появились постройки в стиле «классический ампир» (дворец генерал-губерна­тора, ныне президента в Джакарте - 1826) и псевдомаританском стиле (здание железнодорожного вокзала в Куала-Лумпуре - 1885). В начале XX в. получают распространение сооружения в стиле «тропический модерн».

В период независимости приняты меры к упорядочению город­ского планирования и застройки. Характерным стало создание крупных архитектурных ансамблей с применением бетона, стекла, стали: университетские городки, спортивные комплексы, большие жилые районы, города-спутники, отели, универмаги и торговые центры, аэропорты, культурно-развлекательные центры. Современ­ная архитектура, как правило, отражает типические черты мирового зодчества и местные традиции. Блестящие образцы современной архитектуры демонстрирует Малайзия. В 1998 г. вступил в строй красивейший в ЮВА Куала-лумпурский международный аэропорт, где в зале прилета за стеклом сохранился островок девственных джунглей. Привлекают внимание хорошо вписавшиеся в облик города телевизионная башня (421 м, третья по высоте после Торонто и Москвы) и башни-двойняшки Петронас Туин Тауэрс (452 м, 88 этажей - самое высокое сооружение в мире).

Разнообразно декоративно-прикладное искусство стран ЮВА. Здесь сохраняется искусство резьбы по дереву, камню, кости, рогу. Вырезаются стилизованные статуэтки людей и животных, облада­ющие, согласно верованиям, магической силой, ритуальные и те­атральные маски, куклы для театра марионеток, шахматные фигуры. Резные изображения, составляющие сложные декоративные ком­позиции, покрывают мебель, домашнюю утварь, носы лодок, посу­ду, гребни, деревянные обложки книг. Особенно богаты традиции резьбы у балийцев и даяков, а также в Джепаре (Ява). На Бали преобладают статуарные и живописные изображения мифологиче­ских персонажей, а у даяков - изображения предков (на колоннах высотой в человеческий рост фигурки с клыками, раскрытыми руками, мечами на поясе и подчеркнуто большими гениталиями для отпугивания злых духов).

Повсеместно распространено плетение мебели из лианы ротан, корзин, ширм, циновок, предметов утвари из соломы, листьев пальм и пандануса, орнаментированных геометрическими узорами, апп­ликациями, иногда мелкими ракушками. Популярностью пользу­ются изготавливаемые из высохших цветов гвоздичного дерева корзиночки и модели судов, изделия из бамбука: табакерки, шка­тулки для хранения ниток и драгоценностей, колчаны для стрел и духовых ружей с изображением батальных сцен, спиралевидными и треугольными узорами.

Среди художественных ремесел развито ювелирное производст­во: изготовление женских украшений (кольца, серьги, браслеты), столовой посуды и сувениров из серебра, обработка драгоценных камней, а также металла, в том числе ковка холодного оружия (кинжалы - крисы в Брунее, Индонезии и Малайзии, ножи балисонг на Филиппинах). Украшения делают также из раковин, скорлупы коксового ореха, панциря черепахи, бисера, кожи. Большое разви­тие получило ткачество, особенно производство батика, тканей, окрашенных узелковым методом (икат) и с впленными золотыми и серебряными нитями (сонгкет).

Керамические изделия отличаются простотой форм и незамыс­ловатым рисунком и имеют главным образом утилитарное назна­чение. У ряда аборигенов (о-в Борнео и др.) сохранилось искусство татуировки. Мастера, которыми, как правило, являются женщины, достигают высокого профессионального уровня, выкалывая различ­ные изображения (наиболее популярны змеи - нага, птицы, расте­ния). Очень часто по татуировке можно не только определить социальный статус ее владельца, но и проследить весь его жизнен­ный путь. Особой формой декоративно-прикладного искусства являются художественно оформленные жертвоприношения, панно из раскрашенного клейкого риса, мозаики из полосок листьев пальмы, бамбука, сахарного тростника, изготавливаемые по случаю различных торжеств.

Современное изобразительное искусство ЮВА представлено различными жанрами. В реалистическом направлении преуспели основоположник современной живописи Индонезии Раден Саллех (1807-1880), в модернистском-индонезийский живописец и скульптор Аффанди (1910-1990), художник-экспрессионист и ма­стер коллажа Ибрагим Хуссейн (р. 1936) из Малайзии, мастер рисунка филиппинец Москосо (р. 1952).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!