Изменения в политической системе Великобритании в конце XIX – начале ХХ вв.

29 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В бурных потрясениях XX в. Великобритания осталась практически единственным «островом стабильности», избежавшим диктатуры, иностранной оккупации, смены политико-правового режима. Однако перемены в экономическом укладе и социальной структуре Великобритании, распад Британской империи, демократизация общественной жизни на протяжении новейшей истории существенно изменили традиционную двухпартийную систему.

Экономическое и политическое положение Великобритании после Первой мировой войны значительно изменилось. Ее финансово-экономические позиции были ослаблены. Промышленное производство сократилось, на нужды войны растрачена треть национального богатства страны. Если до войны Англия являлась кредитором США, то после войны Англия задолжала Соединенным Штатам 4 млрд долларов.

Дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма вызвало усиление позиций крупных предпринимателей и ослабление земельной аристократии, расслоение промежуточных между рабочими и предпринимателями групп населения. Поляризация социальных сил отчетливо обозначилась сразу же после завершения войны. Обострилась борьба различных течений внутри самого рабочего движения. Большую активность проявляло движение «меньшинства» – революционная оппозиция в английских профсоюзах.

У власти в Англии после окончания войны находилось коалиционное правительство  Ллойда Джорджа, куда входили либералы, консерваторы и лейбористы. В 1918 г. парламент принял «Акт о народ­ном представительстве», на основе которого была проведена парламентская реформа. В результате право участвовать в выборах получили жен­щины, достигшие 30-летнего возраста. Число избирателей сразу возросло с 8 до 21 млн человек. Однако классовые противоре­чия заставили лейбористское руководство выйти из правительства. На выборах в парламент 14 декабря 1918 г. большинство мест в нижней палате получили консерваторы и либералы, и правительство вновь возглавил Ллойд Джордж как наиболее опытный политический деятель.

В январе 1924 г. формирование правительства впервые было поручено лидеру лейбористской партии Макдональду. Правительство лейбористов провело в жизнь ряд важных мер в инте­ресах трудящихся: разработан и принят план увеличения субсидий на жилищное строительство, повышены размеры пособий по безработице, увеличены размеры пенсий для стариков и инвалидов, снижен акцизный налог на сахар и другие продовольственные товары. Победа лейбористской партии и переход в ее руки прави­тельственной власти встревожил правящие круги, однако руководящие посты в первом лейбористском правительстве заняли правые лидеры партии, внешняя и внутренняя политика которых отвечала интересам крупной буржуазии. Это вызвало недовольство рабочего класса  «национальным правительством» Макдональда. В августе 1924 г. движение «меньшинства» провело общеанглийскую конференцию, на которой призвало трудящихся к сопротивлению лейбористскому правительству. В ноябре 1924 г. лейбористский кабинет подал в отставку. «Мы были в правительстве, но не у власти», – оправдывались  лейбористские лидеры, в том числе и бывший премьер-министр Макдональд, ссылаясь на то, что в парламенте не было их большинства.

24 октября 1924 г. на парламентских выборах консерваторы вернули себе власть, получив абсолютное большинство мандатов. Новое правительство возглавил лидер консерваторов С. Болдуин, который заявил, что «все рабочие нашей страны должны согласиться на снижение заработной платы». В ответ началась всеобщая стачка. Правительству пришлось отступить. На очередных выборах победу вновь одержали лейбористы. Макдональд сформировал так называемое «национальное пра­вительство», в которое вошли, кроме лейбористов, консерваторы и либералы. Основное завоевание лейбористской партии состояло в том, что она прочно заняла место в парламенте. С 1923 г. уже не консерваторы и либералы, а консерваторы и лейбористы сменяют друг друга в правительстве Великобритании.

В годы Второй мировой войны правительство Великобритании бессменно возглавлял  лидер консервативной партии У.Черчилль. Весной 1945 г., в дни Потсдамской конференции стран-победительниц, проходили очередные парламентские выборы, на которых консерваторы были оттеснены на второе место и вынуждены были уступить место лейбористской партии. У. Чер­чиллю пришлось уйти в отставку, хотя консерваторы надеялись на него, как на известного политического и военного деятеля. Новое правительство сформировал лейборист К. Эттли, прибывший в Потсдам вместо У. Черчилля для дальнейших переговоров на конференции. С этого времени завершилось окончательное становление двухпартийной системы в том виде, в каком она действует в Великобритании и в настоящее время.

Правительство К. Эттли стремилось вывести страну из тяжелого послевоенного  положения  с  помощью американских займов. В декабре 1945 г. США выделили Великобритании экономическую помощь в размере 4400 млн долларов. В последующие годы Великобритания преодолевала послевоенный кризис при помо­щи «плана Маршалла», получив от США еще 2321 млн долларов в виде поставок и 337 млн долларов в качестве займов.

В модифицированной двухпартийной системе Великобритании среди двух главных партий только одна была буржуазной – консервативная. Консервативная партия (наследница тори) организационно оформилась в середине XIX в. Особый вклад в укрепление позиций партии внес Уинстон Черчилль. Около 40% избирателей традиционно голосовали за консерваторов на выборах в парламент и органы местного самоуправления.

Вместе с тем период послевоенного лейбористко-консервативного консенсуса, на основе которого создавалось и поддерживалось государство всеобщего благоденствия, остался позади. Британская доля в мировой торговле, составлявшая в 1899 г. 1/3, а в 1950 г. – 1/4 , уменьшилась к концу XX в. до 1/20. На протяжении 1950-1996 гг. Британия отставала от большинства европейских соседей и от США по средним темпам производственного роста. Заговорили даже о национальном упадке родины индустриализма.

Длительное нахождение консерваторов у власти с 1979 по 1997 г. и жесткий курс Маргарет Тэтчер, ориентированный на ценности свободного предпринимательства и саморегулирующегося рынка, на переход от кейнсианства к монетаризму, дал сильный импульс структурным реформам в экономике: приватизации, ликвидации малопроизводительных производств, либерализации рынка труда, уменьшению налоговых ставок и пр. В конце 1990-х гг. ее экономика была признана одной из наиболее динамично развивающихся в Европе.

Уже при преемнике «железной леди» Джоне Мэйджоре консерваторы смягчили «новый правый курс», увеличили социальный бюджет. Перейдя в оппозицию, партия в последние годы пытается переработать свои подходы к социальной политике и ценностям солидарности, оперирует идеями «одной нации», «сострадательного» и «гражданского» консерватизма. Однако все эти коррективы и акценты не спасли консерваторов от самых сокрушительных поражений на общенациональных выборах 1997 и 2001 гг.

Либеральная партия, созданная в середине XIX в., чей лидер Ллойд Джордж возглавлял кабинет министров в 1916-1922 гг. постепенно утратила статус правящей партии – альтернативы консерваторов, лишилась социальной базы и политических позиций. Часть ее членов вместе с отколовшимися социал-демократами в 1988 г. образовали социал-либеральную партию, выступившую с программой парламентских реформ и расширения гарантий гражданских свобод.

С 1920-х гг. значение политического противовеса консерваторам приобрела лейбористская партия, объединившая профсоюзы и несколько организаций социалистической ориентации. В 1918 г. в устав партии включен пункт о создании общественной собственности на средства производства, любое расширение деятельности государства рассматривалось как путь к социализму. Хартия 1947 г. закрепила идею «построения государства всеобщего благоденствия». Устав 1950 г. предполагал более оформленную партийную организацию: индивидуальное и коллективное постоянное членство (главным образом, тред-юнионы) обеспечило массовость партийных рядов лейбористов.

Лейбористы, прошедшие в 1980-х гг. период резкого полевения и раскола, в 1990-х гг. консолидировались на качественно переработанной политической платформе. Под руководством Тони Блэра – политика новой формации – партия порвала с традиционным этатизмом, взяла на вооружение разнородные идеи последних десятилетий и сконструировала концепцию «третьего пути». Эта идея, выдвигаемая Тони Блэром и немецким канцлером Генрихом Шредером – одна из самых амбициозных социал-демократических заявок на стратегию обновления западной демократии. В более общем смысле идеология «нового лейборизма» и правление кабинетов Тони Блэра ознаменовались провозглашением курса на широкомасштабную модернизацию британского общества и государства, включая территориальное устройство и многовековые конституционные устои соединенного Королевства. В программу конституционной реформы входит реформирование парламента и изменение баланса сил в отношениях исполнительной власти и палаты общин в пользу последней, введение региональной автономии, переход к пропорциональной избирательной системе и изменение законодательства по правам человека.

Намерение осуществить деволюцию стало одним из главных отличий лейбористской программы от консервативного курса, обеспечившего победу Тони Блэра на выборах. В 1998-1999 гг. начали свою работу парламент Шотландии, Ассамблеи Северной Ирландии и Уэльса. В девяти регионах Англии созданы агентства регионального развития – структуры в основном экономического профиля, планируется проведение референдумов о введении региональной автономии и избрании региональных ассамблей. Однако, как показывает опыт начала XXI столетия, перспективы этих реформ и их многообразные последствия далеко не просты и не ясны. Хотя принцип парламентского суверенитета остается незыблемым в теории, целый ряд правительственных инициатив (создание парламентов в Шотландии и Уэльсе, органов самоуправления с особым статусом в Лондоне, присоединение к Европейской конвенции по правам человека и др.) подрывает парламентские позиции в конституционной сфере.

Соперничество трех партий – консерваторов, либералов и лейбористов – в период между двумя мировыми войнами сменилось во второй половине XX в. т.н. «2,5 системой». В качестве третьей политической силы, не претендующей на статус правящей партии, но оказывающей влияние на парламентское противоборство, выступают как либералы (6 млн. голосов на выборах 1974 г.), так и националистические движения, выступающие за независимость своих регионов: Шотландская национальная партия, партия «Свободного Уэльса», ирландские националисты.

Основополагающим мотивом деятельности поочередно правящих партий консерваторов и лейбористов была полная поддержка существующих государственно-правовых институтов, это конституционные партии, которые вели борьбу за преобладание в парламенте и право формирования кабинета министров.

Реформирование существовавшей партийной системы связано, во-первых, с официальным признанием статуса «оппозиции Его Величества» в начале XX в. (участие в обсуждении бюджета, 29 дней для вопросов, обсуждаемых в интересах оппозиции в каждой из сессий, согласование некоторых ключевых политических вопросов с ее лидерами), во-вторых, приобретением оппозицией статуса государственного института (введение оплачиваемых должностей лидера оппозиции по Закону о министрах короны 1937 г., парламентских «кнутов» – с 1964 г.), в-третьих, закреплением конституционным обычаем «теневого» кабинета в составе лидера оппозиции, его заместителя, парламентского «кнута», 12 «теневых» министров, которые обязательно находятся в курсе важнейших государственных дел страны.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!