Изменения в общественном и государственном строе в период формирования Русского централизованного государства

26 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Характерной чертой периода становления Московского государства было усиление сословного характера общества. В первую очередь происходит изменение всей системы вассальных отношений. Складывается сложная иерархия феодальных чинов, сокращаются феодальные привилегии и иммунитеты, формируется и укрепляется служилое дворянство.

Правовое положение феодалов. Класс феодалов не был однородным. На вершине феодальной лестницы нахо­дился великий московский князь. Следом шли удельные князья, ставшие на службу великому князю и потерявшие свою самостоятельность. Они должны были нести воен­ную службу. Со временем удельные князья вошли в состав боярства, образовав его верхушку.

Следующую группу феодалов составляли бояре - наи­более крупные и влиятельные землевладельцы. С появле­нием служилых князей высший класс русского общества по-прежнему именуется боярами или «князья и бояре».

Звание боярина не приобретается по наследству. Боя­рином мог стать всякий, кому удавалось выдвинуться по службе или приобрести богатство. Летопись отмечает не­сколько таких случаев: сын кожевника, сын смерда, сын попа - сделались боярами. Бояре не обладали исключи­тельными правами. Единственная привилегия состояла в том, что жизнь и телесная неприкосновенность огражда­лись более ревностно. Вообще бояре отличались фактиче­скими преимуществами - богатством и властью. В состав высшего класса - боярства входят и князья. Звание князя было наследственным. Следом за боярами шли «слуги вольные» и «дети боярские», т.е. средние и мелкие феода­лы. Бояре и «дети боярские» имели свои дружины, свои Дворы, и, переходя на службу Московского великого князя, приводили их с собой в Москву. Служба бояр и «слуг вольных» носила добровольный, а не обязательный харак­тер. Однако они не могли обойтись без этой службы, т.е. великому или удельному князю. Только неся службу, они Могли рассчитывать на его защиту. Бояре и слуги вольные могли отказаться от службы своему сеньору и перейти служить другому. Но что характерно - они не теряли своих прав на вотчину. Московские князья старались привлечь к себе на службу возможно большее количество служилых людей и закрепить за собой их службу навсегда путем раздачи им на время службы крестьянских сел. В даль­нейшем самовольное прекращение службы и переход к другому феодалу было запрещено законом, рассматрива­лось как государственное преступление и влекло за собой конфискацию не только поместий виновного, но и вотчин его.

Низшую группу феодалов составляли слуги, которые исполняли различные административные и хозяйственные обязанности и получали за свою службу земли.

В XV в. произошли серьезные изменения в составе класса феодалов. Боярство сделалось самым важным при­дворным чином, оно объявлялось торжественно. Бояре лишились права свободного выбора князя. Оформилась и другая группа феодалов, так называемых дворян. Основ­ным ядром, из которого выросла эта группа, были слуги при дворе. По мере того как удельные князья стали пре­вращаться в служилых, дворянство стало пополняться за счет включения в свой состав слуг этих князей, свободных землевладельцев и «детей боярских». Со временем дворяне приобретают все большее влияние, используя свою бли­зость ко двору.

Все разряды царских служилых людей получают общее имя дворянин и новую организацию с делением на чины или должности, жалуемые царской властью.

Правовое положение крестьян. Крестьяне делились на чернотягловых, живших на земле великого князя и на землях удельных князей, и крестьян, живших в вотчинах и поместьях бояр, «детей боярских» и дворян, а также на церковных землях. В свое время татарские численники - писцы переписали все русское население. С этого времени древние акты именуют черных людей «численными» или «письменными», т.е. исчисленными и переписанными. Все лица, занесенные в число и опись, должны были платить дань завоевателю под контролем великого русского князя и всех других русских князей как наместников хана.

Черные люди, переписанные татарскими писцами, бы­ли обложены данью. Тягловая черная община состояла из населения центрального поселения и населения «тянувших к нему данью управлением и судом» селений, деревень и дворов, связанных своим выборным управлением, владением землею в определенных границах порукою по уплате податей и отбыванию повинностей, лежавших на общине. Размер участка каждого домохозяина в пределах общины опреде­лялся его личными средствами, по которым черные кре­стьяне делились на лучших, средних и молодших. Владе­лец черного участка имел право передать его по наследст­ву отдать в наем и даже продать другому лицу, но не ина­че как с согласия общины и под условием, чтобы наслед­ник, арендатор и покупатель приняли на себя тягло, ле­жавшее на приобретаемом участке черной земли.

«Безветные» люди черных общин, т.е. не владевшие землей, назывались подсуседями, захребетниками, батра­ками, молодшими людьми. Они жили во дворах крестьян, помогали им обрабатывать их надел, получали содержание от хозяев как вольнонаемные работники и домашние слу­ги. Постепенно идет процесс закрепления чернотягловых крестьян за определенными землями. Замена натуральной ренты денежною толкала феодалов к увеличению своей запашки, к усилению эксплуатации зависимого крестьян­ства. Черные люди обязаны были содержать княжеских чиновников, давать им корм и подводы. Сверх дани, корма и яма черные люди платили разного рода пошлины на со­держание городов, крепостей, за совершение юридических сделок.

С XVI века начинается ликвидация княжеских намест­ников - кормленщиков и передача черных земель и кресть­ян служилым людям в поместья по царским указам.

Старожильными назывались крестьяне, которые издав­на жили и работали на земле своего феодала и платили ему подати. Серебренниками назывались крестьяне, бравшие в долг от своих феодалов серебро под проценты. За исклю­чением старожилов и серебренников основная масса насе­ления в XV веке пользовалась свободой перехода («выхода»).

С середины XV в. усилился процесс закрепощения крестьян. Сначала ограничивалось право перехода отдельных групп крестьян от одного господина к другому, затем был определен общий порядок перехода – только в «Юрьев день». 26 ноября, т.н. Юрьев день считался наиболее подходящим для этого выхода крестьян, так как глубокой осенью, когда заканчивались все сельхозработы, под страхом суровой зимы мало кто из крестьян использовал это право.

По законодательным актам XIV—XV столетий все разряды крестьян-землевладельцев - черные, дворцовые, бо­ярские, вотчинные, поместные по отношению к землевла­дельцам делились на три неравные категории: 1) крестья­не тягловые, государственные, обложенные определенны­ми государственными податями и повинностями, не имевшие права перехода – они составляли преобладающую массу государственного народонаселения; 2) крестьяне част­новладельческие, жившие на земле своих господ, вносив­ших за них государственную подать, платившие своим господам оброк; 3) вольные крестьяне - колонисты на чу­жих землях, государственных и частных, освобожденные от податей и повинностей на определенный льготный срок, по истечении которого зачисляемые в разряд крестьян черных или частновладельческих.

Помещики и вотчинники были судьями своих крестьян по всем делам за исключением дел уголовных.

Сохранялся институт холопства (челяди), но появилась и новая группа несвободных - кабальные люди, попавшие в зависимость как неоплатные должники. Различий в положении свободных крестьян, холопов и кабальных людей становилось всё меньше.

Городское население утратило те права, которые оно имело в эпоху Киевской Руси. Оно стало облагаться теми же налогами и повинностями, что и крестьяне.

Горожан стали называть посадскими людьми. Они не имели никаких прав на самоуправление, а управлялись или князьями, или посадниками - наместниками великого кня­зя. Из среды городского населения стали выделяться наи­более состоятельные люди, которым удавалось добиваться различного рода преимуществ и привилегий. Среди них прежде всего гости и купцы. Что такое гости? Гостем на­зывали всякого чужого человека. В узком смысле этого слова, гость - это иноземный купец. Гостем называли так­же купца из другой русской земли. В ст. 69 «Русской Правды» читаем: «пришедь гость из иного города или чу­жеземец». В отличие от гостя купцом назывался человек, занимающийся внутренней торговлей. Торговать мог вся­кий - и князь, и боярин, и смерд. Но для гостя и купца тор­говля - профессия. Класс торгового люда на Руси был до­вольно многочислен. Жили в городах и так называемые черные или молодшие люди. К ним прежде всего относи­лись ремесленники и чернорабочие.

Подобно крестьянам, черные посадские люди составля­ли общину. Она характеризуется выборным управлением, общинным землевладением и круговой порукой по уплате податей и отбыванию повинностей.

Государственный строй

Великие московские князья становятся типичными мо­нархами ранней феодальной эпохи. По свержению татар­ского ига к московскому князю переходит власть хана, бывшего полновластного хозяина земли русской. Но им принадлежала вся полнота власти только в собственном уделе (домене). На территории же подчиненных княжеств великокняжеская власть определялась или дого­ворами, заключенными с удельными князьями, или жало­ванными грамотами, которые выдавались своим боярам, слугам, церкви. Как отмечалось выше, великий князь был главой всех присоединенных к Москве уделов и земель. Власть московских князей росла за счет постепенной лик­видации уделов и превращения удельных князей в служеб­ных.

В особом положении находились князья тверские, ря­занские и ростовские. Они носили титул великих князей. Многие годы они являлись самостоятельными главами своих владений. Со временем эти князья вынуждены были признать главенство великого московского князя и превра­тились по примеру других князей в служилых людей, т.е. в таких же слуг, что и бояре.

Московские князья не ограничиваются титулом вели­ких князей. Уже с Ивана Калиты они именуются «великими князьями всея Руси», что указывает на их стремление установить единодержавие. Иван III принимает громкий титул: «Иоан, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковкой и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных». В сношениях с малыми землями он уже титуловался как царь всея Руси. Окон­чательно этот титул укоренился в России при Иване Гроз­ном.

В древней России с половины XII века начало избрания князя народом берет перевес над началом наследственного перехода власти. Но с XIV века избрание не практикуется. Власть переходит по наследству. Сначала существовал принцип родового старшинства, но с XIV века родовое старшинство заменяется старшинством семейным. Власть переходит от отца к старшему сыну. Утверждается начало первородства и единонаследия. Земля не делится на уделы между всеми сыновьями.

Вступление нового князя на княжеский стол стало об­ставляться торжественно. В обряде посажения князя уча­ствовал митрополит, а с конца XV века появляется торже­ственное венчание или коронование, что указывало на то, что власть монарха московского - божественного проис­хождения, и передается по наследству в силу «божественной благодати».

С конца XV века по советам жены Ивана III Софьи Палеолог, на великокняжеском дворе был введен пышный и строгий церемониал, по образцам византийского императорского двора. Постепенно прекращается существовавшая до тех пор простота общения главы государства с простыми людьми: он становится для них недосягаемым.

С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орёл, совмещённый с гербом Москвы (изображением Георгия Победоносца). В 1498 г. в Успенском соборе, при «венчании на великое княжение» внука Ивана III царевича Дмитрия, на его голову впервые была возложена своеобразная корона - «шапка Мономаха», якобы присланная из Константинополя. Захват турками-османами Константинополя усилил значение Московской митрополии, несмотря на то, что в 1458 г. из неё выделилась митрополия Западной Руси, находящейся в землях Великого княжества Литовского.

Высшие органы власти и управления. Какова была власть великих князей и царей московских? Не было тако­го закона, который точно формулировал бы их права. Они стремились к неограниченной власти. Сначала усилению власти московских князей способствовало уменьшение власти Золотой Орды. Начиная с Ивана III, они стали на­зывать себя «государями всея Руси», а иногда и царями (от латинского слова «цезарь», как именовались римские и византийские императоры).

Вместе с тем нельзя сказать, что Московское государ­ство было неограниченной монархией. Деятельность мос­ковских государей направлялась верхушкой феодалов - боярами и церковью.

Боярская дума не составляла особого учреждения, ко­торое имело бы четко определенный состав и свой регла­мент. Она состояла из родовитых и богатых бояр, которые принимали участие в обсуждении вопросов войны и мира. При участии бояр заключались междукняжеские договоры. В их присутствии и, вероятно, после совещания с ними великие князья составляли духовные грамоты. Бояре при­нимали участие в управлении государством, в суде, в зако­нодательной деятельности. Не раз бояре даже правили го­сударством за малолетних или неспособных князей. Дмит­рий Донской, умирая, приказал своим детям: «бояр же своих любите и честь им достойную воздавайте, без их думы ничтоже творите».

Начиная с XV века в среду московского боярства стали поступать в большом числе удельные князья. Они прихо­дили на службу великому князю со своими уделами, кото­рые великий князь и оставлял за ними в качестве простых боярских вотчин. Бояре всегда были при московских князьях. Служилый человек соглашался взять должность или занять место только тогда, когда убеждался, что его не унизят и не подчинят равному с ним или менее знатному, чем он сам. На основании родословных книг бояре и кня­зья точно знали, кто из них принадлежит к более знатному роду и чьи родовые корни уходили более глубоко в века.

Нежелание считаться с мнением Боярской думы могло иметь своим последствием отъезд бояр к другому князю, изоляцию князя, ослабление его влияния. В своих вотчи­нах они чувствовали себя по-прежнему удельными князья­ми, какими были их отцы и деды. Словом, новое москов­ское боярство приняло вид родовой и земельной аристо­кратии с притязаниями на участие в управлении государ­ством. С конца XV века, когда стало расти политическое влияние дворянства и когда великий князь принял суровые меры против отъезжающих из Москвы бояр, стало падать и значение Боярской думы.

Путные дворяне. До XIV века на Руси отсутствовало понятие центральных и местных органов управления. Су­ществовали некоторые органы административного управ­ления времен Киевской Руси. Встречаются должности тысяцких. Сохраняется дворцовая система управления, в ко­торой под управлением дворецкого определены были пути, под управлением «путных бояр». Слово «путь» означало выгоду, доход, имущества. Существовали следующие пути: сокольничий, конюший, стольничий, чашничий. В ведомстве сокольничего пути находились со­кольники и другие служители птичьей охоты; в ведомстве конюшенного пути - княжеские конюшни, конюхи, луга; в ведомстве стольничего пути - бортные леса, села и дерев­ни. Деревни, приписанные к двору и путям, были разбро­саны по всей территории государства. Рядом с деревней или селом, находившихся в ведении местных органов вла­сти, можно было видеть деревни то путных бояр, то дво­рецкого и вотчинников. Пути ведали населением, которое жило на приписанных к ним землях.

Во главе путей, этих самостоятельных ведомств, нахо­дились путные бояре - верхушка феодальной знати.

Приказы, именуемые в первой половине XVI века тре­тями, а во второй половине того же века четвертями, по времени своего происхождения относятся к XV веку. Тре­ти явились следствием деления доходов с Москвы и чер­ных московских волостей на три удела между сыновьями Ивана Калиты. Эти уделы состояли в ведомстве трех мос­ковских наместников, из которых великокняжеский име­новался большим.

По мере присоединения удельных княжеств к Москов­скому, в Москве были образованы центральные судные приказы - Владимирский, Рязанский, Дмитровский и др. для приема, разбора и решения дел лиц, искавших судеб­ной защиты у московского государя. Появился целый ряд дел и даже отраслей управления, которые не в силах были решить органы дворцово-вотчинного управления.

На практике государь поручал (приказывал) какому-либо боярину заниматься этим делом или отраслью само­стоятельно. При нем создавалась канцелярия и велось дья­ками письменное производство.

Первым приказом был Казенный, который ведал казной князя и его архивом. Следом был образован Дворцовый приказ (или приказ большого дворца) во главе с дворец­ким. Созданы были Конюшенный, Посольский, Разряд­ный, Ямской и др. приказы.

Местные органы управления. Московское великое княжество в административном плане делилось на уезды - города с принадлежащими им землями. Наряду с уездами существовало деление и на земли (Вятская земля и др.). Уезды подразделялись на станы, станы - на волости.

Местные правители, назначаемые князьями, называ­лись наместниками и волостелями.

Организация наместнического управления проста. В уезд назначается наместник, в единицы меньшие - волос­ти - волостели. Наместник подчинялся только великому князю.

И те, и другие назначались обыкновенно на 3 года. На­местник назначает себе помощников - тиунов, доводчиков и приветчиков. Наместники ведали сбором податей, по­шлин, чинили суд и расправу. Кроме финансовых и судеб­ных прав, наместникам принадлежали полицейские и рек­рутские функции. Наместничество давалось как бы в на­граду, ибо оно приносило доход. Доход наместника или волостеля именовался «кормом», а отсюда и вся система управления носит название системы «кормления». В чело­битных о назначении наместником просители писали: «прошу пустить покормиться». В Москве были книги с росписью доходов, какие мог получить наместник в из­вестном округе. Кормление получали и помощники наме­стников и волостелей - тиуны, доводчики и приветчики. Вновь пожалованного наместника или волостеля жители встречали приношениями, что называлось «въездным кор­мом». Затем во все время пребывания в своем округе на­местник или волостель получал периодически празднич­ный корм во время больших праздников - Рождества Хри­стова, Пасхи, Петрова дня. Всякая свадьба в округе давала особый корм наместнику. Этот свадебный корм носил на­звание «выводная куница». Всякое судебное действие со­провождалось уплатой наместнику судебной пошлины.

Виновные в наиболее тяжких уголовных преступлени­ях - в разбое, душегубстве, татьбе - подвергались смертной казне, а имущество их конфисковалось в пользу наместни­ка. Если убийца неизвестен, то община, на территории ко­торой найден труп убитого, уплачивала «дикую виру» в пользу наместника и т.п.

Наконец, в пользу наместника взыскивались торговые пошлины. При купле-продаже или мене лошадей и рогато­го скота наместники и волостели получали «роговую» по­шлину.

Корм был натуральный или денежный. Праздничный корм обыкновенно был натуральный. «На Рождество Хри­стово наместнику нашему взяти с десяти сох полоть мяса, четверо хлебов, коробья овса, воз сена» (Онежская грамо­та). Брачные, судебные, торговые пошлины выражались в определенной денежной сумме.

Суд, обеспечение «благочиния», армия. Постоянных судебных органов еще не существовало. Суд не был отделен от администрации, и судебные функции осуществляли: великий князь, боярская дума, дворцовые ведомства, наместники, волостели и церковный суд. Сохранялась вотчинная и зарождалась поместная юстиция.

Мелкие крестьянские дела судебно-административного характера решали волостные старосты и сотские. Они разбирали и споры между крестьянами. Более важные дела (об убийствах, грабежах, поджёгах) разбирали княжеские наместникии волостели. Но представители волости - старосты или «добрые люди» из крестьян должны были присутствовать в этих судах, «правды стеречи». Без них суд не мог состояться.

В конце XV - начале XVI вв. была проведена реорганизация вооруженных сил, которые стали теперь включать старое боярское ополчение, дворянское поместное ополчение, народное ополчение и княжеское дворцовое войско.

Роль дворянского ополчения возрастала. Ополченцы должны были, по призыву великого князя, являться к месту сбора «конно, оружно, людно». То есть каждый из них представлял собой вооружённого кавалериста со своими слугами. Причём их количество должно было соответствовать величине поместного владения. Полки дворянской конницы представляли собой грозную силу и надежную опору великокняжеской власти.

Был отрегулирован порядок сбора народного ополчения: от каждой единицы обложения («сохи») требовалось выставить определённое количество «посошных» ратников с оружием и припасами.

Усилилась роль и княжеского дворцового войска: в нём появились артиллерийские орудия и наёмные солдаты и офицеры.

Выводы по вопросу. В структуре общества изменения происходили постепенно. Их главной особенностью являлось формирование сословий: княжеско-боярского, дворян (служилое сословие), духовенства, крестьян, купцов и ремесленников (мещан). Что касается вопросов управления, то в XIV-XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами - путями. Новый государственный аппарат Великого княжества Московского сформировался к середине XVI в.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!