Иудейство и мессианство в Древнем Риме II в.н.э.

16 мая 2017 | Автор: | Комментариев нет »

История иудеев, или израильтян, представляет одну из наи­более интересных страниц истории античного мира. Лишь немно­гие страны древнего мира могут сравняться с еврейской историей по числу и силе революционных движений, глубине социально- политических катастроф, богатству и яркости идеологии.

Первое еврейское царство (Древний Израиль) образовалось около тысячного года до н. э. при царе Давиде и его сыне Соло­моне в Палестине. При Давиде был построен город Иерушалаим, или Иерусалим, а при Соломоне сооружен храм в честь еврейского бога Яхве, в течение многих столетий служивший центром рели­гиозного и политического объединения еврейства. После смерти Соломона Израильское царство распалось на две части - се­верную и южную, или собственно Иудею. Постоянная вражда меж­ду северными и южными царями ослабила Израиль и облегчила победу врагам. В VIII в. до н.э. Израиль был покорен ассирийским царем Салмонасаром V1 и порабощен. «Все богатство и самарий­ская добыча - в руках царя Ассирии». В VI в. (586 г.) произошел новый, еще более опустошительный разгром царства Иуды вавилонским царем Навуходоносором. «Яхве посылает раба своего На­вуходоносора на землю сию, и вся земля эта превратится в пусты­ню и ужас», - говорится в одной из древнееврейских священных книг. После девятимесячной осады Иерусалим пал, храм Яхве был сожжен, царский дворец уничтожен, часть жителей переселена в Вавилон, оставшиеся же на прежних местах были обложены да­нью в пользу победителя. Вавилонское пленение составляет пе­реломный момент в истории евреев. С этого времени начинается иудейская диаспора, т. е. расселение евреев по всей обширной Вавилонской империи, ослабление старых обычаев и верований и проникновение в Иудею вавилонской культуры.

В сознании еврейского народа вавилонское пленение остави­ло глубокий след, породив, с одной стороны, чувство глубокой скорби о потере былой самостоятельности, а с другой - надеж­ды на возрождение и создание нового, лучшего царства. Подчине­ние Иудеи вавилонянам продолжалось около 50 лет, до разгрома царства Навуходоносора персидским царем Киром, установившим более легкую для иудеев зависимость. Дальнейшая история Иу­деи связана уже с историей македоно-эллинистических царств и затем с историей Рима. В 63 г. Помпей занял Иерусалим и поста­вил Иудею в зависимость от Рима.

Ко времени появления в Палестине римлян иудейская община уже достигла высокого социально-экономического уровня, разви­лись товарно-денежное хозяйство, торговля, ремесла и земледелие. Как составная часть Римской империи, Иудея была втянута в со­циально-экономические, политические и культурные интересы гре- ко-римской ойкумены. Социальные противоречия в Иудее разви­вались в том же направлении, как и в других частях Римской империи, с той только разницей, что в Иудее большую роль игра­ло жречество, группировавшееся вокруг Иерусалимского храма. Управление страной находилось в руках синедриона - совета го­рода Иерусалима, состоявшего из первосвященника, наиболее вли­ятельных жрецов (левитов) и ученых юристов, выходивших из иу­дейской аристократии, - садукеев, названных так по имени первого жреца Яхве Садока. Второй слой составляли фарисеи, учителя еврейских школ (раввины), проповедники в еврейских мо­лельнях (синагогах) и ученые толкователи «Закона Моисея», по которому жила иудейская община. Подобно садукеям, фарисеи в большинстве случаев не пользовались народными симпатиями. На­род, который ученые раввины называли презрительным именем «сынов земли»- амхарез (amhaarez), не любил фарисеев за их су­хое, чисто формальное толкование закона, консерватизм, мелоч­ность и требование строгого выполнения всех предписываемых законом и обычаем правил. Враждебное отношение массы иудей­ского населения к жречеству и книжникам увеличивалось еще по­тому, что верхи иудейского общества часто действовали заодно с представителями римской власти, так называемыми иудейскими царями, ставленниками римских императоров. «Молись о бла­гополучии правительства, - говорил один раввин, - ибо если бы не страх перед ним, то один другого съел бы живьем».

Помимо уплаты десятины в пользу храма и дани в пользу Рима простой народ был обременен всякого рода податями и повинно­стями, налагаемыми на него иудейскими царями. Иудейские цари, не щадя народных средств и сил, возводили дорого стоившие по­стройки, сооружали цирки, театры, содержали блестящий двор, тратили деньги на приемы гостей, делали богатые подарки фаво­ритам и т. д. Особенную славу в этом отношении приобрел Ирод Великий, живший при Августе и оставивший о себе дурную па­мять в еврейском народе как раб римского цезаря, «жрущего сви­ное мясо». В угоду жрецам и фарисеям Ирод отстроил заново с небывалой роскошью Иерусалимский храм, построил себе блес­тящий мраморный дворец в Иерусалиме, театр и амфитеатр, го­род украсил статуями римского императора, на берегу моря со­орудил великолепную бухту в г. Кесарии, сделавшейся резиден­цией римских наместников (прокураторов).

Политика иерусалимского жречества и казуистическая ме­лочность фарисеев раздражали не только простой народ, но так­же и еврейскую плутократию, в особенности купцов и денежных людей, стесняемых в своих коммерческих операциях предписа­ниями закона. Разногласия существовали также между еврейски­ми и нееврейскими купцами, проживавшими на палестинской почве, в особенности на севере Палестины, в богатой и много­людной Галилее.

Создавался сложный узел социальных противоречий, вы­ступавших на поверхность в виде борьбы партий, образования мас­сы легальных и нелегальных сект, вспышек недовольства, загово­ров, террористических актов и т. п. Особенно частые и острые со­циальные конфликты в Иудее происходили в правление Ирода (37- 4 гг. до н.э.) и его преемников. Углубление классовых противоре­чий и обострение классовой борьбы вызывались ростом задолжен­ности, усилением поборов, произволом иудейских и римских вла­стей. Восстания вспыхивали как в Иерусалиме, так и в других го­родах Иудеи и Галилеи. Главная масса протестующих выходила из низших классов: рабов и свободных, разорившихся земледельцев и ремесленников, число которых все более возрастало. Во главе вос­ставших становились «иудейские цари», как называли себя вожди восстаний. «Иудейским царем» назывался, например, Иуда, сын Езе- кии, поднявший восстание в Галилее, затем Симон, раб Ирода, пас­тух Афрон, Иуда Гавлонитянин и многие другие, о которых со­хранилась память у потомков как о борцах за независимость Иу­деи, за права бедных и угнетенных против богатых и знатных. Ре­волюционные брожения в Иудее продолжались в течение всего I и II вв. Последним крупным восстанием на палестинской почве было известное нам восстание Бар-Кохбы при Адриане. Большая часть вождей восстаний принадлежала к партии зелотов, религиозных фанатиков, ревнителей закона и старины, непримиримых врагов чу­жестранцев (римлян) и поддерживавших их фарисеев и садукеев. Подвергавшиеся преследованиям властей, зелоты убегали на север Галилеи, в болотистые и пустынные места Меромского озера. От­сюда они совершали налеты на соседние города, сжигали дома, захватывали имущество и грабили по дорогам богатых путешественников.

Движение зелотов находилось в связи с мессиан­ским учением, характерным для иудейской истории. Самая идея мессианства, т. е. вера в пришествие Мес­сии - пророка, царя или бога, освободителя людей от их страданий, не является особенностью исклю­чительно одной Иудеи. Аналогичная мысль о прише­ствии спасителя и освободителя рода человеческого известна также и другим народам, но нигде она не по­лучила столь яркого выражения, как в древнееврей­ской литературе.

Мессианские чаяния проходят через всю историю иудейства, но для истории христианства наибольшее значение имеют мессианские идеи более поздней рим­ско-эллинистической эпохи, когда были составлены главные произведения еврейской религиозной лите­ратуры, содержащей пророчества и откровения (апо­калипсисы) о конце мира и грядущем Мессии. К это­му времени принадлежат: «Книга пророка Дании­ла», «Мудрость Соломона», «Книга Етха», «Ора­кулы Сивиллы», «Апокалипсис Баруха», «Третья книга Ездры» и много других.

В той или иной окраске мессианские идеи разде­ляли все группировки, существовавшие в иудейской общине. Образ Мессии и картина грядущего социаль­ного переворота по-разному рисовались различными авторами, в зависимости от социальных симпатий. Но при всех различиях в этих изображениях имелись и общие черты. Таковыми являлись скорая гибель язы­ческого мира, возрождение Израиля, царства Давида и Соломона и основание нового града Иерусалима, расположенного у райской реки жизни. К этому при­соединились апокалипсисы о Страшном Суде и вос­кресении мертвых. Господство иноземных и туземных угнетателей рассматривалось как начало конца, как начало грозящей социальной катастрофы.

«Подошли времена к концу, - говорили пропо­ведники, - над миром господствуют безбожные и порочные люди... Они пожирают добро бедных, ут­верждая, что все это они делают из жалости.

Но уже слышны первые раскаты грома, прибли­жается день гибели неправедных, знатных, могучих, богатых и сильных».

«Горе вам, могущественные, насилием поражаю­щие праведного, ибо придет день вашей гибели! Горе вам, богатые, ибо на богатство надеялись вы и от со­кровищ ваших будете извержены».

«Ничто не спасет от гибели - ни царское досто­инство, величие и мощь повелителя, серебро, пур­пур и золото, пития и яства: как вода, будете вылиты вы со всеми вашими сокровищами, со всею вашею славой и блеском погибнете вы, и со срамом, со смер­тельными ударами, в нищете будете брошены в пещь огненную!»

В то время как грешные будут мучиться в «огнен­ной печи», праведные будут наслаждаться всеми бла­гами материальной и духовной жизни.

«В те дни облечется вся земля правдою, вся обса­жена будет деревьями и полна будет благословенных даров. Всякие деревья злачные произрастут на ней; будут посажены на ней виноградники, и дадут они без конца вина; семя всякое, на земле посеянное, прине­сет урожай в 1000 крат, одна мера олив даст 10 мер масла... Кто был голоден, досыта упитастся; каждый день чудеса узрят праведные».

Мессия рисовался или в образе «сына человечес­кого», могущественного царя, божьего помазанника (Христа) или же в образе сына божьего, рожденного богом-отцом до сотворения мира. Мессианскими идеями были проникнуты все партии и секты, существовавшие в Палестине, в том числе и христианство, как одна из иудейских сект. С наиболь­шей отчетливостью мессианские чаяния выражены в древнейшем памятнике христианской письменности - в «Откровении (апокалипсисе) Иоанна», составленном в период Иудейской войны (66-70 гг.) под непосред­ственным впечатлением великих событий. Составитель «Откровения» полон горячего сочув­ствия иудеям, предвещая скорое падение Рима - «ва­вилонской блудницы».

Падение Рима описывается в духе древних апока­липсисов и пророческих проповедей. «Семь чаш гне­ва божия выльются на землю... Дым мучения жителей нечестивого Вавилона (Рима) будет восходить во веки веков, и они не будут иметь покоя ни днем, ни ночью; на людях появятся жестокие и отвратительные раны, солнце будет жечь людей огнем, затем померкнет солн­це, и люди от страдания будут кусать свои языки, раз­разятся молнии и громы, земля потрясется»2. В ре­зультате всех бед и ужасов падет нечестивый город Рим, а его место займет святой город - «Новый Ие­русалим».

При этом будущее царство, идущее на смену разлагающемуся, полному насилий, пороков и не­справедливостей Риму, изображается в ослепитель­но фантастических красках. Стены города «Нового Иерусалима» будут украшены сапфиром, смарагдом, сардоником, хризолитом, бериллом и им подобными драгоценными камнями. В царстве будущего будет изобилие всех яств, напитков, будут царить вечный покой и блаженство. Но все это будет доступно не всем людям, но только избранным, святым или блаженным, живу­щим по заповедям божьим, не поддающимся соблазну и творящим правду.

Мессианство составляет основу христианской религии, обес­печившую ей победу над другими религиями, в частности над ре­лигией Изиды и Митры. Ни в одной из религий того времени, претендовавших стать господствующими религиями Римской им­перии, будущее царство не рисовалось с такой яркостью и гру­бой материальностью, как в христианстве. Надежда на скорый конец мира и наступление вечного блаженства одухотворяла по­читателей имени Христа и, наполняя фанатизмом, делала през­рительно равнодушными к окружающему миру и как бы воз­вышала над общим уровнем. К этой основной идее присоединя­лись еще другие, облегчавшие победу христианства. Сюда надо отнести идею бессмертия, тесно связанную с мессианством, урав­нение всех людей во всеобщей первородной греховности, незна­чительность обязанностей, требуемых от своих прозелитов хри­стианской сектой, отсутствие в первое время сложной ритуаль­ной обрядности и т. д.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!