Изменения в архивном деле в начале XVIII века

24 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

План

1. Изменения в архивном деле в начале XVIII века     3
2. Сеть государственных архивов СССР       6
Список литературы          13

1. Изменения в архивном деле в начале XVIII века.

История архивного дела насчитывает несколько тысячелетий, что подтверждается археологическими раскопками. Архивы существовали во всех государствах древнего мира и содержали законы, судебные приговоры, царские повеления, записанные на табличках из глины, навощенного дерева, металла, на свитках папируса, а позднее - пергамента. В процессе развития человеческого общества архивы претерпели значительные изменения как по содержанию самих документов, так и по форме их использования и хранения.
Первый исторический архив был создан Петром I из документов Посольского приказа и в 1724 г. получил название "Генеральный архив старых государственных дел".
Но именно реформы Петра I положили начало государственной архивной службе России. В то же время в русский язык вошло и само слово "архив". Указом от 16 июля 1712 г. был создан Сенатский архив, позднее стали возникать архивы коллегий. Однако подлинным законодательным оформлением возникновения архивной службы - системы архивов с работающими в них специальными служащими (архивариусами) - стало издание Петром I 28 февраля 1720 г. (10 марта по новому стилю) Генерального регламента. В "Генеральном регламенте коллегиям" предписано было иметь два архива - один, общий для всех петровских министерств, в специальном ведении коллегии иностранных дел, и второй - финансовый. Было постановлено, чтобы в канцеляриях и конторах оконченные дела хранились не более трех лет, а затем сдавались в архив под расписку архивариуса. Специального образования для этой должности не требовалось (вплоть до начала ХХ века) - сенатом решено было, чтобы "в архивариусы избирать людей трезвого жития, неподозрительных, в пороках и иных пристрастиях непримеченных ...".
После этого, на протяжении XVIII столетия было издано большое количество законодательных актов об архивах. Так, местные архивы, которые фактически уже существовали в XVI-XVII вв., получили свое развитие на основании разосланного в 1728 г. Сенатом наказа губернаторам. В этом документе предлагалось в каждой губернии создать два архива: архив губернской канцелярии и архив городского самоуправления. В 1736 г. вышел Сенатский указ о постройке в губерниях специальных зданий для хранения старых архивных дел и денежной казны. Дальнейшее развитие архивное дело России получило в XIX - начале XX вв. В этот период н
С XVIII века в русских архивах стала производиться перегруппировка документов на основе тематических классификаций (Г.-Ф. Миллер, Н.Н. Бантыш-Каменский, П.М. Строев, Я.И. Вередников, Н.В. Калачов и др.).
В отечественной историографии тематическая перегруппировка документов объясняется тем, что "Это была эпоха великих схем научной систематизации". По мнению В.Н. Автократова, русская библиографическая мысль второй половины XVIII в. была достаточно высокой для своего времени, а самые выдающиеся ее представители относились к числу первых в России ученых-архивистов. А известный архивист, доктор исторических наук В.Н. Самошенко считает, что замыслы Миллера в целом соответствовали идеям шведского естествоиспытателя К. Линнея, который построил наиболее удачную искусственную классификацию растений и животных. Оба ученых поддерживали контакты друг с другом [5, c. 12].
Но архивисты не акцентировали внимание на взаимосвязи изменений, происходящих в государственном устройстве, и потребностью переформирования архивных фондов. Никто не обращал внимание на возникшую тогда потребность переписывания истории, а, следовательно, и искажения источниковой базы.
Следует отметить также, что XVIII век является периодом становлением отечественной исторической науки и архивоведения. Одним из крупнейших архивохранилищ этого периода стал Московский архив Коллегии иностранных дел…
Среди современников, как отмечает профессор В.П. Козлов, архив получил славу "рассадника для образования к статской службе лучшего в Москве дворянства", на которых, вероятно, и была возложена задача переписывания истории. В XVIII в. исторические изыскания в основном являлись результатом обычной службы.
Исследования по отечественной истории облегчались, как объясняли служилые государству историки и архивисты этого периода, тематической перегруппировкой документов.
В.П. Козлов подчеркивает, что иное положение сложилось в начале XIX в. Правительство, заигрывая с общественностью, предприняло ряд мер по централизации исследований, исходя из интересов самодержавно-крепостнического строя. Основной темой этих исследований становилась история государственного аппарата, и заниматься ею легче при сохранении фондовых структур учреждений. Действительно, к этому времени фонды в основном были перегруппированы, костяк переписанной истории был готов и можно было вернуться к старой, естественной системе хранения документов в том порядке, в каком они складывались в организациях [5, c. 14].
Интересно отметить, как только государственный аппарат начал полностью распоряжаться творчеством историков и архивистов, сделав их послушными исполнителями, на повестку дня встал вопрос о замене тематических образований фондовыми.
Нечто подобное происходит и в западных странах. Победа Французской революция 1789-1794 гг., слом старой государственной машины приводит к тому, что во Франции декретом 1794 года тематическим классификациям документов была придана всеобщая законодательная сила. Франция этого периода не нуждалась в неприкосновенном сохранении фондов старого административного аппарата. Нужно было переписывать историю в угоду победившей революции.
Результатом преобразований начала XVIII века явилось отделение архивов от канцелярий и превращение их в самостоятельные структурные части учреждений, что было юридически закреплено в Генеральном регламенте 1720 г. [8]
Важные источники отлагались в архивах высших органов власти. Документы Боярской Думы: царские указы, приговоры, доклады начальников приказов, представляют значительный интерес.
Комплекс важных документов сложился при Кабинете его императорского величия (1704-1727). Сперва Кабинет являлся личной канцелярией Петра I. В его архив поступала военная и финансовая документация, материалы Петра I о взаимоотношениях с высшими, центральными и местными учреждениями [5, c. 17].
Позднее значение Кабинета его императорского величества в государственной жизни возросло. Здесь составлялись проекты Указов, сюда поступали известия о важнейших событиях в жизни страны, велась переписка с послами, военачальниками, правительственными учреждениями.

2. Сеть государственных архивов СССР

Декрет от 18 июня 1918 г. "О реорганизации и централизации архивного дела", подписанный В. И. Лениным, предусматривал создание Главного управления архивным делом (ГУАД или Главархив) при Наркомате просвещения РСФСР - первого в истории России органа управления централизованным архивным делом. Его основной функцией было управление т. наз. Единым государственным архивным фондом (ЕГАФ), формирование и проведение единой архивной политики.
17 сентября 1920 г. - Постановлением коллегии Главного управления архивным делом Наркомата просвещения РСФСР был образован "для хранения важнейших документов РСФСР, а также наиболее ценных исторических материалов предшествующих режимов" Государственный архив РСФСР, состоявший из четырех отделений: 1 - древлехранилище, содержащее материалы по внешней и внутренней политике России до XVIII в. включительно, 2 - хранилище государственных документов новой русской истории (XIX в. - 1 марта 1917 г.), 3 - хранилище документов истории революции и общественного движения (до 1 марта 1917 г.), 4 -архив пролетарской революции, содержащий документы после 1 марта 1917г. 4-ое отделение получило специальное название "Архив Октябрьской революции" и делилось в соответствии с постановлением на отделы: 1 - политический с подотделами внутренней и внешней политики, 2 - документы по истории РКП(б), 3 - письма, дневники, воспоминания заметки и т.п., 4 - экономико-статистические документы, 5 - печать, 6 - иллюстративный отдел.
21 сентября 1920 г. - Постановление Совнаркома РСФСР о создании "Комиссии для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории Российской коммунистической партии" (Истпарт). По соглашению с Главным управлением архивным делом, отдел АОР по истории РКП(б) стал практически хранилищем документов, собираемых истпартом [1].
Архивы оставались в ведении Наркомпроса до 26 ноября 1921 г., когда было издано постановление Президиума ВЦИК о переводе ГУАД из Наркомпроса в ведение ВЦИК. После принятия новой Конституции РСФСР Президиум ВЦИК утвердил Положение о Центральном архиве (Центрархиве) РСФСР (30 января 1922 г.). Архивной системой вместо ГУАД стало руководить Управление Центральным архивом при ВЦИК РСФСР. В его обязанности входило общее управление, планирование и контроль в области архивного дела на территории Российской Федерации, а также прямое руководство всеми московскими и петроградскими центральными государственными архивами. Круг источников комплектования государственных архивов был сужен до правительственных учреждений [3].
2 мая 1923 г. - Проект постановления ВЦИК и СНК РСФСР, подписанный заместителем председателя СНК Л.Б. Каменевым, об учреждении Архива Октябрьской революции как самостоятельного учреждения и утверждении положения о нем, об отнесении архива к числу центральных архивных учреждений, подчинении его непосредственно Центрархиву РСФСР, о необходимости предоставления специального здания для размещения документов архива.
Положение об Архиве Октябрьской революции определяло состав его материалов. В архив должны были передаваться документы всех возникших и уже ликвидированных за время революции государственных учреждений, общественных объединений и организаций, архивы контрреволюционных правительств, политических партий, учреждений Временного правительства. Таким образом, в число источников комплектования архива вошли как российские, так и союзные учреждения и организации. Кроме того, архиву предоставлялись права Истпарта в деле сбора партийных документов. Оговаривалось и пополнение АОР печатными изданиями и кинофотоматериалами путем передачи архиву Центральной Российской книжной палатой и Центральной и областными фото-, кино-секциями обязательных экземпляров печатных и иллюстративных материалов, относящихся к его профилю [2, c. 101].
Май 1924 г. - Постановлением XIII съезда РКП(б) Центрархиву РСФСР было предписано в кратчайший срок передать в институт В.И. Ленина все хранящиеся в государственных архивах документы, относящиеся к его жизни и деятельности. В соответствии с этим постановлением началось и продолжалось многие годы изъятие из фондов АОР и передача в институт В.И. Ленина (в дальнейшем Центральный партийный архив) отдельных документов с резолюциями, подписями и пометками В.И. Ленина, материалов, освещающих события, связанные с его деятельностью, а также документов о деятельности Н.К. Крупской и семьи Ульяновых. Взамен изъятых документов в архивах должны были оставаться их копии.
3 февраля 1925 г. - Утверждение коллегией Центрархива РСФСР нового положения об организации единого государственного архивного фонда (ЕГАФ), в соответствии с которыми все материалы ЕГАФ делились на дореволюционные (исторические архивы) и пореволюционные (архивы Октябрьской революции). Датой размежевания был определен февраль-март 1917 г. Кроме того, архивные материалы подразделялись на документы центрального и местного происхождения. АОР стал практически центральным архивом Октябрьской революции. В состав АОР на правах "Отдела падения старого режима" был включен "Новоромановский архив", находившийся во 2-ом отделении Государственного архива РСФСР и содержавший документы по истории Дома Романовых.
28 января 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили положение об архивном управлении РСФСР. Архивные учреждения РСФСР стали подведомственны Центральному архивному управлению РСФСР (ЦАУ РСФСР). Оно состояло при ВЦИК, подчиняясь непосредственно его Президиуму. На ЦАУ РСФСР возлагалось общее руководство архивным делом в республике, а также непосредственное управление всеми центральными госархивами республики. Тогда же ЕГАФ был переименован в Государственный архивный фонд (ГАФ).
В том же 1929 г. происходят изменения в организации архивного дела на союзном уровне. При ЦИК СССР было создано Центральное архивное управление Союза ССР (ЦАУ СССР). Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 10 апреля 1929 г. "О Центральном архивном управлении Союза ССР" ЦАУ создавалось для общего управления и объединения деятельности центральных архивных управлений союзных республик по заведованию фондами общесоюзного значения. С этого времени архивы Российской Федерации стали отличать от т. наз. центральных государственных архивов всесоюзного значения [7].
К 1935 г. в ведении ЦАУ СССР находилось пять союзных архивов: Центральный архив Красной Армии (ЦАКА), Военно-исторический архив (ВИА), Центральный фотофонокиноархив (ЦФФКА), Центральный архив профдвижения (ЦАПД), Государственный архив внешней политики (ГАВП). Однако ряд центральных государственных архивов, также хранивших документы общесоюзного значения, продолжали находиться в ведении ЦАУ РСФСР: Центральный архив Октябрьской революции (ЦАОР), Центральный архив революции (ЦАР), Государственный архив феодально-крепостнической эпохи (ГАФКЭ), Центральный межевой архив, Архив народного хозяйства, культуры и быта и др. Эта структура органов управления архивным делом просуществовала до принятия Конституции 1936 г., согласно которой правительственные органы вновь были реорганизованы и усилен контроль со стороны органов безопасности над архивами.
Логическим завершением этого процесса стало Постановление Президиума Верховного Совета СССР, принятое в 1938 г. Государственные архивы страны были переданы в ведение НКВД СССР и, таким образом, центральные и местные органы управления архивным делом потеряли свой независимый статус. ЦАУ СССР было преобразовано в Главное архивное управление (ГАУ) НКВД СССР. Постепенно в непосредственное подчинение последнего перешли важнейшие комплексы документов, которые образовали сеть центральных государственных архивов общесоюзного значения (ЦГАОР, ЦГАКА, ЦГАВМФ, ЦГАКФФД, ЦГИАЛ, ЦГИАМ, ЦГВИА и его филиал, ЦГАДА, ЦГЛА). К категории общесоюзных фондов были причислены и фонды центральных правительственных учреждений РСФСР, а также сеть центральных и местных архивов РСФСР. НКВД стал министерством внутренних дел (МВД) в 1948 г., соответственно изменилось и название архивного ведомства - ГАУ МВД СССР. Республиканская архивная администрация в РСФСР была организована заново только в 1955 г., когда в составе Министерства внутренних дел было образовано Архивное управление (с 1960 г. - ГАУ РСФСР).
В 1960 г., когда архивная отрасль была передана в ведение Совета Министров СССР, статус главного органа управления архивным делом вновь был повышен и он стал называться Главное архивное управление при СМ СССР (ГАУ при СМ СССР или Главархив СССР). В 1961 г. Правительство утвердило Положение о Главном архивном управлении и сети центральных государственных архивов СССР. Согласно этому Положению, ГАУ СССР - общесоюзный орган для научного и организационно-методического руководства архивным делом в стране. В Положении была закреплена командно-административная модель управления отраслью, сложившаяся в предыдущий период. До 1991 г. ГАУ СССР контролировало административные, финансовые, научно-методические, технические и многие иные направления деятельности государственных архивов всего Советского Союза [6].
В непосредственном ведении Главного архивного управления при Совете Министров РСФСР (ГАУ при СМ РСФСР), созданного также в 1960 г. на базе Архивного управления МВД РСФСР, находились центральные государственные архивы РСФСР. Другими государственными архивами Главархив РСФСР руководил через архивные отделы (управления) республик, краев и областей.
В период определения своего суверенитета республиками бывшtuj СССР, 5 ноября 1990 г. на базе Главархива РСФСР был создан административный орган управления - Комитет по делам архивов при Совете Министров РСФСР (Роскомархив), - отвечающий за государственные архивы на всей территории Российской Федерации. После провала путча в августе 1991 г. президент Б. Н. Ельцин издал указ о передаче всех документов КПСС и КГБ СССР в ведение Роскомархива. На основе документов ЦК КПСС было создано два новых государственных архива - РЦХИДНИ (бывший Центральный партийный архив) и ЦХСД (бывший текущий архив ЦК КПСС). Однако, основная часть документации КГБ до сих пор находится в самостоятельных ведомственных архивах.
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 12 октября 1991 г. Роскомархив получил в свое ведение находившиеся на территории РСФСР бывшие союзные центральные государственные архивы, ранее подчиненные Главархиву СССР, а также административные функции, подведомственные учреждения и научно-исследовательские организации последнего, его материально-техническую и финансово-экономическую базу в пределах Российской Федерации. Постановление было введено в действие только в начале 1992 г. Тогда же материалы архива бывшего Политбюро ЦК КПСС вошли составной частью в Архив Президента Российской Федерации.
В связи с распадом СССР в конце 1991 г. с января 1992 г. происходит реорганизация сети государственных архивов России. Административные и архивные функции Роскомархива по отношению к вновь образованным архивам федерального уровня были закреплены в Постановлении Правительства от 24 июня 1992 г.. Оно определяло, что Комитет по делам архивов при Правительстве Российской Федерации (Роскомархив) является федеральным органом государственного управления, который осуществляет государственную политику в области архивного дела. Это Постановление также подтвердило реорганизацию сети государственных архивов федерального уровня, находящихся в прямом подчинении Роскомархива, а четыре из них получили определение "центров", хотя они функционировали как архивы.
Президентский указ (подписанный Б. Н. Ельциным 30 сентября 1992 г.) преобразовывал Роскомархив в Государственную архивную службу России (Росархив). Права и обязанности нового органа закреплены в правительственном постановлении от 22 декабря 1992 г. и "Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах", принятых в июле 1993 года. "Основы законодательства" стали первым в истории России архивным законом.

Список литературы

1. Бурова Е.М., Сырченко Л.Г. Комплектование государственных архивов фондами личного происхождения. – М., 1987.
2. Государственные архивы СССР: Справочник. / Сост. Н.М. Андреева, Л.М. Бабаева, Т.М. Булавкина и др. – М.: ГАУ, 1989. Ч. 1, 2.
3. Добровская А.В. Государственный архив РФ: История формирования и комплектования (1920–1955). // Археографический ежегодник за 1995 год. – М., 1997.
4. Елпатьевский А.В. О рассекречивании архивных фондов. // Отечественные архивы. – 1992. –№ 5. – С.15–20.
5. Кузнецов В. Делопроизводство. – М.: Норма, 2007.
6. Прокопенко В.А. Формирование ГАФ СССР в 1920–1950 гг. // Отечественные архивы. – 1991. – № 1.
7. Хорхордина Т.И. История Отечества и архивы. 1917–1980 гг. – М., 1994. – 360 с.

(14.1 KiB, 23 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!