Изменения в государственном аппарате в годы Первой мировой войны

17 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Начало Первой мировой войны обусловило милитаризацию эко­номики России и усиление государственного регулирования экономи­ки. Правительство стало проводить курс, разделяемый большей час­тью российской буржуазии, - на победу в войне и мобилизацию капи­тала. Происходило сокращение посевных площадей и товарооборота, финансовые трудности повлекли резкое повышение налогов, увеличе­ние денежной эмиссии и рост государственных займов. Транспортные затруднения правительство пыталось регулировать путем создания межведомственных комиссий.

Мобилизация капитала вызывала противоречия между различны­ми группами правящего класса, поэтому государство взяло на себя инициативу по созданию новых организационных форм управления промышленностью и финансами, пытаясь согласовывать различные социальные интересы. На съезде представителей промышленности и торговли в мае 1915 г. впервые была сформулирована идея создания военно-промышленных комитетов. Целью их деятельности были орга­низация экономики и участие в управлении государственной полити­кой. В функции военно-промышленных комитетов входят посредниче­ство между казной и промышленностью, распределение военных за­казов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли (закупок), нормирование цен на сырье.

При военно-промышленных комитетах создавались рабочие груп­пы, « примирительные камеры» и биржи труда. Эти органы брали на себя задачи улаживания конфликтов между рабочими и предпринимателями.

Для координации работы отдельных ведомств с лета 1916 г. нача­ли создаваться особые совещания по обороне. Состав этих органов определялся Государственной думой и утверждался императором. В задачи новых органов входило: требовать от частных предприятий при­нятия военных заказов (преимущественно переддругими) и отчетов по их выполнению; отстранять директоров и управляющих государствен­ных и частных предприятий; ревизовать торговые и промышленные предприятия всех видов и секторов.

Особые совещания по продовольствию проводили проверку нали­чия продуктов и в случае необходимости их реквизицию.

Особые совещания по перевозкам устанавливали порядок прину­дительного пользования транспортом и помещениями в государствен­ных и общественных целях.

Отдельные одноотраслевые предприятия могли объединяться в заводские совещания.

Осенью 1916 г. параллельно с государственно-промышленными органами стали создаваться общественные организации, объединив­шиеся в Союз земств и городов (Земгор). Своей задачей они стави­ли оказание помощи раненым (организация госпиталей, поставка ме­дикаментов, подготовка медперсонала), распределение заказов мел­ким предприятиям.

Действующие в промышленности тресты и синдикаты оказывали сильное влияние на экономическую политику: ими было отвергнуто пред­ложение Министерства финансов о введении налога на прибыль, они подчинили себе деятельность центрального военно-промышленного ко­митета, отдельных военно-промышленных комитетов и Земгора.

Одним из главных направлений регулирования экономики была борьба с дороговизной и дефицитом продовольствия. По действующе­му законодательству таксы на сырье и продовольствие могли устанав­ливаться городскими управами. Поскольку производство находилось в частных руках, государство не могло регулировать рынок методом «то­варных интервенций». У него не было ни запасов продовольствия, ни разветвленного аппарата, поэтому оставался лишь метод репрессии, ^административно-командный». При таксировке цены устанавлива­лись государством не на основе себестоимости продукции, а с учетом рыночных цен. Фиксированные цены устанавливались в местных пре­делах (губернии и города) и способствовали деформированию рынка. Твердые цены устанавливались особыми совещаниями и в отличие от такс вводились законодательным путем и во всероссийском масштабе.

Февральским указом 1915 г. командующим войсками предостав­лялось право запрещать вывоз из вверенного им района продоволь­ственных запасов, устанавливать фиксированные цены и осуществлять меры по реквизиции (когда товаровладельцы отказывались продавать по установленным ценам).

В мае 1915 г. был создан Главный продовольственный комитет, в компетенцию которого входили требование сведений о запасах продо­вольствия от всех учреждений и лиц, установление плана перевозок продовольствия и заготовительная деятельность.

В ноябре 1916 г. принимается постановление о введении продо­вольственной разверстки, устанавливаемой уполномоченными особых совещаний или земской управой. Расчет за изымаемые продукты про­изводился в твердых ценах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на 15% ниже твердых. Устанавливалась карточная система для населения: продукты продавались несколько раз в неделю, огра­ничивался отпуск товара в одни руки, карточки лимитировались.

Начало Первой мировой войны было встречено демонстрацией единения большинства Думы с правительством. Трудности военного времени и поражения русской армии обусловили раскол этого един­ства. Летом 1915 г. зазвучала резкая критика действий правительства и выдвигалось требование создать Министерство общественного до­верия, ответственное перед Думой. В августе 1915 г. император при­нял на себя верховное командование армией и переехал в ставку глав­нокомандующего в Могилев.

В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, в ко­торый вошли три четверти ее депутатов. Программа блока требовала создания Министерства (правительства) общественного доверия, про­ведения ряда реформ и политической амнистии.

Ярким проявлением политического кризиса стала частая смена пра­вительств. В январе 1916 г. председателя Совета Министров Горемы-кина сменяет Штюрмер, в ноябре Штюрмера сменяет Трепов, Трепо-ва - Голицын. Оппозиция требует ухода и этого правительства в отставку.

В декабре 1916 г. правительство начало наступление на политичес­кую оппозицию: прерывается заседание Государственной думы, запре­щается деятельность Земгора, проводятся аресты рабочих групп воен­но-промышленных комитетов, члены которых обвинялись в саботаже.

В свою очередь оппозиционная буржуазия начинает все активнее про­никать в военно-промышленные органы, различного рода союзы и об­щественные организации, активизируется прогрессивный блок в Думе.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!