Изменения в советском государственном аппарате в послевоенный период (1945-1953 гг.)

26 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

После войны государству и обществу было необходимо решить сложную задачу – восстановить разрушенную экономику.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг. Ставилась основная цель: восстановить пострадавшие районы, достичь довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах. План успешно выполнялся. Уже в 1948 г. был достигнут и превзойден довоенный уровень промышленного производства.

Рабоче-Крестьянская Красная Армия в 1946г. была переименована в Советские Вооруженные Силы, ВКП(б) – в Коммунистическую партию Советского Союза. Параллельно со старыми партийными органами создавались новые структуры, подконтрольные только председателю Совета Министров маршалу Сталину. Возросла роль Секретариата ЦК и Управления кадров ЦК партии.

В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР (соответственно были переименованы СНК союзных республик). В феврале 1947г. создаются комиссии законодательных пред­положений обеих палат Верховного Совета.

После окончания войны в местностях, где ранее существовало военное положение, восстанавливались обычная подсудность военных трибуналов и обычный порядок их деятельности. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 г. установил ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями. Эти коллегии были образованы при областных, краевых, Верховных Судах СССР, союзных и автономных республик, военных трибуналах округов, флотов и приравненных к ним специальных судов.

В 1945–1947 гг. военные трибуналы разбирали дела военных преступников, бывших военнослужащих германской армии, которые совершили массовые убийства, истязания гражданского населения и военнопленных, угон мирных советских граждан в Германию и другие злодеяния.

Во время войны выборов в Советы не было. После ее окончания в феврале 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР, а через год – в Верховные Советы союзных и автономных республик. При этом был повышен возрастной ценз для депутатов Верховного Совета СССР до 23 лет, а для депутатов Верховных Советов союзных и автономных республик – до 21 года. В декабре 1947 г., в январе-феврале 1948 г. прошли выборы в местные Советы во всех союзных республиках.

После принятия Конституции СССР 1936 г. изменились наименование, структура, компетенция ряда государственных органов. Поэтому Верховный Совет СССР в марте 1946 г. создал Редакционную комиссию для выработки предложений об изменении Конституции.

В марте 1946 г. количественный состав Президиума Верховного Совета СССР был сокращен на 9 человек (из прежних 42) с целью превращения его в более оперативный орган. В феврале 1947 г. была несколько расширена компетенция Президиума Верховного Совета СССР, к его ведению было отнесено денонсирование международных договоров СССР, установление почетных званий СССР, воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий. В резолюции Президиума Верховного Совета СССР от 6 августа 1951 г. отмечалось, что он объединяет работу Совета Союза и Совета Национальностей.

По окончании войны были упразднены чрезвычайные и другие органы, вызванные потребностями военного времени (в то же время в системе НКВД продолжали действовать неконституционные структуры, которые «приговаривали» тысячи невиновных людей к самым суровым мерам, вплоть до расстрела).

В 1946 г. произошли дальнейшие изменения в высших органах управления СССР, союзных и автономных республик. В марте этого года Верховный Совет Союза принял закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР совнаркомов союзных и автономных республик в соответствующие Советы Министров, а наркоматов – в министерства.

Поиски лучшей организации управления народным хозяйством привели к разукрупнению ведомств, созданию новых отраслевых ор­ганов. В феврале 1947 г. в стране уже имелось 36 общесоюзных и 22 союзно-республиканских министерства. Однако вскоре этот процесс сменяется обратным. В 1948-1949 гг. происходит объединение ряда министерств. В результате к марту 1949 г. их количество уменьшилось до 28 общесоюзных и 20 союзно-республиканских.

В послевоенные годы этот орган принял ряд законов: о сельхозналоге, о государственных пенсиях, о расширении прав республик, о перестройке управления промышленностью, о реорганизации МТС и др. В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах.

В области управления промышленностью отраслевой принцип в 1957 г. был заменен территориальным, были созданы экономические административные районы, управленческими органами в которых стали советы народного хозяйства (совнархозы).

Однако тенденция к децентрализации управления не смогла развиться, в ноябре 1962 г. число совнархозов было сокращено, в марте 1963 г. централизованная система управления вновь воссоздается: образуется Высший совет народного хозяйства, вставший над всей системой органов управления экономикой (включая Госплан, Госстрой и другие комитеты, заменившие в 1957 г. упраздненные министерства).

В результате применения чрезвычайных мер в стране фактически были задушены все ростки политической оппозиции - не только реальные, но и потенциальные.

Из письма в прокуратуру: «Пишет Ощепкова Ирина Павловна, 1932 года рождения, проживает в Омске: в ноябре 1937 года мой отец был арестован по ст. 58 и был отправлен в деревню Верхняя-Чебула. Дальнейшая его судьба неизвестна. Нас было четверо у мамы и она была беременна пятым ребенком. В конце ноября нас выгнали из дома на улицу. Потом арестовали мать и ребенка она родила уже в тюрьме. Добрые люди помогали нам. Меня определили в няньки. Младших взяли в детдом. Я пыталась поступить в фабрично-заводское обучение, но меня дважды не брали из-за отца. Мне пришлось поменять тогда фамилию и имя. В настоящее время я пытаюсь восстановить правду о своем отце. Помогите мне в этом».

Справка: Каюрин Павел Александрович, 1895 года рождения, отец, приговорен 17.10.37 г. постановлением тройки УНКВД Новосибирской области, по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы, реабилитирован посмертно.

Центром тоталитарной системы являлся вождь. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.

Заключительным этапом послевоенной истории стала смерть Генерального секретаря ЦК КПСС И.В.Сталина 5 марта 1953 года.

Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий в патриаршем соборе произнес речь в день похорон вождя (9 марта): «Великого вождя нашего народа не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная… Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума… Память о нем незабвенна… Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души…Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память».

История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов для достижения ограниченных целей (победы в войне, индустриализации) ценой лишений населения.

Привлекательности тоталитаризма способствовал страх индивида перед отчуждением, конкуренцией, безличными отношениями, свойственными рыночному обществу.

Усиление роли бюрократии происходит как результат всеобщего планирования и контроля.

Десталинизация не означала ликвидации тоталитарного режима. В марте 1953 г. Верховный Совет СССР объявил амнистию для большого числа лиц, осужденных за политические и уголовные преступления, в массе состоявших из партработников, хозяйственников и военных. В ряде мест заключения летом 1953 г. произошли восстания заключенных, на которых амнистия не распространялась.

В апреле 1953 г. в прессе стали появляться обвинения в адрес органов госбезопасности. В июле был арестован Берия, возглавлявший эту систему.

В марте 1954 г. «политическая полиция» была оформлена в самостоятельную организацию – Комитет государственной безопасности (КГБ), были упразднены особые трибуналы («тройки»), система ГУЛАГ была передана от МВД Министерству юстиции. Усилилась контролирующая роль органов прокуратуры и Генерального прокурора. (Однако основная масса политических заключенных была освобождена только после XX съезда партии, в 1956 г.) Сеть военных прокуратур и военных трибуналов была сокращена, транспортные трибуналы преобразованы в линейные суды.

В мае 1955 г. принимается новое Положение о прокурорском надзоре СССР, в котором подчеркивался принцип единообразия законности и иерархической подчиненности органов прокуратуры только Генеральному прокурору. Конкретизировались основные за­дачи и функции прокуратуры: общий надзор, надзор за дознанием и следствием, законностью судебных решений, за местами лишения свободы.

В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял новое Положение о Верховном Суде СССР, расширявшее надзорные права республиканских судов: Верховный Суд СССР мог истребовать в порядке надзора только дела, уже рассмотренные Верховным судом союзной республики и лишь в случае нарушения этим судом общесоюзного законодательства или прав других союзных республик. Последней судебной инстанцией становились фактически суды союзных республик и судебная союзная централизация заметно ослабевала. Верховный Суд СССР сосредоточился на работе по обобщению судебной практики.

В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Основы упразднили участковую систему народных судов, заменив ее единым районным или городским судом, увеличивая срок полномочий судей (с трех до пяти лет), предусматривалось образование пленумов и президиумов Верховных судов союзных республик, была декларирована отчетность народных судей перед избирателями, а вышестоящих судов перед соответствующими советами.

Накопившиеся в послевоенное десятилетие изменения нашли свое отражение в Конституции СССР (о Совете Министров, о прокуратуре, о судебной системе, о расширении прав союзных республик и т.д.) и Конституции РСФСР.

Тенденция к наметившейся децентрализации управления экономикой, демократизации государственного управления, идея «социалистической законности», практика реабилитации нашли отражение в решениях XX съезда КПСС (февраль 1956 г.), на котором был прочитан «секретный доклад» Хрущева, посвященный анализу феномена «культа личности».

Последствия новой трактовки государственно-правовой истории СССР выразились в антисталинских и антисоветских выступлениях (осенью 1956 г.) в Венгрии и Польше, направленных на отрыв от «социалистического лагеря». Решения съезда дали идеологическое обоснование политике экономической децентрализации и «коллективному руководству» страной.

По-прежнему господствовало неприятие рынка, товарно-денежных отношений. Научно-технический уровень экономики начинал отставать от потребностей населения.

В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Однако в характерном для административно-командной системы духе эта реформа преподносилась ее авторами как чудодейственный одномоментный акт, способный коренным образом изменить экономическую ситуацию в стране: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, в итоге - ускорить экономическое развитие. Управление оборонной сферой экономики оставалось централизованным.

Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Хрущев торжественно провозгласил, что страна вступила в «период развернутого строительства коммунистического общества».

Хрущев выражался в своеобразной манере: «Народ говорит нам: – Я верю вам, я воевал за это в гражданскую войну, воевал с немцами, разгромил фашизм, а все-таки скажите мне: мясо будет или нет? Молоко будет или нет? Штаны хорошие будут? Это, конечно не идеология. Но нельзя же, чтобы все имели правильную идеологию, а без штанов ходили».

Ставилась задача - в кратчайшие сроки догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения.

1962-1964 гг. остались в памяти многих людей как годы внутренних неурядиц и роста напряженности. Ухудшилось продовольственное снабжение растущего городского населения. Цены оказались замороженными. Причиной этого было резкое повышение закупочных цен, которые стали обгонять розничные.

Утрата Хрущевым личной популярности, поддержки со стороны партийно-хозяйственного аппарата, разрыв с немалой частью интеллигенции, отсутствие зримых перемен в уровне жизни большинства трудящихся сыграли негативную роль в деле проведения антибюрократических реформ.

Большая часть народа не участвовала в проведении реформ. Реальные решения принимались весьма ограниченным кругом высших политических руководителей.

53% территории России – вечная мерзлота. А ведь большое влияние на этнос оказывают климат, пища и почва. Любопытно философское наблюдение Александра Зиновьева: «Вспоминаю попытку Хрущева построить полный коммунизм в Советском Союзе уже к восьмидесятым годам с помощью американской кукурузы. Кукуруза в российских условиях не росла совсем или не достигала степени зрелости. Так и теперь: западная социальная система не прививается в российских условиях совсем или не достигает степени зрелости».

Расширение конституционных прав союзных и автономных республик в послевоенный период связывалось с экономическими преобразованиями, происходящими в них. В 1954–1956 гг. из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано большое число промышленных предприятий. Были расширены права министерств союзных республик по управлению промышленностью: в мае 1955 г. был изменен порядок планирования и финансирования хозяйств союзных республик. Их советы министров стали сами утверждать планы производства и распределения, титульные списки капитального строительства, темпы увеличения численности работающих, роста производительности труда и фонда зарплаты.

В 1953–1960 гг. возрастает удельный вес республиканских бюджетов в союзном бюджете, а также доля республиканских налогов. С 1955 г. в союзном бюджете стали определяться лишь основные направления республиканских бюджетных расходов без их детализации.

Для координации межреспубликанской экономической политики в феврале 1957 г. была образована Экономическая комиссия Совета Национальностей (для подготовки законопроектов, предложений и планов). В задачи Комиссии входило также согласование экономических интересов автономных республик.

В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял законы «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов» и «Об отнесении к ведению союзных республик разрешения вопросов областного, краевого административно-территориального устройства». За верховными органами СССР закреплялось право установления Основ по этим отраслям законодательства.

На основании этих актов союзные республики произвели ряд территориальных преобразований и изменений в статусе национально-государственных образований. После XX съезда КПСС и реабилитации «осужденных народностей» в феврале 1957 г. была восстановлена Чечено-Ингушская АССР (в составе РСФСР), образованы Калмыцкая автономная область (в составе РСФСР), преобразованы: Кабардинская АССР в Кабардино-Балкарскую АССР, Черкесская автономная область – в Карачаево-Черкесскую автономную область.

Внешнеполитическая деятельность советского государства в послевоенные годы осуществлялась в условиях резкого изменения соотношения сил на международной арене. Возникла новая система государств – социалистический лагерь, состоявший в тот период из 13 стран. Быстро пошел распад колониальной системы.

В ходе Второй мировой войны потерпели поражение фашистские режимы Германии, Италии, милитаристской Японии и их союзников. Расширились возможности для международной политики советского государства, о чем, свидетельствуют следующие данные: если до войны СССР имел дипломатические отношения с 26 государствами, к концу войны уже с 52, то за период 1945 по 1953 г. были установлены дипломатические отношения еще с 21 государством. СССР стал мировой державой, без участия которой нельзя было решать ни одну из значимых проблем международной политики.

Вскоре после окончания войны, уже с 1946 г., началось противостояние двух великих держав: СССР и США. Настали времена «холодной войны», гонки вооружений. «Железный занавес», английское словосочетание, употребляемое с конца ХVIII века для обозначения перегородки между сценой и зрительным залом от пожара. Но в ХIХ веке оно появилось в политическом лексиконе.

В России его ввел философ В.В.Розанов после революции 1905 г. для обозначения конца истории и культуры. П. Снеудсен впервые употребила этот термин после путешествия в Советскую Россию в книге «Большевистская Россия» (1920 г.), обозначив непроницаемую границу между капитализмом и социализмом как системами. После антикоммунистической речи У. Черчилля в г. Фултоне (штат Миссури) в присутствии президента США Г. Трумэна 5 марта 1946 г. выражение «Железный занавес» стало метафорой для указания границы между «свободными» и «коммунистическими» государствами.

В советской прессе последовала следующая реакция на речь Черчилля: «Гитлер, начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными, призванными вершить судьбы всего мира».

В 1948 г. был создан Западный Союз, а в 1949 г. – Организация Североатлантического договора (НАТО). Страны социалистического лагеря образовали свой блок, подписав в 1955 г. так называемый Варшавский Договор.

Советский Союз использовал систему двусторонних и многосторонних соглашений с капиталистическими государствами по различным вопросам. На проходившей в июле–августе 1945 г. в Берлине конференции трех великих держав – СССР, США и Англии - был подписан протокол об учреждении Совета Министров иностранных дел, куда вошли министры СССР, Англии, США, Китая и Франции.

8 августа 1945 г. было подписано соглашение между правительствами СССР, США, Англии и Франции о судебном преследовании и наказании главных военных преступников в Европе и принят Устав Международного военного трибунала.

В 1946 г. СССР участвовал в создании аналогичного Устава Международного военного трибунала для Дальнего Востока для наказания японских главных военных преступников.

В ООН в 1946 г. Советский Союз выдвинул ряд предложений: о продолжении сотрудничества между державами, совместно выигравшими войну, о мирном сосуществовании двух различных систем, о всеобщем сокращении вооружений и запрещении атомного оружия, ликвидации иностранных военных баз, выводе войск с территории невражеских государств. Однако противостояние двух лагерей и недоверие были столь велики, что эти предложения не были приняты.

Лишь одно из них было положено в основу принятой в декабре 1946г. Генеральной Ассамблеей ООН резолюции «О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений». По инициативе Советского Союза ООН в ноябре 1947 г. приняла резолюцию, направленную против пропаганды войны. СССР участвовал в создании в ООН комиссии по контролю за атомной энергией (декабрь 1945 г.), в задачу которой, в частности, входила разработка программ по исключению атомного и всех других основных видов оружия массового уничтожения.

В январе 1949 г. была создана экономическая организация социалистических стран – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Первоначально в него вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия. Затем членами СЭВ стали Албания (февраль 1949 г.) и ГДР (сентябрь 1950 г.).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!