История социологии и политический режим

1 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

1. История социологии
2. Политический режим

Список литературы

1. История социологии

Знания об обществе переросли в единую науку лишь в середине XIX века. Основоположником науки об обществе считают французского мыслителя Огюста Конта. В своей работе «Курс позитивной философии» (1842 г.) он впервые вводит в научный оборот понятие «социология», соединив два слова: латинское socio (общество) и греческое logos (знание, учение). Таким образом, согласно этимологии термина, социология - наука об обществе.
До середины XIX в. проблемы общества и человека изучались в рамках философии, не выделяясь в специальный предмет изучения. Конституирование социологии как самостоятельной науки произошло ближе к середине XIX века.
Социально-экономической предпосылкой возникновения социологии было, прежде всего, развитие капитализма, рост промышленности и, как следствие, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей и обострение социальных конфликтов. Появилась потребность иметь объективное научное знание о социальных процессах. Возникновение социологии - своего рода отклик на эту общественную потребность.
Идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии многообразны. Прежде всего, следует отметить идеи и личное влияние представителя французского утопического социализма Анри Сен-Симона, у которого О. Конт 7 лет служил секретарем. Сен-Симон в книге «Очерки науки о человеке» писал, что до сих пор наука о человеке была гадательной, тогда как она должна быть подобна естественным наукам. Он считал, что наука о человеке должна носить позитивный характер, т.е. основываться на наблюдениях и использовать методы, которые разработала физика. Сен-Симон рекомендовал отказаться от спекулятивных философских построений и заниматься установлением «последовательных рядов фактов». Эти идеи были полностью заимствованы О. Контом (к сожалению, даже без ссылки на их автора) и послужили основой для возникновения философии позитивизма и социологии. Кроме этого, к идейно-теоретическим предпосылкам возникновения социологии следует отнести развитие философских взглядов на взаимодействие общества и человека, на проблемы социального равенства и классовых различий. Следует так же отметить влияние социалистической, консервативной и либеральной идеологий, которые по-разному рассматривали вопрос о соотношении общества и человека.
Естественно-научные предпосылки оказали воздействие на всю мысль того времени, следовательно, требовали своего применения и к объяснению' социальных процессов. Для возникновения социологии имело значение развитие социальной статистики. Стали проводиться хозяйственные переписи, разрабатывалась техника массовых статистических опросов, закладывались основы демографии.
Итак, к середине XIX в. сложились все необходимые предпосылки возникновения социологии. Требовалось новое осмысление социальных фактов, которое можно было бы обеспечить с помощью особой науки - социологии.
Развитие социологии в XIX в. связано с именами Г. Спенсера, Г.Тарда, М.Вебера, К.Маркса, Э.Дюркгейма, Ф.Тенниса, Г.Зиммеля, В.Парето и др. В конце XIX в. происходит институциализация социологии. В 1892 году в Чикагском университете открывается первый в мире социологический факультет с правом присуждения научной степени. К 1900 году кафедры и факультеты социологии функционировали в большинстве американских университетов и колледжей. Первый профессиональный журнал в США появился в 1895 году. Социологическое образование во Франции складывается в конце XIX века, в других странах Европы - в XX в. Двадцатый век связан с развитием социологического образования практически во всех странах мира. Известные социологии XX века - Т.Парсонс, П.Бурдье, Э.Гидденс, Дж.Смелзер.
Позитивизм О. Конта. Основателем социологии считают французского ученого Огюста Конта (1798-1857), так как именно ему принадлежит идея создания проекта позитивной науки об обществе, он же дает имя новой науке - «социология». Согласно О. Конту, при создании новой науки необходимо учитывать три момента:
1) обоснование научности (позитивности) новой дисциплины;
2) построение системы позитивных наук и определение места в этой системе новой дисциплины, которая имеет своим предметом законы функционирования и развития общества;
3) составление содержания социологии, которое должно включать системное описание общества, его элементов и законов, их связывающих.
Научность новой дисциплины О. Конт обосновывает, опираясь на закон о трех состояниях знания. По Конту, знание последовательно проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (или научную). Поскольку социология создается на позитивной стадии существования знания, то уже в силу данного обстоятельства она является позитивной.
Определяя место социологии среди позитивных наук, О. Конт в зависимости от уровня абстрактности и степени сложности предмета выстраивает иерархическую «лестницу» наук, где каждая предшествующая дисциплина является предпосылкой последующей - это: математика, астрономия - физика - химия - биология - социология. Таким образом, по мнению Конта, социология занимает высшую ступень среди позитивных наук.
Приступая к составлению содержания новой науки, О. Конт дает ее определение: социология - это учение о порядке и прогрессе. В основу содержания социологии Конт кладет идею «социальной системы», что означает признание факта существования общества как своего рода организма (целостности), элементы которого выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы.
В содержании науки об обществе О. Конт выделяет две части: 1) социальную статику и 2) социальную динамику. Понятия «статика» и «динамика» Конт заимствует из биологии и в соответствии с этим определяет социальную статику как анатомию общественного организма, которая изучает явления общественного строения, а социальную динамику как физиологию социальной системы, которая изучает процессы общественной жизни и ее развитие. Статическому и динамическому состоянию общества у Конта соответствуют категории «порядок» и «прогресс».
Задачей статической социологии, по Конту, выступает изучение взаимодействий, которые постоянно происходят между различными частями общества. Основным законом социальной статики, является принцип солидарности и гармонии общественных явлений, взятых одновременно. В качестве базовых элементов социальной статики Конт называет такие социальные институты, как семья, разделение труда, государство и религия.
Центральной идеей социальной динамики выступает идея прогресса. Под социальным прогрессом Конт понимал такое самоизменение общества, которое обеспечивает его общее поступательное развитие, движение от низших форм к высшим (т. е. эволюцию). С точки зрения Конта, прогресс является объективным законом человеческого рода, он неизбежен и неотвратим.
Эволюционно-органический подход Г. Спенсера. Английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903) является основоположником натуралистической школы в рамках позитивистского направления в классической социологии. Основной задачей своего творчества Г. Спенсер считал создание всеохватывающей философской системы, которая синтезировала бы естественные и общественные науки на основе общих для них закономерностей - принципах эволюции. В этой системе «синтетической философии» Спенсер отводил особое место социологии как науке о высших формах эволюции.
К числу наиболее ярких отличительных черт концепции Г. Спенсера относятся:
1) широкое использование историко-сравнительного метода в исследовании явлений общественной жизни и обосновании своих социологических взглядов;
2) трактовка общества как организма и детальная аргументация своего подхода с помощью целого ряда аналогий между биологическими и социальными организмами;
3) утверждение идеи закономерной эволюции общественной жизни. (По Спенсеру, процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от воли людей, т. е. социальная эволюция совершается сама собой, и чтобы она приводила к своим естественным результатам, со стороны человека не требуется никакого вмешательства.)
Спенсер обосновывает возможность существования социологии в качестве самостоятельной позитивной дисциплины, выдвигая такой тезис: социология возможна уже потому, что общество часть природы и подчиняется закону «естественной причинности».
Задача социологии, по Г. Спенсеру, - изучение массовых, типичных явлений; социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции.
Спенсер уделял много внимания уточнению понятийного аппарата социологии, в частности, анализируя понятия общества, социальной структуры, социального роста, социальных функций различных систем и органов общественной жизни. При этом он придавал большое значение сопоставлению человеческого общества и биологического организма.
По Г. Спенсеру, общество - это агрегат индивидов, целостность которого поддерживается с помощью механизмов совместной самоорганизации жизни людей - социальных институтов. Он указывает, что структуру общества составляют такие типы социальных институтов, как домашние, обрядовые, политические, церковные; профессиональные и промышленные. Все институты общества составляют единое целое, а функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности.
Центральным понятием в концепции Г. Спенсера выступает эволюционизм, которое он формулирует в терминах механики: вещество, движение, сила. Эволюция, у Спенсера, - это интеграция общества, сопровождающаяся рассеянием движения, в течение которого вещество переходит из состояния неопределенной бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности.
Рационализм Э. Дюркгейма. Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) открывает новую главу в развитии классического позитивизма. Значение его деятельности для становления и развития социологии обусловлено следующими обстоятельствами: 1) он практически первым попытался выделить и теоретически обосновать специфический предмет социологии - «социальный факт»; 2) им разработаны методология и методы социологических исследований; 3) с его именем связан процесс выделения социологии в качестве самостоятельной учебной дисциплины на европейском континенте; 4) он выступил создателем французской социологической школы, которая формировалась вокруг основанного им журнала «Анналы социологии».
Обобщающим понятием теории и методологии рационализма Э. Дюркгейма является «социологизм», который имеет две стороны: 1) онтологическую (т. е. выступает характеристикой социального бытия); 2) методологическую (т. е. является главным принципом анализа социальных явлений). С онтологической стороны социологизм Дюркгейма представлен тремя позициями: 1. Социальная реальность включена в общий универсальный порядок и как другие виды реальности развивается в соответствии с определенными законами. 2. Общество - это реальность особого рода, которая не сводима к другим се видам, что означает автономию социальной реальности. 3. Социальная реальность является приоритетной по отношению к индивидуальной реальности.
Опираясь на социологизм, Э. Дюркгейм обосновывает предмет социологии - это социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: 1) существуют вне индивида; 2) оказывают на индивида принудительное воздействие. Центральной социологической идеей, которая проходит через все творчество Э. Дюркгейма, является идея социальной солидарности. Данная идея сопряжена со стремлением ответить на вопрос: «Какие механизмы объединяют людей в общество?» Дюркгейм усматривает два основных вида связей, обеспечивающих социальную солидарность: 1) коллективное сознание; 2) разделение труда.
Понимающая социология М. Вебера. Немецкий обществовед Макс Вебер (1864-1920) является фигурой, открывающей переход к эпохе современности в западном обществознании. Обобщив идеи альтернативного позитивизму течения - понимающей социологии, Вебер становится основоположником интерпретивных парадигм современной социологии. Интерпретивное (понимающее) направление хотя и признает, что общество состоит из определенных структур, тем не менее считает структуры производными от социальных действий индивидов.
Главной задачей своего творчества М. Вебер видит изучение и интерпретацию образцов типичного социального поведения людей, которые выступают первичным материалом как для понимания общества в целом, так и для его отдельных частей. Поэтому в центре его понимающей социологии находится теория социального действия как основа изучения универсальных движущих факторов всего человеческого существования (именно под этим углом зрения ученый создает свои теории экономики, политики, бюрократии, религии и права).
М. Вебер коренным образом разграничивает естественные и социальные науки. Если естественные науки устанавливают универсальные законы развития мира, то задача социальных наук - дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей в их конкретно-исторических контекстах. Поскольку ценности, выражающие общие поведенческие ориентиры, всегда историчны и относительны, следует принимать во внимание то, что универсальных законов общественного развития не существует.
Однако социология является научной дисциплиной благодаря двум обстоятельствам: 1) тому факту, что люди действуют, в основном, рационально; 2) тому, что социология должна быть свободна от оценочных суждений субъективного характера. Средством освобождения от субъективных оценок выступают у М. Вебера обобщающие понятия - «идеальные типы». «Идеальный тип» (или идеально-типическая конструкция) формируется как теоретическая схема, которая извлекается из многообразия эмпирической реальности, а затем применяется к ней. То есть «идеальный тип» - это абстракция, возникающая в сознании исследователя на основе систематизации опытно-практического материала.
М. Вебер постоянно акцентирует внимание на том, что рационализация - это яркая отличительная черта современного ему общества, которая воплощается в господстве формально-рационального начала и формальной реальности (чего не было в традиционных обществах).
Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап - с середины XIX века до 1918 года XX века, второй - с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий - с начала 60-х до наших дней.
Первый этап связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии - О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями.
Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступает критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.
Личность в концепции субъективных социологов выступает только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развития является сознание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки для всестороннего развития ("разнородности») личности. Однако, по мнению субъективных социологов, история до сих пор шла по линии развития «разнородности» общества, его социальной дифференциации и разделения труда, что приводило к превращению ее в простой придаток общественного механизма. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных социологов, возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Однако следует отметить, что концепция социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась от марксистской концепции социализма и, тем более, от так называемого «реального социализма», который был воплощен в СССР и других странах социалистического содружества. Н. К. Михайловский определял социализм как «творчество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализму через использование и преобразование коллективистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта - общины («мира»), артели и др.
В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального различия между природными и общественными явлениями. Природные - это закономерные, повторяющиеся явления, общественные - неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. На основу этого разграничения утверждалась необходимость использования различных методов познания - научного и социологического.
Естественнонаучный метод в своей основе - объективный метод. Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии строилось по такой схеме: основной единицей общества является не класс, группа, коллектив, а личность. Социальную деятельность личности определяют не какие-то внешние факторы, а ее субъективные помыслы и цели. Познать объективными методами эти помыслы и цели невозможно. Поэтому изучение личности социологом может быть осуществлено только по принципу «сопереживания», когда, по выражению Михайловского, «наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого». В соответствии с этой установкой разрабатывается субъективная концепция истины.
Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение объективных свойств вещей самих по себе, она существует для человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой подход вел к отрицанию закономерности и, по сути дела, оправдывал произвольное истолкование общественного процесса. Чтобы избежать произвола мнений, Н. К. Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способность «нормального человека», нормального не только физиологически, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные условия. Кроме того, позиция «нормального человека» должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому социология должна начать с некоторой утопии, то есть с построения социального идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей. В русле субъективной социологии шло решение конкретных проблем политической социологии, механизма влияния лидера на массы (Герои и толпа»), роль партии в общественной борьбе («Исторические письма») и др.
Достойным продолжением развития социологической мысли в России начала XX в. стали работы выдающегося русского социолога П.А. Сорокина (1889 - 1968). Его социологические воззрения формировались преимущественно под влиянием работ Э. Дюркгейма, М.М. Ковалевского и Е.В, ДеРоберти.

2. Политический режим

Одним из материально-практических измерений власти, раскрывающим то, как она реально функционирует, является политический режим. Иначе говоря, коль скоро политический режим раскрывает и выражает функциональную сторону политической власти, то им охватывается почти весь спектр политической жизни общества. Роль политического режима в жизнедеятельности любой страны исключительно велика. Исторический опыт показывает, что значительное изменение, а тем более радикальная смена политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно круто меняют всю внутреннюю и внешнюю политику государства. Необходимо помнить и то, что политический режим весьма подвижен и динамичен. Вызвано это, видимо, тем, что он связан не столько с формой политической власти (которая более устойчива), сколько с ее содержанием.
В учебной и научной литературе под политическим режимом длительное время понимают методы и способы осуществления политической власти. Однако такое определение страдает односторонностью, не отражает суть политического режима, его динамизм и многогранность. Правда, способы и методы осуществления политической власти имеют прямое отношение к политическому режиму, но сами по себе эти методы, их конкретные виды и содержание зависят от соотношения, взаимодействия и противоборства различных политических сил в стране, от политической ситуации, которая складывается в каждый отрезок времени в результате функционирования различных политических институтов (деятельности консервативных, либеральных, социал-демократических и марксистских партий и т. д.). Наконец, прогрессивность или реакционность политического режима определяется через призму демократии.
Следовательно, политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое создается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
Приведенное определение, позволяет выделить следующие признаки анализируемого феномена.
1. Политический режим свидетельствует о том, как, какими методами в стране осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, если применяется только правовое принуждение и в установленной законом процессуальной форме, то налицо прогрессивный режим. Когда же на первый план выходят неправовые методы (террор, насилие), то в стране складывается реакционный политический режим.
2. Суть политического режима заключается в том, что это итоговое политическое состояние (политическая ситуация) в данной стране, возникающее как результат функционирования всех элементов (институтов) ее политической системы. Итоговое политическое состояние подвижно, изменчиво. Отсюда много возможных вариантов политического режима. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил, где достигается согласие основных элементов политической системы по коренным интересам общества, устанавливается стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется или в сторону прогресса и демократии, или в сторону антидемократизма.
3. Демократия служит главным критерием оценки политического режима. Последний как бы замеряет "дозу" демократии в политической жизни страны. Если это соотношение в пользу демократии, есть основания говорить о демократическом режиме. Если наоборот - появляются признаки авторитарного режима. Когда "доза" демократии нечеткая - налицо смешанные режимы.
Среди современных видов политических режимов все большее распространение получает демократический политический режим. Ему присущи следующие устойчивые признаки. Высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах жизни. Значит, важнейшая особенность демократической организации власти — органическое сочетание народовластия с личной свободой.
Одним из основополагающих принципов демократического политического режима является принцип большинства. Он составляет суть доктрины народного суверенитета, в соответствии с которой народ провозглашается первоисточником власти. В основе демократической государственности лежит принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. К принципам демократической организации власти относятся многопартийность, свободные демократические выборы при равенстве всех в избирательных правах.
Тоталитарный политический режим был характерен прежде всего для бывших социалистических государств. Верховная власть при нем обычно принадлежит диктатору и его ближайшему окружению. Осуществляется власть методами массового насилия в условиях беззакония и произвола. При тоталитарном режиме происходит полное огосударствление общества, всех его сфер, в том числе экономической. Тоталитаризму присущи однопартийная система и массированная лживая пропаганда. Согласно этой пропаганде насилие применяется только против "врагов народа", а в действительности этим врагом становится сам народ. Самым реакционным является фашистский политический режим. Термин "фашизм" итальянского происхождения и переводится как связка, объединение. Это открытая террористическая диктатура реакционных сил, отрицающая всякую демократию и законность. Для фашизма характерны крайний шовинизм и расизм, развязывание захватнических войн для порабощения "низших" наций и народов. В литературе тоталитаризм и фашизм нередко отождествляют. Сходство между ними действительно есть, но имеется и принципиальное различие: они создаются и функционируют на различной экономической основе. Тоталитаризму не присущи расизм, стремление к порабощению других наций и др.
Понятие «тоталитаризм» происходит от латинского слова «тоталис» (весь-полный-целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. Характерные черты тоталитаризма: 1. Всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра — политического и идеологического института - партии. 2. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип «запрещено все, что не приказано». 3. Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства. 4. В стране признается право на существование только одной правящей партии. Подавляются всякие попытки создания альтернативных политических и общественных объединений. 5. Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации, запрещено критиковать представителей власти. 6. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий. 7. В обществе функционирует только официальная идеология, жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения. 8. Власть держится преимущественно на насилии. Вместе с тем правящая партия прилагает большие усилия для внедрения государственной идеологии. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения. Религия и церковь формально отделены от государства, но находятся под его жестким контролем. 9. Экономика находится под жестким контролем государственных органов. 10. Несмотря на жесткий контроль государством всех сфер общественной жизни в обществе развито взяточничество и коррупция. Люди живут по нормам двойной морали: «говорим одно, думаем по-другому». 11. Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. 12. Формально права национальных меньшинств провозглашены, на деле существенно ограничены.
Авторитаризм по своим характерным чертам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Характерные черты авторитаризма: 1. Наиболее влиятельная политическая сила общества — правящая группировка (доминирующая), в ее руках прежде всего исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены. 2. Политические права и свободы граждан в значительной степени ограничены. Законы причем существенно на стороне государства, а не личности. Действует принцип: «все, что не разрешено — запрещено». 3. Государство едва терпит легальную оппозицию и всемерно старается сузить возможность для ее действия. Зачастую оппозиция ставится в такие условия, что ее деятельность становится невозможной. 4. В стране может быть несколько партий, но они, скорее всего, карликовые и играют несущественную роль, это в лучшем случае. В худшем случае, все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются законом. В некоторых странах политические партии отсутствуют вовсе. 5. Существует цензура над всеми средствами массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе. 6. Полиция, армия, спецслужбы выполняют функции не только обеспечения правопорядка, но и функции карательных органов государства. Они на страже правящего режима и часто используются на подавлении общественных сил, выступающих против властей. Но эти силы не проводят массовых репрессий. 7. В обществе доминирует официальная идеология, но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящему режиму, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Церковь формально отделена от государства, но фактически находится под контролем государства и в целом поддерживает правящие классы. 8. Устойчивая поддержка власти в обществе, которая основана не только на насилии, но и на разделяемой многими официальной идеологии. Большинство общества настроено к стране патриотично и в целом поддерживает правление. Меньшинство же выступает против авторитаризма и борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но сильно зависит от государства. 9. Обширный государственный сектор достаточно жестко регулируется государством. Многие авторитарные режимы вполне уживаются со свободным частным предпринимательством и рыночной экономикой, при этом экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна. 10. При полной регламентации всех сфер общественной жизни в обществе может процветать бесхозяйственность, коррупция, кумовство при разделе официальных должностей. Нормы морали носят преимущественно консервативный характер. 11. Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. 12. Права национальных меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.

Список литературы

1. Белов Г. А. Политология. Учебное пособие. М., 1994.
2. Борисов В. К. Теория политической системы. М., 1991.
3. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1993.
4. Каменская Г. В., Родионов А. П. Политические системы современности. М.,1994.
5. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. М., 1992
6. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов). Учебное пособие / Под ред. Е. А. Ануфриева. М., 1994.
7. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.
8. Социология: Курс лекций  / Под ред. А.В. Миронова и др. - М., 1996.
9. Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 1994.
10. Фролов С.С. Основы социологии. - М., 1997.

(17.3 KiB, 20 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!