История политических и правовых учений ПТК в МИЭП Нечетные темы

4 Июл 2015 | Автор: | Комментариев нет »

ПТК в МИЭП по предмету : «История политических и правовых учений »

ПЛАН

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИИ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТОЙ НАУКИ
1. Идеал, лежащий в основе любого политического учения, всегда содержит в себе черты утопии. Как Вы считаете можно ли выработать политико-правовой идеал, свободный от элементов утопического сознания?

2. Возможно ли создание политико-правовой доктрины, не опирающейся на представление об идеальном устройстве общественной жизни? Аргументируйте свои ответы.

3. Сопоставьте аргументы в пользу обеих позиций. Выберите из них тот, который отражает Вашу собственную позицию в данном вопросе и объясните Ваш выбор.

ТЕМА 3. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1. Можно ли утверждать, что идеальная аристократия Платона - это государство тотального подчинения личности обществу, где личность еще не претендует на самоценность и полную автономию в поступках? Или утопия греческого мыслителя просто закрепляет привилегию личной свободы за высшими слоями общества? Аргументируйте свой ответ, обратив особое внимание на то, как Вы интерпретируете понятие «свобода личности».

2. Анализируя проблему справедливости, Аристотель различает уравнивающую и распределяющую справедливость. Является ли распределяющая справедливость неотъемлемой чертой цивилизованного общества? Как распределяющая справедливость связана с системой культурных ценностей общества?

3. По мнению Аристотеля, земельная собственность должна давать преимущества в политической жизни. Является ли эта идея простой защитой интересов земельной аристократии или за ней стоят более глубокие интересы культурного плана? Аргументируйте свой ответ.

ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА
1. Каково было отношение христианства к языческому государству?

2. Какие теоретические проблемы вставали перед церковью в связи с христианизацией государства? Проанализируйте потенциально возможные варианты решения этих проблем.

3. Церковь может отождествляться с церковной иерархией и ее авторитетом. А может интерпретироваться как единство всех верующих во главе с самим Христом. Какие идеи Августина могли быть использованы для усиления первого понимания в ущерб второму? Аргументируйте свой ответ.

ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ
1. Какими аргументами отстаивался цезарепапизм? Оцените убедительность этих аргументов как со светской, так и с богословской точки зрения. При подготовке ответа на вторую часть задания используйте критику цезарепапизма православием.

2. В чем заключаются преимущества той формы правления, которую Фома называл политической монархией?

3. Как концепция права Фомы Аквинского связана с христианской этикой?

ТЕМА 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ПЕРИОДА ФОРМИРОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (МОСКОВСКАЯ РУСЬ)
1. Какими интересами объясняется тесный союз церкви и московской династии в деле формирования и укрепления Русского централизованного государства?

2. Как должны строиться отношения церкви и государства по учению православной церкви?

3. Русский политический идеал носит семейный характер. Царь в нем «хозяин земли русской» и «батюшка» для крестьян. Как этот идеал повлиял на формирование политической культуры Московской Руси и ее политической мысли? Используйте при ответе на последний вопрос анализ идей «Сказания о царе Константине» И. С. Пересветова и полемику Ивана Грозного с Курбским.

ТЕМА 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РЕФОРМАЦИИ
1. Как Вы считаете, к каким трансформациям этики политического, экономического и правового поведения личности вели эти идеи Лютера?

2. Почему светская власть в трактовке Лютера есть скорее бремя, чем привилегия? родились людьми. Это не кара, а факт, с которым надо смириться.

3. Как учение Кальвина связано с идеями Августина? Что общего между этими учениями и в чем вы видите различия?

4. Каковы были этические последствия кальвинистского учения для развития европейской политической культуры?

ТЕМА 13. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЭПОХИ РАННИХ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ
1. Государство, по Гроцию, есть «союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Какие особенности понимания «общей пользы», свойственные доктрине Греция, Вы можете назвать?

2. В чем состоит различие общества и государства согласно теориям Т. Гоббса и Дж. Локка? Какие различия в теоретических подходах Т. Гоббса и Дж. Локка предопределили различное решение проблемы отношений личности и государства в их концепциях?

3. Проведите сравнительный анализ трактовки проблемы свободы личности в христианстве и теории «естественных прав человека». Против каких социальных табу была направлена идея: «разрешено все то, что не запрещено законом» (Гоббс)?

ТЕМА 15. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРИОДА БОРЬБЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ США

1. Известно, что черновик текста Декларации независимости, хранящийся в библиотеке Конгресса, содержит сделанное рукой Джефферсона исправление. Автор вычеркнул «право на собственность» из перечня неотчуждаемых прав и вписал «право на стремление к счастью». Как бы Вы прокомментировали этот факт?

2. Какая логика стоит за тезисом Т. Пейна о том, что богатство граждан – это богатство нации? Как эта идея отразилась на особенностях американской политической культуры?

3. Сильная федеральная власть в США есть во многом плод конституционных усилий Гамильтона. В чем состоит опасность «произвольных» решений законодательной власти, которую видел А. Гамильтон?

ТЕМА 17. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГЕРМАНИИ КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКОВ

1. Какие идеи И. Канта легли в основание теории «правового государства»? Каким образом Кант обосновывал необходимость повиноваться законодательной власти вне зависимости от ее происхождения?

2. Какие варианты дальнейшего развития идеи Фихте о стремлении всякого правительства сделать правительство излишним Вы можете назвать?

3. В чем проявляется реализация всеобщего интереса в государстве по Гегелю?

4. Какой тип общества лежит в основе гегелевского понимания гражданского общества? Возможно ли универсальное толкование этого типа общества (сравните со странами Востока)?

ТЕМА 19. МАРКСИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ XIX ВЕКА

1. Почему при переходе общества к социализму политическая революция должна была предшествовать социальной, хотя ранее в истории подобные переходы к новому строю осуществлялись в обратной последовательности?

2. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что в будущем коммунистическом обществе государство отомрет. Какая логика, на Ваш взгляд, стояла за этой идеей?

3. Как Вы считаете, какие черты марксистской теории сделали ее особенно популярной в России на рубеже веков?

ТЕМА 21. ЛИБЕРАЛЬНО-ЗАПАДНИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ

1. Но вместе с тем русская правовая школа давала мировой науке и целый ряд самостоятельных, новых идей в области социологии, теории политики и права. Назовите хотя бы несколько таких идей и, проведя сравнительный анализ с распространенными на Западе подходами, покажите их оригинальность.

2. Какие вопросы встают перед исследователем, если он анализирует демократию не как статическое состояние, а как процесс? Какие проблемы демократического процесса оказались в центре внимания М.Я. Острогорского?

ТЕМА 23. ФАШИЗМ И НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ В XX ВЕКЕ

1. Известно, что германский национал-социализм активно использовал идею правового государства в своей политической практике. Что, на Ваш взгляд, лежало в основе понимания права, которое должно было торжествовать в национал-социалистском государстве?

2. Для масс фашизм формулировал вполне рационалистические идеи и лозунги. Какие черты политической утопии Вы можете, тем не менее, обнаружить в идеологии «тысячелетнего рейха»?

3. Возможно ли, на Ваш взгляд, дать юридически корректное определение фашизма? Обоснуйте свой ответ.

ТЕМА 25. ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АНТИКОЛОНИАЛЬНОЙ БОРЬБЫ В СТРАНАХ «ТРЕТЬЕГО МИРА»

1. На какие черты индо-буддистской культурной традиции опирался Ганди в своей деятельности? Какие стороны христианской традиции способствуют, а какие препятствуют успеху идей ненасилия в христианском мире?

2. Известны высказывания Сунь Ятсена о том, что «китайцам не нужна свобода», «принцип свободы ни в коем случае нельзя распространять на индивидуума, свободу надо применять к государству».  Сунь Ятсен писал: «Китай, начиная с самой глубокой древности, хотя и не знал слова «свобода», но по существу пользовался свободой и притом настолько полной, что ему не было надобности добиваться чего-то еще». Прокомментируйте эти высказывания китайского мыслителя.

3. Избегая оценочных суждений, попытайтесь сформулировать основные черты политической и правовой доктрины исламского фундаментализма. В чем суть фундаментализма в исламе?

Список литературы

1. Волков В.И. История политических и правовых учений. - М.: Статут, 2010.
2. История политических и правовых учений / Под ред. В.С.Нерсесянца. - М.: Дело, 2011.
3. Лейст М.Н.  История политических и правовых учений. - М.: Норма, 2010.
4. Рогов А.Н. История политических и правовых учений. - М.: Инфра-М,  2009.
5. Тонких В.А. История политической и правовой мысли России. - М.: Форум, 2011.

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

ЦЕНА РАБОТЫ: 200 руб.

КОД РАБОТЫ: Ptk_0056

КУПИТЬ РАБОТУ

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!