История статистики международного туризма

29 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Статистика, как указывается в энциклопедических словарях, есть нау­ка, обрабатывающая и изучающая количественные показатели развития общественного производства и жизни общества. В сфере международного туризма статистика обрабатывает, изучает и анализирует информацию о ко­личественных и качественных показателях, характеризующих состояние и развитие этого общественного явления.

Зачем нужен статистический учет международного туризма?

В первой половине XX в. статистика международного туризма нача­ла складываться на волне роста туристского движения Так, в 1929 г. Авст­рию посетили около 2 млн человек, Швейцарию - 1,5 млн, Италию - свыше 1 млн человек. С расширением туристских потоков некоторые ев­ропейские страны перешли к регулярному учету приезжих. Но в тот пери­од статистика путешествий не существовала сама по себе и не имела само­стоятельного значения. Ставились только три основные цели сбора и обработки сведений о путешествующих:

1) соблюдение интересов национальной безопасности;

2) контроль за миграционными процессами;

3) соблюдение законодательства о налогообложении.

В связи с этим собственно туристские цели отходили на второй план, и туристы не выделялись в качестве особой категории и учитывались на­ряду с другими путешествующими лицами.

В конце 40-х-начале 50-х годов наступил новый этап в развитии стати­стики международного туризма. В это послевоенное время европейские стра­ны столкнулись с многочисленными хозяйственными проблемами: разрухой, хаосом в управлении, развалом товарной и финансовой систем. Поэтому для стабилизации ситуации требовался целый комплекс скоординированных дей­ствий. Обратясь в таких непростых условиях к туризму, правительства боль­шинства стран возлагали на него большие надежды. С ним стали связывать активизацию платежного баланса, достижение финансового равновесия и в конечном счете долгосрочный экономический подъем.

Начиная со второй половины XX в. массовость международных пу­тешествий вывела их на ведущее место в экономике большинства стран. Резко усилилось воздействие туризма на структуру производства и инве­стиций, создание ВНП и состояние платежного баланса, использование трудовых ресурсов и на многие другие области социально-экономическо­го развития мирового сообщества.

Государственные органы, деловые круги и целые отрасли с этого вре­мени уделяли повышенное внимание разработке программ долговремен­ного взаимодействия международного туризма с другими сферами хозяй­ства. Возникала острая необходимость в учете, прогнозировании и планировании путешествий и туризма в целом.

Действовавшие ранее методы определения и учета показателей меж­дународного туризма все более отставали от его все возрастающего значе­ния. Отсутствовали одинаковые для всех стран методы получения и изме­рения туристских данных, что создавало серьезные препятствия для обобщения туристской статистики на национальном, региональном и ми­ровом уровнях. Создание общего языка и методов учета статистики меж­дународного туризма стало насущной потребностью государственных и об­щественных органов, а также частного сектора.

Первые шаги в деле разработки международной терминологии туриз­ма были предприняты еще в 1937 г. Советом Лиги Наций, который реко­мендовал использовать для статистического учета определение «междуна­родный турист». Этот термин был изменен Международным союзом официальных туристских организаций (МСОТО) на совещании, прошедшем в Дублине в 1950 г., и утвержден в 1953 г. Статистической комиссией ООН.

В 60-е годы внимание правительств индустриально развитых стран и международных организаций было сосредоточено на положении раз­вивающихся стран. Генеральная Ассамблея QOH в 1960 г. приняла Декла­рацию о предоставлении независимости колониальным странам и наро­дам и объявила текущее десятилетие «Декадой развития». Для стран третьего мира были разработаны специальные программы преодоления экономической отсталости, в которых туризму отводилось существенное место.

В 1963 г. проходившая в Риме Конференция ООН по международ­ным путешествиям и туризму рекомендовала использовать для статисти­ки такие термины, как «посетитель», «турист» и «экскурсант». Эти терми­ны были изучены в 1967 г. группой экспертов ООН по статистике международных путешествий и одобрены в 1968 г. Статистической ко­миссией ООН. Позже, в 1978 г., та же комиссия одобрила Временные ди­рективы по статистике международного туризма.

Как мы видим, период с 1937-го по 1980 г. характеризовался приня­тием новой терминологии и классификации в международной туристской статистике, но эта нарождающаяся система была мало сопоставима с дру­гими статистическими системами.

Мировое сообщество в 80-х годах начало в полной мере осознавать значение туризма и его взаимосвязь с другими составляющими социаль­но-экономической деятельности. Поэтому ВТО в тесном сотрудничестве со Статистическим отделом Секретариата ООН провела статистические исследования по двум направлениям:

1) выработка предложений по модификации терминологии и классифи­каций, применяемых в туризме, для того чтобы они были сопоставимы с дру­гими национальными и международными статистическими системами;

2) интеграция данных туризма в аналитическую структуру системы национальных счетов.

В Дели (Индия) в 1983 г. на 5-й сессии Генеральной ассамблеи ВТО был представлен доклад, в котором демонстрировалось, какими показате­лями можно описать туризм в контексте рекомендаций по национальным счетам, существовавшим в то время. Речь шла о системе национальных счетов, принятой в 1968 г. В докладе подчеркивалась важность создания «единообразного и всеобъемлющего средства измерения и сопоставления с другими секторами экономики». Несмотря на то что этот документ не нашел практического применения, он до сих пор рассматривается в каче­стве руководства для деятельности ВТО в области гармонизации концеп­ций и статистических систем в сфере туризма.

В дальнейшем концепция статистического учета международного туризма была дополнена рекомендациями Международной конференции по статистике путешествий и туризма, проходившей в 1991 г. в Оттаве (Канада), Статистической комиссии ООН, а также ряда других междуна­родных и региональных организаций, например Организации экономиче­ского сотрудничества и развития (ОЭСР). В результате была выработана действующая ныне концепция статистики международного туризма, а так­же последовательная система концепций, определений и классификаций для туризма. В частности, были предложены статистические термины, относящиеся к внутреннему и международному туризму, а также класси­фикация туристской деятельности, которые сопоставимы с другими пара­метрами международной статистики. Кроме того, согласно названной кон­цепции требовалось формирование системы туристской информации, которая была бы согласована с системой национальных счетов, и введе­ние вспомогательного счета в туризме.

Развитие статистики шло параллельно с ростом объема и экономиче­ского значения туризма. Совершенствовались системы учета и обработки дан­ных, углублялся анализ туристской миграции. В настоящее время статистика туризма охватывает большой круг вопросов и ведется в целях оценки вклада международного туризма в экономику страны, в частности его влияния на платежный баланс, а также в целях выявления основных направлений и тен­денций развития международного туризма для планирования его материаль­но-технической базы, проведения маркетинговых исследований и продвиже­ния туристского продукта к потенциальным потребителям.

Статистическая информация необходима на всех уровнях: от между­народных правительственных и неправительственных организаций и агентств, правительств, государственных и муниципальных органов, пря­мо или косвенно связанных со сферой туризма, национальных туристских администраций, разрабатывающих и проводящих государственную поли­тику в этой отрасли экономики, до туристских организаций и непосред­ственных производителей туристских товаров и услуг.

За каждым направлением статистики туризма стоит конкретный пользователь информации, который и определяет ее содержание, объем, формы и периодичность предоставления. Статистические данные необхо­димы и для анализа рынка туризма, и при составлении бизнес-плана турист­скими предприятиями, и для аудиторской проверки и проектного анализа, и для осуществления научных исследований в области туризма. Качество выполняемой работы во многом зависит от полноты и объективности ста­тистических данных. Во всем мире учету, обработке, обобщению и публи­кации статистических материалов уделяется большое внимание.

В соответствии с классификацией по цели путешествия, предлагае­мой ВТО, учет международных посетителей ведется по следующим ос­новным группам:

1) отдых, досуг и рекреация;

2) посещение знакомых и родственников;

3) деловые и профессиональные цели;

4) лечение;

5) религия, паломничество;

6) прочие цели.

Подробно правила ведения статистики по международному туризму рассмотрены в рекомендациях ВТО.

Статистические данные, публикуемые в самом популярном ежегод­ном статистическом сборнике ВТО «CompendiumofTourismStatistics», представляющем информацию о туризме в 204 странах, содержат сведе­ния по трем основным группам:

1) отдых, рекреация и досуг;

2) деловые и профессиональные цели;

3) прочие цели.

Каждая страна - член ВТО обязана представлять на регулярной ос­нове статистические сведения о состоянии туризма по согласованным по­зициям, строго соблюдая рекомендации ВТО. Вместе с тем статистиче­ские органы вправе вести более подробный учет в пределах национальной территории в зависимости от местных особенностей и традиций. Так, в Рос­сийской Федерации ведется учет отдельно по странам дальнего зарубежья и по странам СНГ.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!