Изменения в государственном аппарате Советского государства в годы гражданской войны

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Обострение классовой борьбы по мере углубления социалистических преобразований привело к началу гражданской войны в России, которая была поддержана иностранными государствами, в первую очередь бывшими союзниками царизма по Антанте.

С конца 1919 г. сессии ВЦИК стали созываться через два месяца. С декабря 1920 г. Президиум ВЦИК официально наделяется законодательными правами. Совет Рабоче-крестьянской Обороны (СРКО) сосредоточил в своих руках всю полноту власти в области обороны. В апреле 1920г. Совет Рабоче-крестьянской Обороны преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО), действующий на правах комиссии при СНК, возглавляемой председателем СНК. В состав СТО стали входить народные комиссары (экономических наркоматов) и представитель ВЦСПС. В феврале 1920 г. Наркомат государственного контроля был преобразован в наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). РКИ формировалась на выборной основе и на местах опиралась на ячейки РКИ. В резолюции "О советском строительстве" Восьмого съезда советов (1920 г.) определялась организационная структура губернских и уездных исполкомов. Отделы находились в двойном подчинении: исполкому и соответствующему ведомству. Структура исполкомов повторяла структуру правительства. Наряду с Советами (часто вместо них) создавались ревкомы. Они наделялись правами реквизиции имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами. Им принадлежала вся полнота власти на местах.

В декабре 1917 г. СНК принял декреты "О выборном начале и об организации власти в армии" и "Об уравнении всех военнослужащих в правах", отменявшие воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Вся власть передавалась солдатским комитетам и советам. Командиры избирались. В январе 1918 г. СНК издал декрет "О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии". Новая армия формировалась на основе принципа добровольности. Апрельским 1918 г. постановлением ВЦИК переходили от выборов командиров – к их назначению. В мае 1918 г. ВЦИК принял декрет "О введении всеобщей воинской повинности", представители "трудящихся" должны были служить с оружием в руках, "нетрудовых элементов" – в нестроевых частях. В сентябре 1918 г. образуется Революционный Военный Совет Республики (Реввоенсовет). В Красную Армию призывалось большое число военных специалистов – офицеров старой армии. Для контроля за их деятельностью в качестве командиров частей и для агитационно-политической работы в частях использовался институт военных комиссаров. Политически были подавлены выступления "военной оппозиции", защищавшей партизанские и добровольческие традиции Красной Армии. В периоды мирных передышек регулярные части Красной Армии использовались в качестве трудовых армий.

К лету 1918 г. практически вся территория страны превратилась в чересполосицу фронтов. В этих условиях главной функцией Советского государства стала функция обороны страны.

Общая структура высших органов власти и управления во время войны изменений не претерпела. Регулярно (1 раз в год) собирались всероссийские съезды Советов. Функционировали ВЦИК, его Президиум и Совнарком.

В ноябре 1918 г., в силу необходимости, был создан Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, преобразованный в апреле 1920 г. в Совет Труда и Обороны (СТО).

VIII съезд Советов (декабрь 1920 г.) подтвердил, что законодательными органами являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, его Президиум и СНК. Никакие иные органы не имели права издавать законодательные акты общегосударственного значения.

Особое значение законности уделялось в постановлении VI Всероссийского съезда Советов "О революционной законности", которое призывало к строжайшему исполнению законов всех граждан и всех должностных лиц. Постановление Совета Обороны, принятое в декабре 1918 г. и отмечавшее недопустимость издания местными органами норм, противоречащих актам центральной власти или выходящих за пределы компетенции местных Советов. В 1919 г. Совнарком в Декрете об устранении волокиты подчеркнул значение решений VI съезда и Совета обороны, поставив вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении законности.

Нормализации правового положения местных органов власти удалось добиться на основе постановлений VII и особенно VIII Всероссийских съездов Советов "О советском строительстве". В 1920 г. был регламентирован статус низового звена Советов на основе Положения о волостных исполкомах и сельских Советах, изданного ВЦИКом.

К ведению местных Советов были отнесены следующие предметы: управление, военный, юстиция, труд и социальное обеспечение, народное образование, почта и телеграф, финансы, земледелие, продовольствие, гос. контроль, Совет народного хозяйства и др. В соответствии с этими предметами были созданы отделы исполкомов местных Советов, находившиеся в двойном подчинении: своему исполкому и соответствующему наркомату.

Особыми органами власти были ревкомы, создававшиеся в прифронтовой полосе и наделяемые чрезвычайными полномочиями. В отличие от Советов они не избирались, а назначались.

Угроза существованию Советской власти со стороны внешней и внутренней контрреволюции заставляла быстрыми темпами создавать Вооруженные Силы.

Весной 1918 г. начал осуществляться переход от добровольного принципа формирования Красной Армии к всеобщей воинской обязанностью Окончательно он был закреплен специальным постановлением V Всероссийского съезда Советов об организации Красной Армии в июле 1918 г.

Создание массовой регулярной армии потребовало подготовки соответствующих командных кадров. В этих целях организовывалась широкая сеть военно-учебных заведений. Уже в конце 1918 г. были открыты Академия Генерального штаба, Артиллерийская и Военно-Инженерная академии и другие высшие учебные заведения Красной Армии. Для подготовки высших военно-политических кадров в 1920 г. был создан Красноармейский университет. Одновременно развернулась организация многочисленных школ и курсов для ускоренной подготовки командных кадров всех родов оружия и всех рангов.

Для усиления партийно-политической и воспитательной работы в войсках весной 1918 г. вводится институт военных комиссаров, которые руководили политической работой в войсках, контролировали работу старых военных специалистов, боролись за установление железной дисциплины и порядка в Красной Армии, воодушевляли бойцов личным примером. В соответствии с решением ЦК РКП(б) комиссары наделялись особыми полномочиями и имели особый статус.

Дальнейшее развитие и укрепление получили в эти годы правоохранительные органы, и, в первую очередь, милиция.

От идеи всеобщего вооружения народа постепенно переходят к идее создания кадровой Советской Рабоче-крестьянской милиции. В соответствии с этим НКВД и НКЮ РСФСР в октябре 1918 г. по поручению Совнаркома издали Инструкцию по организации Советской Рабоче-крестьянской милиции, закрепившую основные принципы ее организации и деятельности.

Комплектование милиции, как и в армии проводилось по классовому принципу. Не принимались в милицию лица, ранее служившие в царской полиции, жандармерии или совершившие преступление.

Основными задачами милиции были охрана революционного порядка и обеспечение соблюдения закона всеми гражданами. Милиция проводила дознание по уголовным делам, осуществляла в этих целях определенные процессуальные действия, выполняла поручения судебных и следственных органов, приводила в исполнение приговоры.

Уголовный розыск, созданный в начале 1918 г. был передан из НКЮ в ведение милиции. Сама милиция строилась на основе двойного подчинения. С одной стороны она подчинялась Главному управлению милиции в составе НКВД, с другой стороны губернским и уездным управлениям при местных исполкомах Советов.

Двойная система судебных органов - народные суды и революционные трибуналы - также получила в этот период дальнейшее развитие. На них возлагалась задача обеспечения подавления сопротивления свергнутых эксплуататоров, охрана завоеваний социалистической революции.

В ноябре 1918 г. было принято Положение о народном суде РСФСР, положившее начало перестройке судебной системы. В 1920 г. было издано новое положение, внесшее некоторые изменения в судоустройство и процесс.

Предварительное расследования становится единоличным и проводится следователем, которые избирались местными Советами.

Вместо прежних многочисленных судебных органов был введен единый народный суд, которому были подсудны почти все гражданские и уголовные дела за исключением контрреволюционных и иных наиболее опасных преступлений, которые рассматривались трибуналами.

В качестве суда второй инстанции выступал совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа (в границах губернии).

Народные судьи избирались Советами, а заседатели - исполкомами Советов по спискам, составленным предприятиями.

Защита и представительство сторон в гражданском процессе возлагались на специальные коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон, создаваемых при местных Советах.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!