Изменения государственно-политической системы РФ в начале 90-х

4 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Современное состояние государства и права Российской Феде­рации представляет собой совокупный итог поэтапного демонтажа советского строя и органов Советского государства на территории России и процесс становления нового Российского государства.

С 25 декабря 1991 г. РСФСР перестала существовать как социа­листическая республика и теперь именуется как Российская Феде­рация - Россия. VI Съезд народных депутатов РСФСР 12 апреля 1992 г. внес необходимые изменения в Конституцию страны о пере­именовании государства РСФСР.

Новый этап экономической реформы, начатый в 1992 г., ознаме­новался либерализацией цен на все товары, установлением высоких налогов, резким сокращением расходов на образование, науку, ме­дицину и иные социальные сферы. Подобные меры должны были ста­билизировать финансовое положение, сократить дефицит государ­ственного бюджета. В этот период большие надежды связывались с развитием частной инициативы, уменьшением роли государства в ре­гулировании экономической деятельности, передачей государствен­ных предприятий в руки трудовых коллективов, предпринимателей и иностранных организаций.

Однако поспешность в проведении экономических реформ, зна­чительные просчеты и ошибки в экономической политике привели к дальнейшему углублению экономического кризиса. Значительно ухуд­шилось материальное положение населения. В этих условиях среди высших органов государственной власти и управления РСФСР воз­никает острый конфликт относительно путей вывода страны и ее эко­номики из кризиса. Президент России Б. Ельцин встретил сильную оппозицию в лице Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Для того чтобы успешнее проводить экономические реформы, Президенту России нужны были дополнительные полномочия, позво­ляющие ему вносить необходимые изменения в законы и принимать иные оперативные меры по управлению экономикой. Он активно занимался правотворческой деятельностью и принимал указы по воп­росам, отнесенным к ведению Верховного Совета. Против таких пол­номочий и действий активно выступали Верховный Совет и Съезд народных депутатов.

Конфликт между представительными органами и Президентом до­стиг апогея на VIII Съезде народных депутатов РФ. 13 марта 1993 г. Съезд отказал Президенту в предоставлении дополнительных полно­мочий, признав, что «Россия должна отказаться от чрезвычайных мер и чрезвычайных полномочий».

Президент Ельцин по телевидению обратился к населению и зая­вил, что он берет на себя дополнительные полномочия, которых ему не хватает для завершения экономических реформ и повышения ма­териального благополучия населения. В числе новых полномочий Ельцин назвал придание его указам высшей юридической силы. Лю­бые решения органов и должностных лиц, отменяющие указы Пре­зидента РФ или противоречащие им, не действуют.

IX Съезд народных депутатов РФ, собравшийся 26 марта 1993 г., резко осудил попытку Президента неконституционным путем наде­лить себя дополнительными полномочиями. В постановлении, при­нятом 29 марта 1993 г., Съезд отметил личную ответственность Ель­цина за усиление конфронтации и политического противостояния в обществе и принял решение провести общероссийский референдум по четырем вопросам: Доверяете ли Вы Президенту РФ Б. Ельцину? Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществля­емую Президентом РФ и Правительством РФ? Считаете ли Вы не­обходимым проведение досрочных выборов Президента РФ? Счита­ете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?

Состоявшийся 25 апреля 1993 г. референдум показал, что насе­ление доверяет Б. Ельцину, его реформам и в то же время не желает досрочно переизбрать народных депутатов, которые стояли в оппо­зиции к реформам и Президенту РФ Б. Ельцину.

Получив поддержку населения, Б. Ельцин активизировал подго­товку проекта новой Конституции РФ. Для его разработки летом 1993 г. было образовано Конституционное Совещание, в которое вошли представители субъектов Федерации, а также ученые-юрис­ты и политологи. Проект предусматривал ликвидацию последнего атавизма Советского государства - системы Советов народных де­путатов. На уровне Российской Федерации предлагалось образовать Федеральное собрание в составе Совета Федерации и Государственной Думы. Президент наделялся новыми полномочиями, в том числе правом распускать Государственную Думу.

Было ясно, что Съезд народных депутатов в этом виде Конститу­цию не примет. Поэтому Президент пошел на новый решительный шаг - разгон Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета. 21 сентября 1993 г. Президент РФ обнародовал указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указ предус­матривал необходимым: 1) прервать осуществление функций Съез­дом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ; 2) назначить выборы в новый представительный орган России - Государственную Думу Федерального Собрания 11- 12 декабря 1993 г.; 3) до начала работы Федерального Собрания руководствоваться указами Прези­дента или постановлениями Правительства.

Но Конституция не предусматривала возможности приостанов­ления деятельности высших органов государственной власти РФ и тем более не наделяла Президента такими полномочиями. По заклю­чению Конституционного Суда РФ от 21 сентября 1993 г., указ Пре­зидента и его Обращение к населению не соответствовали Конститу­ции и являлись основанием для отрешения Президента от должнос­ти. Верховный Совет РФ объявил о созыве Съезда народныхдепута-тов, прекратил полномочия Президента РФ, назначил исполняющим обязанности Президента РФ А. Руцкого, а также новых министров безопасности, обороны и внутренних дел. Ответные меры принял и Б. Ельцин.

Противостояние Верховного Совета РФ и Президента продолжа-.лось до 4 октября 1993 г. и завершилось вооруженным захватом зда­ния Верховного Совета РФ и арестом парламентариев.

26 октября 1993 г. указом «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность местных советов прекраща­лась, их функции передавались главам местной администрации. Вы­боры новых органов местного самоуправления предполагалось про­вести с декабря 1993 г. по июнь 1994 г. Таким образом, советская си­стема власти была ликвидирована.

12 декабря 1993 г. одновременно прошли выборы в Государствен­ную Думу и Совет Федерации и проведен всенародный референдум по новой Конституции. По официальным данным, за проект Консти­туции проголосовало 32,9 млн чел. (58,4% от числа принявших уча­стие в референдуме). Ельцин, оценивая факт принятия Конституции, подчеркнул: «Подведена окончательная черта под советским комму­нистическим режимом».

668     Раздел IX. Государство и право России в конце XX - начале XXI в.

Россия вступила в новый этап своего развития, начав с приведе­ния органов государственной власти и местного самоуправления в со­ответствие с новой Конституцией. Постепенно Советы народных де­путатов в субъектах Федерации заменялись новыми законодательны­ми органами.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!