Изменения в политической системе России на рубеже XX-XXI вв.

4 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Рубеж XX-XXI вв. для России характеризуется завершением эпохи Ельцина, появлением новых политических сил и подходов к реформи­рованию России. 9 августа 1999 г. В.Путин был назначен Председа­телем правительства РФ. Начало деятельности нового премьера было осложнено трагическими событиями в Москве (взрывы нескольких жилых домов, когда погибло более 200 человек) и ситуацией на Се­верном Кавказе (вторжение на территорию Дагестана бандформи­рований под руководством Басаева и Хаттаба). Российское прави­тельство предприняло решительные действия для пресечения агрес­сии, поддержанные большинством населения. Российские войска после освобождения территории Дагестана перенесли военные дей­ствия на чеченскую территорию для восстановления конституцион­ного порядка. В относительно короткий срок им удалось разгромить формирования сепаратистов и взять под контроль территорию Че­ченской республики.

Однако ситуация в Чеченской республике продолжала оставать­ся сложной. Несмотря на разгром основных сил сепаратистов, в рес­публике еще долгое время продолжались боевые столкновения. По данным, приведенным министром обороны РФ С.Б.Ивановым, за период 1999-2004 гг. только безвозвратные потери МО и МВД (без учета других силовых ведомств) составили 5 878 человек. Почти 20 тыс^ч получили ранения. В настоящее время обстановка в Чеченс­кой республике несколько стабилизируется. 23 марта 2003 г. в рес­публике был проведен референдум по принятию новой Конституции, которая закрепила Чеченскую республику в составе Российской Фе­дерации. Новую Конституцию республики одобрили 96 % от приняв­ших участие в референдуме. В октябре этого же года состоялись вы­боры президента Чеченской республики. Им стал Ахмат Кадыров. Од­нако в республике еще много социальных и экономических проблем, мирную жизнь нарушают вылазки оставшихся бандитов. И потому главная задача нынешнего этапа - создание полноценной системы республиканской власти и экономически устроенной жизни чеченс­кого народа.

31 декабря 1999 г. президент Ельцин заявил о сложении с себя полномочий главы государства. Исполняющим обязанности прези­дента РФ, согласно конституции, стал глава правительства РФ В.Пу­тин. Для подавляющего большинства россиян сообщение о добро­вольной отставке оказалось полной неожиданностью. И в этот раз Ельцин продемонстрировал свое знаменитое качество - непредска­зуемость, политическую интуицию и трудно постижимый для многих политический расчет. Совершенно очевидно, что сенсационное ре­шение Ельцина основывалось, помимо всего прочего, на увереннос­ти в том, что Путин твердо встанет на страже общественно-полити­ческого строя, восторжествовавшего в России в последнее десяти­летие XX в.

Согласно российской Конституции, Путин мог быть исполняю­щим обязанности президента не более трех месяцев, а после этого должны были последовать президентские выборы. Их подготовка и проведение выдвинулись на первое место в политической повестке. Кроме В.Путина, кандидатами в президенты были зарегистрированы еще 9 человек.

В президентских выборах 26 марта 2000 г. участвовали 68,7% имеющих право голоса (в 1991 г. - 77,7%, в 1996 г. - около 70%). Путин в первом же туре голосования получил 52,9% голосов уча­ствовавших в выборах. Выборы показали, что россияне утратили веру в политиков-ветеранов, занимавших ведущие места в политической элите на протяжении, как минимум, 10 лет и не оставивших у боль­шинства соотечественников сомнений в своей неспособности быть эффективными общенациональными лидерами.

Весной 2000 г. обозначились основные направления внутренней политики нового президента. Главными были три: 1) укрепление всей вертикали государственной власти; 2) создание новой системы взаи­моотношений государства и бизнес-элиты, означающей отстранение «олигархов» от центров политической власти; 3) продолжение либе­рально-рыночных реформ в экономической и социальной сфере.

Реорганизация вертикали государственной власти включала в ка­честве важнейшей меры создание семи федеральных округов, оказав­шихся промежуточным и одновременно связующим звеном между цен­тром и 89 регионами России. Целью этого шага было намерение укро­тить «феодальную вольницу» в регионах, привести действия их влас­тей в соответствие с федеральным законодательством и политикой.

Хотя в решении о создании федеральных округов указывалось, что задача президентских полпредов - не руководство регионами, а регулирование и координация действий федеральных органов власти на местах, они начали активно вмешиваться в деятельность местных органов, что порождало нередко серьезные конфликты. В борьбе за реальную власть между губернаторами и полпредами чаша весов все чаще склонялась в пользу последних. Через год после создания фе­деральных округов и института полпредов президент Путин выразил удовлетворение реформой, выделив среди ее положительных след­ствий приведение законодательных актов регионов в соответствие с федеральной Конституцией.

Важная реформа в механизме государственной власти - реорга­низация Совета Федерации - также серьезно принизила статус ре­гиональных лидеров. Губернаторы и председатели региональных за­конодательных собраний, являвшиеся по статусу и членами Совета Федерации, должны были согласно реформе расстаться с местами в Совете Федерации. Вместо них «сенаторами» становились рядовые представители исполнительных и законодательных органов субъек­тов. В результате уменьшались как возможности влияния региональ­ных лидеров на центральную власть, так и политический вес самих регионов. Региональные лидеры поначалу оказали сопротивление ре­форме, но в июле 2000 г. должны были уступить объединенным уси­лиям Президента и Государственной Думы, нижней палаты, которая не упустила шанса принизить роль Совета Федерации, своего зако­нодательного противовеса.

Для представительства интересов региональных руководителей был учрежден Государственный совет, совещательный орган, при­званный давать стратегические рекомендации для разработки новой законодательной базы. Новое коллективное представительство губер­наторов было несравненно менее влиятельным, чем прежнее.

Несколько позже, в 2005 г., был изменен и порядок выборов в Го­сударственную Думу. Теперь все 450 депутатов должны будут избирать­ся по пропорциональной системе выборов от политических партий. Существенно был повышен и избирательный барьер (с 5 до 7 %).

Важное направление внутренней политики Путина - взаимоот­ношения с бизнес-элитой - преследовало цель отстранения олигар­хов от центров политической власти. При этом утверждалось, что в намерения власти не входит пресечение участия бизнеса в политике вообще, но это участие должно осуществляться в конституционных рамках, никто из бизнесменов не должен получать искусственных по-

литическихльгот и преимуществ, все они должны быть «равноудале­ны» от государственных органов. Поскольку концепция взаимоотно­шений правительства с бизнесом не была прописана сколько-нибудь глубоко и всесторонне, в общественном мнении ей стали даваться различные трактовки.

Третьим направлением внутренней политики В. Путина стали эко­номические и социальные реформы.

В марте 2003 г. президент В. Путин был переизбран на новый пре­зидентский срок, получив более 70% голосов избирателей, приняв­ших участие в голосовании. Это показывает, что значительная часть населения доверяет лично В. Путину и поддерживает курс, который проводит под его руководством государство и правительство.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!