Изменения системы государственной власти после свержения монархии в России

17 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Главные преобразования в системе государственной власти после февраля 1917 г. были связаны с ликвидацией института императорской власти. Упразднение монархии потребовало отстранения от должнос­тей всех представителей высшей администрации, назначенных царем и ответственных перед ним: министров, генерал-губернаторов и других чинов губернаторского корпуса, градоначальников, чинов полиции и др. Но сами министерства сохранились, ибо ничего более отвечающего го­сударственным потребностям, чем отраслевой принцип управления, придумать было нельзя.

По ходу развития событий от февраля к октябрю были созданы новые министерства, которые заменяли утратившие значение прежние органы управления. Так, Министерство государственного призрения приняло на себя функции благотворительных органов, в том числе многочисленных фондов членов императорской семьи. Министерство продовольствия и Министерство труда брали на себя функции обеспечения населения про­довольствием и социальными благами, регулирование трудовых отноше­ний. В августе 1917 г. был упразднен Синод. На смену ему пришло Мини­стерство по делам вероисповеданий, призванное претворить в жизнь объявленные свободу совести и равенство всех конфессий.

Поначалу сохранили свое значение и продолжали функционировать Государственная дума, Государственный совет, органы, созданные в годы войны для осуществления государственного регулирования экономикой: Особое совещание, военно-промышленные комитеты, Союз земств и городов (Земгор). Но уже в мае была распущена назначаемая часть чле-чов Госсовета, а в октябре была упразднена и выборная часть. С роспус­ком в октябре Госдумы остатки высших органов старой власти оконча­тельно ушли в прошлое.

Для выработки «общего плана организации народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер по ре­гулированию хозяйственной жизни» были созданы Экономический совет и Главный экономический комитет под председательством Льво­ва (из 36 мест 9 в нем отводилось профсоюзам). Положение об этих органах было принято в июне 1917 г.

Серьезные изменения произошли в системе местного управле­ния. Поскольку с увольнением губернаторов институт губернаторства оказался упраздненным, вместо них на местах стали действовать пра­вительственные комиссары или уполномоченные Временного прави­тельства, наделенные особой властью для реализации его указаний и проведения на местах новой политики. Как правило, их назначали из председателей земских управ и других администраторов, не игравших ранее заметной роли. Население относилось к ним с недоверием.

Временное правительство было намерено поднять роль органов местного самоуправления. Поэтому старые органы, земские управы и городские думы были не только сохранены, но и получили более широкие полномочия. Земствам, например, была поручена борьба с безработицей, дороговизной. Они стали заниматься охраной труда, созданием бирж труда, общественных мастерских, оказывать насе­лению юридическую помощь, бороться с незаконной торговлей спир­том и пр. Однако все их действия контролировал губернский комис­сар Временного правительства.

Представителями власти на местах были комиссары Временного правительства, под их контролем действовали волостные комитеты. Действовавшие на местах различные комитеты общественности были призваны противодействовать Советам.

Общее руководство земствами осуществлял Всероссийский Зем­ский Союз, деятельность городских (и районных) дум и управ воз­главлял Совет дум. Положение о Всероссийском Земском Союзе было принято в июне 1917 г. Его деятельность заключалась в осуществле­нии мероприятий, вызванных потребностями общеземского характе­ра, войной и ее последствиями. Для решения этих проблем Союз со­здал новые промышленные и торговые предприятия, кредитные орга­низации, рабочие места, используя средства земских собраний, част­ные пожертвования, собственные доходы.

В мае 1917 г. был принят Закон «О волостном земстве», упразд­нивший все другие волостные органы (комитеты). На волостные зем­ства возлагались обязанности, ранее лежавшие на волостных прав­лениях и волостных старшинах. Гласные волостных земств были из-

браны на 3 года и работали безвозмездно. Занимаясь повинностями, займами, сборами, осуществляя пожарные, коммунальные, санитар­ные мероприятия, волостные земства быстро превратились в едва ли не самую главную ячейку земского самоуправления.

Необходимо подчеркнуть также, что в ходе проведения преобра­зований государственной системы, многочисленных упразднений, увольнений и реорганизаций было сохранено все прежнее среднее звено аппаратов государственного управления. Именно благодаря этому обстоятельству государство не развалилось окончательно, а продолжало функционировать.

После разгона царской полиции в дни Февральской революции органы местного самоуправления и Советы для охраны обществен­ного порядка стали создавать милицию. 10 марта 1917 г. был упраз­днен Департамент полиции и в составе Министерства внутренних дел образовано Временное управление по делам общественной полиции, позже переименованное в Главное управление по делам милиции (Главмилиция). 17апреля 1917 г. было утверждено Временное поло­жение о милиции. Новый орган получил функцию охраны обществен­ного порядка и гражданских свобод, обязан был содействовать орга­нам власти, в том числе судебным и военным. На местах милиция должна была подчиняться уездным земским и городским управам. Но Временное положение не всегда соблюдалось. Нередко Советы сами создавали органы милиции, не подчинявшиеся Главмилиции. К 1 ав­густа Главмилиция создала местные органы только в 27 губерниях. Хотя к службе в милиции привлекались старые кадры, уровень ком­петентности и профессионализма заметно снизился. Это стало одной из причин роста преступности в стране.

Старая судебная система в целом удовлетворяла новое буржу­азное правительство и почти не была подвергнута реорганизации. Были сохранены все судебные органы, введенные реформой 1864 г. Однако были упразднены особые суды: Особое присутствие Сената (дела по политическим преступлениям), институт сословных пред­ставителей в судебной палате (в связи с необходимостью оконча­тельного упразднения сословных перегородок), Верховный уголов­ный суд как высшая судебная инстанция по государственным пре­ступлениям.

Сохранились военные суды, но в их заседаниях стали участвовать представители солдат и офицеров. С марта на местах стали действо­вать временные суды в составе мирового и двух заседателей из рабо­чих и крестьян.

Входе революции была расширена компетенция мировых судов. Наи­более важные дела рассматривались в мировых присутствиях. В мае - июне 1917 г. были установлены новые цензы для судей: для мировых - среднее образование и трехгодичный стаж чиновника, для окружных су­дей - высшее образование и определенный стаж работы в госаппарате.

В самом начале революции (в марте) постановлением правитель­ства и по инициативе Петроградского совета стали учреждаться вре­менные суды, состоявшие из мирового судьи и двух заседателей (рабо­чего и солдата). В их компетенцию входили дела местного масштаба. После июльских событий эти органы были упразднены.

Для разрешения конфликтов на промышленных предприятиях в ав­густе 1917 г. создавались «примирительные камеры» в территориаль­ных районах или отраслях промышленности. Второй инстанцией для решения этих споров стали третейские суды.

Еще в апреле был создан институт комиссаров труда, возглавляв­ших трудовые округа из нескольких губерний. В их ведении находи­лись биржи труда, закон о которых был принят в августе. В апреле же специальным постановлением были закреплены функции фабрично-заводских комитетов, создававшихся явочным порядком на местах. В августе законодательно закрепился порядок найма рабочей силы, хо­зяевам предприятий предоставлялось право проводить локауты (уволь­нение бастующих рабочих).

Советы фактически располагали собственными вооруженными формированиями: милицией (ВЦИК настоял на слиянии рабочей ми­лиции с общегородской) и Красной гвардией.

В ходе революции Советами осуществлялась экономическая дея­тельность: явочным порядком был установлен рабочий контроль на предприятиях (в октябре Первая Всероссийская конференция орга­нов рабочего контроля предложила единые формы и методы контро­ля), осуществлялось рабочее управление предприятиями, когда рабо­чие .заменяли правление предприятий или реквизировали само пред­приятие, проводилось регулирование труда. В марте 1917 г. в разгар войны Исполком Петроградского совета заставил частных предпри­нимателей установить 8-часовой рабочий день сначала на военных за­водах, а в апреле и на всех остальных.

Осуществляли Советы и регулирование поземельных отношений: Советы крестьянских депутатов отбирали у частных и иных владель­цев земли и передавали их волостным комитетам, а те в свою очередь в бесплатное пользование крестьянам. Иногда земля передавалась зе­мельным комитетам для последующей ее сдачи в аренду.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!