Историческое значение реформ Петра I

6 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В XVII в. в стране происходили процессы, подготовившие необходимость сущест­венных изменений. В сфере экономики это: преодоление эконо­мической разобщенности различных районов России, начало скла­дывания всероссийского рынка; дальнейшее развитие сельского хозяйства, специализация сельскохозяйственного производства; возникновение и развитие мануфактурного производства; разви­тие ремесленного производства,

В социально-политической сфере изменения выразились в тенденции к установлению абсолютной монархии, которая выра­зилась в принятии царем титула самодержца, прекращении созы­вов земских собраний (последний земский собор полного состава состоялся в 1653г.), попытках реорганизации приказной системы для концентрации всех главных государственных дел в руках царя, усилении значения личной царской канцелярии (Приказ тайных дел), попытках преобразования армии (полки солдатского строя - зачаток регулярной армии).

Наметились изменения в социальной структуре общества. Раз­личные группы населения начинают консолидироваться в единые классы-сословия. Этому способствовали отмена местничества, все более частое выдвижение на государственные должности по принципу служебной пригодности, а не по знатности, процесс слияния поместного и вотчинного земледелия,

В экономической жизни страны наблюдалось усиление роли городских элементов - купечества и промышленников. Они на­чинают оказывать все большее влияние на политику правительст­ва, которое принимало протекционистские меры по защите их интересов,

Обострение классовой борьбы показало неспособность сословно-представительной монархии справиться с подъемом кре­стьянского движения.

К концу века становилось очевидным нараставшее экономиче­ское и культурное отставание России не только от передовых буржуазных государств (Англия и Нидерланды), но и менее раз­витых стран (Франция, Швеция, Германия), Преодолеть этот раз­рыв было невозможно без установления тесных контактов с Европой через Балтику. Таким образом, решение внутренних проблем зависело от решения внешнеполитических задач.

В целом общенациональные интересы требовали значительного ускорения развития страны в предельно сжатые строки.

В оценке предпосылок реформ в литературе существует две основные точки зрения:

  1. Петр нарушил естественный ход русской истории, искусственно привнеся европейские образцы в экономику, политику, культуру.
  2. Преобразования были подготовлены всем предшествующим ходом исторического развития страны, не означали радикального разрыва с прошлым, а лишь ускорили процессы, начавшиеся в XVII в.

Большинство отечественных историков разделяют второе мне­ние. Основными сферами реформаторской деятельности Петра I стали армия, государственное управление, финансы. Изменения других институтов .'гак или иначе подчинялись военно-государст­венным задачам, были производными от них. Направления преоб­разований определялись в свою очередь главной задачей, которую поставил перед собой Петр - превратить Россию в прилетаю­щую и грозную державу, опирающуюся на военную мощь.

Реформы Петра стали исходным пунктом двух во многом противоположных процессов: огосударствления общественной жизни и значительного расширения числа образованных и «кри­тически мыслящих людей». Эта вторая тенденция таила в себе большой антигосударственный потенциал и невольно способство­вала культурному обособлению образованного меньшинства, приобщившегося к западной цивилизации, от большинства, хранивше­го верность заветам старины, Основная масса населения страны - крестьяне, посадские люди - оставалась вне сферы цивилизаторской деятельности Петра и отвергала европейские нравы как «барские забавы». Поэтому попытка имплантировать в российский социум инокультурный материал приняла в петровское время характер внешнего, «обрядового» подражания, механистического перенесения на русскую почву западных образцов.

Невольным итогом реформ начала XVIII в. стала поверхностная европеизация меньшинства, сопровождавшаяся его отрывом от традиционной культуры. Одновременно консервировалась преж­няя малообразованность большинства, т. к. государство долгое "время не предпринимало серьезных шагов по организации массо­вых школ.

Историческая сущность реформ Петра I: выражение личного стремления монарха европеизировать Россию; стремление реали­зовать внешнеполитические цели; выражение интересов правяще­го класса; отражение борьбы в среде господствующего класса.

Личное влияние Петра I на процесс преобразований; вдохно­витель и организатор; недостаточно компетентен; ограниченное участие.

Предпосылки создания петровской административной систе­мы: иностранные образцы; допетровские традиции управления; оригинальность, творческий характер Петра.

Причины учреждения коллегий: нецелесообразность приказ­ного управления; назревшая необходимость в централизации ад­министрации; сужение сферы компетенции центральной админи­страции; укрепление реальной власти монарха.

Цель реформы местного управления: оживить инициативу сословий; повысить эффективность налогообложения; укрепить власть господствующего класса на местах; иметь возможность регулировать жизнь провинции.

Результаты промышленной политики Петра I: упадок и отми­рание; развитие и процветание; преодоление экономической от­сталости; консервация старых экономических форм.

Социально-экономическая природа петровской промышленно­сти: сугубо крепостническая; крепостническая, но с элементами капиталистических отношений; сосуществование капиталистиче­ской, помещичьей и «феодализированной» мануфактур; переход от капиталистических отношений в промышленности к феодаль­ным.

Социальные последствия петровских реформ: рост социально­го неравенства; более четкое деление общества; учреждение сословий как таковых; повышение социальной мобильности; возникновение бюрократии; возникновение буржуазии; демократиза­ция дворянства; консолидация аристократии; возникновение дво­рянской корпоративности; обнищание крестьянства, уменьшение его численности; усиление классовой борьбы; нивелирование кре­стьянского сословия; дифференциация крестьянства.

Последствия церковной реформы: превращение церкви в со­ставную часть государственного аппарата; духовное вырождение и ослабление морального авторитета церкви; повышение интеллек­туальной гибкости церкви; новое духовное содержание церкви.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!