История русских эстрадных псевдонимов: словообразовательный аспект

29 Дек 2013 | Автор: | Комментариев нет »

История русских эстрадных псевдонимов являет собой сложный, неоднородно развивающийся процесс, который непосредственно связан с историей самой эстрады, с формированием ведущих эстрадных жанров, и в конечном счете с историей самого российского общества.
Русский эстрадный псевдоним как факт языка и российской культуры, зародившись в начале XIX века, активно развивается и по настоящее время. Он имеет длительную историю своего развития, в котором явно прослеживаются определенные этапы.
1820 – 1890-е годы – самый крупный период в истории русских эстрадных псевдонимов. На протяжении этого периода были представлены самые различные эстрадные псевдонимы, каждый из которых по-своему неповторим, оригинален. К замене подлинного имени, фамилии псевдонимом артистов эстрады подталкивали самые разные причины. Кто-то хотел скрыть свою национальность, происхождение (профессия артиста считалась не подходящей для людей благородного сословия, и чтобы «не позорить» семью, вступившие на музыкальный Олимп скрывались под псевдонимами), скрыть неблагозвучие подлинной фамилии, выдать себя за иностранного гастролера. При этом артисты использовали для создания псевдонимов самые разнообразные способы словообразования, подключая и свою фантазию, и свою эрудицию. Такие способы словообразования, как: суффиксация, аббревиация, калькирование, перестановка звуков, обратное прочтение фамилии - пользовались большой популярностью среди эстрадных исполнителей, создающих свои псевдонимы. В качестве производящих основ ими использовались и собственные имена, отчества, фамилии, и имена, фамилии близких людей, и географические названия, а также имена, фамилии популярных литературных персонажей. Большая часть псевдонимов эстрадных исполнителей этого периода образовывалась по такой антропонимической модели, как имя + фамилия. «Пользовались успехом» у артистов эстрады и двойные фамилии, включающие псевдоним как один из компонентов, а также полностью являющиеся псевдонимом.Русские эстрадные псевдонимы XIX века можно назвать классическими, так как в дальнейшем этим псевдонимам подражают.
В 1900 – 1917-е годы, когда эстрада приобретает социальную направленность, псевдонимы, наряду с эзотерической и эстетической функцией, начинают выполнять и функцию создания определенного сценического образа, и приобретают новые необычные формы.
С установлением в России Советской власти несколько изменились мотивы использования псевдонимов артистами эстрады. Теперь под псевдонимами скрывают свое происхождение (аристократическое), которое неугодно установившемуся политическому режиму. Поэтому резко сократилось число двойных фамилий с компонентами псевдонимами. Под двойными фамилиями выступают только лишь артистки, желающие сохранить свою девичью фамилию, под которой они стали популярными. Большая часть эстрадных псевдонимов этого периода (1920 – 1970 гг.) появилась в 20-е годы – в годы НЭПа, когда в страну хлынул поток иностранных гастролеров, и желание подражать им побуждало артистов брать псевдонимы. Но со свертыванием этой политики число артистов, выступающих под псевдонимами, резко сократилось. В условиях отсутствия конкурентов проблема принятия артистами эстрады псевдонима, а тем более оригинального, перестала существовать. Для этого периода стало характерно использование в качестве производящей основы псевдонимов лишь собственных фамилий или топонимов. Псевдонимы этого периода отличаются от фамилий, появившихся естественным патронимическим путем, лишь тем, что они не являются юридически закрепленными, а по своей форме, звучанию – это обычные фамилии.
Возможно, что такое положение и вызвало тот необычайный всплеск в развитии эстрадных псевдонимов, который наблюдается в настоящее время. Под влиянием западной культуры, где псевдонимы артистов всегда уподоблялись товарному знаку, и псевдонимы наших, отечественных, исполнителей стали похожи на товарные знаки.
Современные эстрадные псевдонимы стали своеобразным «заклинанием судьбы». Эзотерическая функция псевдонимов отходит на второй план, главное – это создание определенного сценического образа. Также одним из факторов, которым руководствуются современные эстрадные исполнители, является звуковая оболочка имени, фамилии. Сегодняшние артисты стремятся перещеголять друг друга во всем, поэтому и выбирают себе самые оригинальные и необычные псевдонимы. На эстраде все чаще возникают псевдонимы, состоящие из одного элемента; в качестве псевдонимов часто используется и апеллятивная лексика.
Высокий ритм общественной жизни приводит к тому, что все в языке упрощается, становится кратким, но максимально насыщенным разнообразным смыслом, в некоторой степени – даже символизмом. Это в полной мере отражают современные российские эстрадные псевдонимы, носители которых всегда должны следовать моде, требованиям времени и общественной жизни.
Таким образом, можно сказать, что псевдонимы артистов эстрады, как и любые виды антропонимов, могут служить историческому исследованию культуры народа не в меньшей степени, чем другие памятники культуры и быта, литературы и языка.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении постоянной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!