Изменения личностной ситуации клиента социальной службы

14 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Жизненная ситуация клиента социальной службы представляет собой динамическое явление, изменения в ней обусловлены не­сколькими различными факторами, которые можно классифици­ровать следующим образом: факторы жизненного старта, естествен­но-культурная и социокультурная динамика, фактор образа жиз­ни, фактор непредвиденных экстремальных обстоятельств, фак­тор субъектного произвола.

Факторы жизненного старта представляют собой совокупность природных, психоментальных и социальных характеристик, кото­рыми обладает человек в начале профессионального этапа социа­лизации. Данный период избран в связи с необходимостью само­стоятельного решения задач, определяющих дальнейшую социа­лизацию. В первую группу входит наследственность - свойство орга­низмов повторять от поколения к поколению сходные природные признаки. Генетически задаются здоровье и способности. Человек не выбирает пол, расу, национальность, семью, в которой сужде­но родиться, но всю жизнь несет на себе отпечаток этой случайно­сти. Большое значение для изучения фактора жизненного старта имеет евгеника - учение о наследственном здоровье человека, о возможных методах влияния на эволюцию человечества для со­вершенствования его природы, о законах наследования одаренно­сти и об офаничении передачи наследственных болезней будущим поколениям.

В качестве жизненного старта индивид получает от своей семьи определенный уровень материального достатка, в родительской семье формируется жизненная позиция, развиваются способно­сти, накапливается социальный опыт. Последнее нашло отраже­ние в концепции Э. Берна и получило название «родительского сценария». По мнению Берна, жизненный старт человека во мно­гом обусловлен бессознательно усвоенными им в детстве предпи­саниями его родителей.

В группе факторов естественно-культурной динамики выделя­ют генетически обусловленные изменения физического ресурса индивида. Данный ресурс подвержен циклическому изменению: человек рождается слабым, в детстве, отрочестве, юности орга­низм развивается, достигает высшего уровня в период физическо­го расцвета, затем начинаются процессы старения - физические возможности ослабевают.

Поступательно изменяется правовой статус человека, он рожда-чется недееспособным, приобретает частичную дееспособность в несовершеннолетнем возрасте и полностью становится субъектом правовых отношений, достигая совершеннолетия. Такое положе­ние вещей связано с общественными представлениями о возможно­стях индивида контролировать собственное поведение, нести ответ­ственность за поступки. Эти общественные представления не про­тиворечат логике социализации, действительно, взрослея, осваи­вая различные социальные роли, человек приобретает опыт реше­ния жизненных задач, становится житейски мудрее, опытнее.

В значительной степени этнокультурными особенностями обус­ловлены изменения социального статуса. В европейской традиции динамика социального статуса подобна трансформациям физи­ческого ресурса, так как определяющим в общественной значи­мости индивида являются возможности приносить социальную пользу. На востоке не менее важным считается освоенный чело­веком социальный опыт, поэтому статус старика-аксакала чрез­вычайно высок.

Социальный статус имеет исторические, этнокультурные кор­ни (во многом определяется социальными традициями, мифами, предрассудками и заблуждениями) и складывается стихийно. Так, сегодня практически невозможно найти сферы общественной жиз­ни, в которых женщина реально уступала бы мужчине, однако социальный статус мужчин в целом значительно выше.

Динамика временного потенциала данного ресурса специфич­на, так как максимальный временной потенциал может быть об­наружен у детей и пенсионеров. Излишки временного потенциала при слабой саморегуляции собственной занятости приводят к ощу­щению бесполезности существования. По мнению психологов, жизненная позиция и организация собственного времени тесно связаны.

Таким образом, внешним показателем естественно-культурной динамики является возраст человека.

В определенном смысле фактором изменения жизненной ситуа­ции можно считать социокультурную динамику. Тенденция к гу­манизации общественного сознания позволяет надеяться, что число социальных бед, с существованием которых общество пока ми­рится, в будущем будет сокращаться. Утверждение гуманитарных ценностей приведет к внедрению более эффективных средств пре­дупреждения личных и социальных проблем. Образцом такой ли­нии социокультурного развития является успех международного медицинского сообщества в искоренении инфекционных заболе­ваний. В то же время социокультурная динамика создает особые обстоятельства социального функционирования: процессы глоба­лизации, старение населения в Европе и т.д.

Образ жизни индивида - одно из важнейших условий измене­ния его жизненной ситуации. Образ жизни охватывает основные сферы жизнедеятельности: производство, потребление, досуг. Широко известно словосочетание «здоровый образ жизни», под которым понимают оптимальное качество питания, двигательной активности, отдыха и других условий бесперебойного функциони­рования всех систем организма. Образ жизни имеет и социальный аспект - соответствие поведения человека принятым в обществе нормам. В частности,- как правило, на определенном этапе жизни человека женитьба (замужество) рассматривается как явное соци­альное ожидание. Индивид, не вступивший в брак, навлекает на себя неформальные санкции со стороны окружающих, рискует вызвать осуждение, подозрение и пр.

Норма образа жизни детерминирована той социальной груп­пой, в которую входит индивид, что нередко приводит к различ­ным противоречиям1.

Фактор случайных изменений в жизненном пути человека име­ет разную природу. Индивид, семья, сообщество могут стать жерт­вой стихийного бедствия, техногенной катастрофы, военного кон­фликта, преступления, подвергнуться политическим преследова­ниям и т.д. Все эти неблагоприятные воздействия практически не-программируемы, поэтому нередко ассоциируются с роком (судь­бой) - стечением обстоятельств, не зависящих от воли человека, ходом жизненных событий. В мифах, иррационалистических фило­софских концепциях, в обыденном сознании судьба представляет­ся неразумной и непостижимой предопределенностью событий и поступков.

Случайным изменениям подвержены почти все внутренние и смежные ресурсы. Физическим ресурсам, способностям может быть нанесен существенный урон как прямыми насильственными действиями, так и силами природы, воздействием радиоактивных ве­ществ. Жизненная позиция и социальный опыт разрушаются пси­хическим заболеванием либо серьезным потрясением. Социальный статус, имущественное положение оказываются под угрозой при вынужденной иммиграции.

Фактор произвола самого субъекта отражает возможности ин­дивида к социальной самозащите, предполагающей реализацию субъектной позиции личности по отношению к преодолению труд­ной жизненной ситуации. Социальную самозащиту М. А. Ковальчук определяет, «как способность личности активно и гибко реагиро­вать на изменения внешних условий, социальных и психологиче­ских реалий и в то же время постоянно сохранять принятые ею нормы, установки и ценностные ориентации, противодействуя негативным воздействиям социальной среды». Ограниченность в проявлении фактора субъективного произвола связана с инфанти­лизмом - специфическим отношением к окружающим, характе­ризующимся проявлением эмоциональной неустойчивости, незре­лости суждений, капризностью и подчиненностью. Иждивенческая позиция в данном контексте рассматривается как специфическое отношение одного субъекта (индивида) к другому субъекту (соци­альному институту) как к содержателю, позволяющему жить за его счет (безвозмездному источнику ресурсов для реализации соб­ственных нужд и потребностей).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!