История социологии : позитивная социология О. Конта

8 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Основателем социологии считают французского ученого Огюста Конта (1798-1857), так как именно ему принадлежит идея создания проекта позитивной науки об обществе, он же дает имя новой науке - «социология».  Конт негативно относился ко всем революционным изменениям, разрушительным тенденциям в обществе, соответственно и основанное им течение в социологии получило название позитивизм.

Согласно О. Конту, при создании новой науки необходимо учитывать три момента:

1) обоснование научности (позитивности) новой дисциплины;

2) построение системы позитивных наук и определение места в этой системе новой дисциплины, которая имеет своим предметом законы функционирования и развития общества;

3) составление содержания социологии, которое должно включать системное описание общества, его элементов и законов, их связывающих.

1. Научность новой дисциплины О. Конт обосновывает, опираясь на закон о трех состояниях знания. По Конту, знание последовательно проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (или научную). Поскольку социология создается на позитивной стадии существования знания, то уже в силу данного обстоятельства она является позитивной. С точки зрения О. Конта, суть позитивной науки заключается в том, чтобы рассматривать все явления как подчиненные неизменным естественным законам. Конт считал, что до сих пор научно изучались лишь явления астрономические, физические, химические и биологические. Для придания целостности позитивной стадии необходимо устранить существующий пробел в знаниях - научно понять общественные явления, создав «общественную физику» (первоначальный вариант названия социологии).

2. Определяя место социологии среди позитивных наук, О. Конт в зависимости от уровня абстрактности и степени сложности предмета выстраивает иерархическую «лестницу» наук, где каждая предшествующая дисциплина является предпосылкой последующей - это: математика -астрономия - физика - химия - биология - социология. Таким образом, по мнению Конта, социология занимает высшую ступень среди позитивных наук.

3. Приступая к составлению содержания новой науки, О. Конт дает ее определение: социология - это учение о порядке и прогрессе. В основу содержания социологии Конт кладет идею «социальной системы», что означает признание факта существования общества как своего рода организма (целостности), элементы которого выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы.

В содержании науки об обществе О. Конт выделяет две части: социальную статику и социальную динамику. Понятия «статика» и «динамика» Конт заимствует из биологии и в соответствии с этим определяет социальную статику как анатомию общественного организма, которая изучает явления общественного строения, а социальную динамику как физиологию социальной системы, которая изучает процессы общественной жизни и ее развитие. Статическому и динамическому состоянию общества у Конта соответствуют категории «порядок» и «прогресс».

Задачей статической социологии, по Конту, выступает изучение взаимодействий, которые постоянно происходят между различными частями общества. Основным законом социальной статики, является принцип солидарности и гармонии общественных явлений, взятых одновременно. В качестве базовых элементов социальной статики Конт называет такие социальные институты, как семья, разделение труда, государство и религия.

Социальная динамика у Конта призвана раскрыть универсальные законы развития человечества. По убеждению Конта, главным источником социальной динамики являются силы духовного (и, прежде всего, интеллектуального) порядка. Таким образом, развитие общества, по Конту, предстает как переход от одной стадии развития сознания к другой и соответствует «закону трех стадий»: теологической, метафизической и позитивной. Теологическая стадия (до 1300 г.) - это традиционное, доиндустриальное общество. Метафизическая стадия (с 1300 по 1800 гг.) - это переходный период от традиционного общества к современному, индустриальному. Позитивная стадия (с 1800 г.) - это индустриальное общество.

Центральной идеей социальной динамики выступает идея прогресса. Под социальным прогрессом Конт понимал такое самоизмененйе общества, которое обеспечивает его общее поступательное развитие, движение от низших форм к высшим (т. е. эволюцию). С точки зрения Конта, прогресс является объективным законом человеческого рода, он неизбежен и неотвратим. Именно благодаря прогрессу общество проходит в своем развитии три стадии. (В сущности, «закон трех стадий» представляет собой выражение внутренней логики прогресса.) Определяющей категорией в-идее прогресса выступает «цель». Цель прогресса заключается в самосовершенствовании человечества. Таким образом, прогресс, по Конту, - это непрерывное поступательное развитие, характеризующееся неуклонным стремлением к определенной цели - самосовершенствованию человечества.

В проекте науки об обществе О. Копт обращает внимание и на методы познания в социологии. Он считает, что для исследований в социологии применимы такие позитивистские методы, как наблюдение, эксперимент, сравнительный метод, которые, однако, применительно к общественным явлениям будут иметь свою специфику.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!