Исторические условия возникновения социалистических государств Европы. Этапы развития народно-демократических революций

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Разгром фашизма при решающем участии Советского Союза принципиально изменил соотношение сил в мире и во многом определил судьбу государств Центральной и Юго-Восточной Европы. Во всех этих странах народные массы участвовали в освободительной борьбе против фашизма. В силу специфически сложившихся исторических условий народно-демократические революции в странах Европы носили антифашистский, национально-освободительный характер. Первоочередными задачами этих революций были: разгром фашизма, завоевание национальной независимости, установление демократических прав и свобод. В 1943-1945 гг. к власти в Чехословакии, Болгарии, Польше, Венгрии, Румынии, Югославии пришли правительства национальных (народных, отечественных) фронтов. Они состояли из разнородных социально-политических сил (мелкая буржуазия, интеллигенция, рабочие партии). Национальное возрождение, проведение демократических и социальных реформ – это были задачи первостепенной важности, стоящие перед правительствами этих стран. Силы самой разной направленности активно включились в политическую деятельность. Подавляющая часть партий  выступила за социалистический путь развития, но с учетом особенностей своих государств, их исторического развития. Многопартийность, многообразие форм собственности, народное представительство должны были стать неотъемлемой частью новой политической системы стран народной демократии. Впервые в истории в правительство вошли коммунисты. В Югославии они возглавили руководство страной, поскольку играли ведущую роль в народно-освободительной борьбе. Вместе с тем в новых условиях требовалось объединение усилий всех демократических партий и организаций. Таким образом создавались коалиционные  правительства.

Установление строя народной демократии не являлось единовременным актом, а было сравнительно длительным процессом, в ходе которого решались различные по своему классовому содержанию задачи: антифашистские, антиимпериалистические, антифеодальные и социалистические. В связи с этим в ходе народно-демократических революций в Европе различают два этапа – общедемократический и социалистический. Первый этап длился с 1943-1945 гг. по 1947-1949 гг.  В это время решались преимущественно антифашистские, антиимпериалистические и антифеодальные задачи.

В Польше и Чехословакии, оккупированных фашистскими захватчиками еще в 1939 г., национально-освободительное движение приобрело очень широкий размах. В условиях наметившегося перелома  в войне в пользу антигитлеровской коалиции освобождение Польши становилось реальностью. В 1943 г. был образован Союз польских патриотов. Под его политическим руководством на территории Советского Союза были сформированы воинские подразделения. В самой Польше создается подпольный парламент – Крайова Рада Народова (КРН – Национальный совет Польши), в который вошли представители левых сил (Польская  рабочая партия, левое крыло Рабочей партии польских социалистов, Крестьянская партия, подпольные профсоюзы). Формируется Армия Людова (Народная армия) численностью более 60 тыс. человек. КРН становится временным законодательным органом и выдвигает программу борьбы за демократическую, независимую Польшу, в тесном содружестве с Советским Союзом и странами антигитлеровской коалиции.  В июле 1944 г. решением Польского национального совета был создан Польский комитет национального освобождения (ПКНО), который в конце этого же года был преобразован во Временное правительство Республики Польши. В него вошли представители ПРП, Польской социалистической партии, Крестьянской партии, Демократической партии и Союза польских патриотов. Программа строительства народно-демократического государства, принятая  правительством, предусматривала: продолжение войны до победного конца, провозглашение демократических свобод, создание народного административного аппарата и милиции, экспроприацию земли у помещиков и передачу трудовому крестьянству, а также передачу государству крупных промышленных и торговых предприятий, банков, транспорта и лесов. Сложность положения нового правительства заключалась в том, что продолжало существовать польское правительство в Лондоне, признаваемое США и Великобританией и сохранившее сильное влияние в Польше. На Ялтинской конференции 1944 г. было решено, что Временное правительство будет расширено за счет демократических политиков из Лондонского правительства и преобразовано во Временное правительство национального единства, которое и было создано в июне 1945 г. во главе с левым  социалистом  Э.Осубка-Моравским. Его заместителями стали В.Гомулка (ПРП) и С.Миколайчик, бывший глава лондонского правительства, вышедший из его состава и вернувшийся в Польшу. Таким образом, состав правительства национального единства Польши был расширен за счет представителей других политических сил и направлений. В него вошли четыре представителя буржуазных партий, а семь мест из четырнадцати заняли коммунисты. После этого новое правительство Польши было признано всеми странами антигитлеровской коалиции.

Влиятельной политической силой в этот период становится созданная С.Миколайчиком партия – Польское стронництво людовое (ПСЛ), превратившаяся в одну из крупнейших политических организаций, не согласных с политикой ПРП. Это были сторонники либерально-демократического устройства общества. В свою очередь, Польская рабочая партия, объединявшая все левые партии, предложила свой путь социально-экономического развития, отличный  и от СССР и от буржуазных государств: многоукладная экономика, партийный блок с левыми силами при ведущей роли ПРП и постепенное продвижение в направлении социалистического строительства. Построение народно-демократического государства, в котором политическая власть принадлежала бы рабочему классу, крестьянству, мелкой городской буржуазии, при ведущей роли пролетариата, союз с Советским Союзом, такова была государственно-политическая программа левых сил.

На территории Чехословакии в годы Второй мировой войны была  создана сеть подпольных организаций, боровшихся за независимость, против фашистской оккупации. Движение Сопротивления объединяло в своих рядах различные социальные слои и политические силы, и одну из ведущих ролей играла Коммунистическая партия. Вместе с тем действовало и Временное чехословацкое правительство во главе с Э.Бенешем, находившееся в Лондоне. Был образован Государственный совет, исполнявший функции парламента. После международного признания чехословацкого Временного правительства и заключения соглашения о сотрудничестве с СССР на территории Советского Союза  были сформированы чехословацкие воинские части, в частности Отдельный чехословацкий батальон под командованием Л.Свободы. В 1944 г. в Чехословакии национально-освободительное, антифашистское движение, при непосредственной помощи оружием и боеприпасами со стороны Советского Союза, переросло в народно-демократическую революцию, начало которой было положено восстанием в Словакии в августе 1944 г. 1 сентября Словацкий национальный совет провозгласил воссоздание Чехословацкой республики на освобожденной территории. В марте 1945 г. была принята программа правительства Национального фронта чехов и словаков, предусматривавшая представительство в новом правительстве всех слоев и политических направлений, участвовавших в движении Сопротивления как в стране, так и за ее пределами.

В апреле 1945 г. на освобожденной части республики в г. Кошице было официально объявлено о создании нового правительства и опубликована программа, получившая название Кошицкой.  Программа провозглашала создание нового правительства, представлявшего широкий Национальный фронт чехов и словаков, участвовавших в национально-освободительной борьбе. Правительство брало на себя обязательства оказывать всестороннюю помощь Красной Армии и способствовать полному освобождению республики. Армия Чехословакии формировалась по образцу Красной Армии. Декларировалось сотрудничество в экономической,  политической, военной и культурной сферах с СССР. В государственной и общественной жизни правительство предполагало проводить принцип «равного с равным», соблюдая равноправие чехов и словаков в новом государстве.  Согласно  Конституции  1920 г.  утверждался  принцип  народного суверенитета, а также демократические права и свободы.  Создавались новые органы власти, избираемые народом – Национальные комитеты, которым вверялось управление всеми общественными делами. Программа содержала положения о наказании военных преступников и предателей, сотрудничавших с ними. Запрещались все фашистские организации и политические партии, поддерживавшие фашистов. В программе предусматривались преобразования в экономике: проведение новой аграрной реформы, передача под национальное управление всего имущества коллаборационистов, устанавливался государственный контроль за финансовой и кредитной системой, предприятиями основных отраслей промышленности, природными и энергетическими источниками. Предполагалось на демократических и прогрессивных началах, отвечающих интересам народа, осуществление политики в области культуры и образования. Возглавил правительство Национального фронта чехов и словаков социал-демократ, посол в СССР З.Фирлингер. Из двадцати двух мест в новом правительстве  только девять принадлежало коммунистам, поэтому в июле 1945 г. было заключено соглашение между ведущими партиями страны о сотрудничестве в деле претворения в жизнь Кошицкой программы.

В Румынии и Венгрии, правящие круги которых активно сотрудничали с немецкими фашистами, события развивались несколько иначе. Здесь национально-освободительное, антифашистское движение не могло сразу приобрести широкий размах и только после вступления Советской Армии на территорию этих государств сложились благоприятные условия для активизации и победы патриотических, антифашистских сил.

23 августа 1944 г. глава правительства Румынии И. Антонеску и другие члены руководства по приказу короля Михая были арестованы. В тот же день началось антифашистское восстание, в котором активное участие принимала компартия Румынии. В феврале – марте 1945 г. было сформировано новое правительство. В коалицию Народного демократического фронта (НДФ) помимо КПР вошли: Социал-демократическая партия, профсоюзы, Фронт земледельцев, Союз патриотов, молодежные и женские организации, Демократический союз румынских трудящихся. В новом правительстве пост премьер-министра занял Петру Гроза, руководитель и основатель Фронта земледельцев.

Не менее сложная ситуация сложилась в Венгрии. Авторитарный режим Хорти оказывал демократическому, антифашистскому движению упорное сопротивление, которое удалось сломить только с помощью Советской Армии, освободившей в апреле 1945 г. территорию Венгрии.  Представители Венгерского фронта, нелегальные антифашистские группы буржуазных и военных кругов в условиях оккупации и фашистской диктатуры нашли общий язык. В начале ноября 1944 г. они создали совместный Освободительный комитет Венгерского Национального восстания, который возглавил Э. Байчи-Жилински. Но в ноябре 1944 г. руководители были арестованы и казнены. После ожесточенных боев в апреле 1945 г. территория Венгрии была освобождена от фашистов советскими войсками и это создало условия для победы народно-демократической революции.

В условиях присутствия советских войск в создаваемых органах власти доминирующую роль получили коммунисты. Выработанная ими программа демократического переустройства Венгрии была принята всеми демократическими партиями, объединенными в начале декабря 1944 г. в Венгерский фронт национальной независимости, в который вошли СДПВ, ПМСХ, Национальная крестьянская партия и Буржуазно-демократическая партия, а также профсоюзы. Были проведены выборы в новое Временное Национальное собрание (парламент), которое избрало затем Временное Национальное правительство Венгрии.

Болгария так же, как и Венгрия, в период Второй мировой войны выступала союзником фашистской Германии. Она, как и главный ее партнер по блоку, потерпела поражение.

Восстание 9 сентября 1944 г. привело к власти блок левых сил, оформленный в Отечественный фронт. Однако коренное изменение характера государственной власти не было единовременным актом, этот процесс развивался постепенно и мирным путем. В состав правительства Отечественного фронта вошли представители различных слоев болгарского общества. Кабинет министров, возглавляемый К. Георгиевым, состоял из коммунистов, членов БЗНС, представителей Народного союза «Звено», социал-демократов и беспартийных общественных деятелей. Программа также содержала широкий круг общедемократических, политических и экономических задач.

Албания еще в 1939 г. была оккупирована итальянскими фашистами, а затем после капитуляции Италии в сентябре 1943 г. она была занята войсками Германии. С начала фашистской оккупации албанский народ поднялся на освободительную борьбу. Коммунисты и другие патриотические силы создали Национально-освободительный фронт. Разгром Советской Армией германской военной машины помог албанскому народу завершить освобождение страны от оккупантов. 29 ноября 1944 г. части Народно-освободительной армии Албании освободили страну от врага. Власть перешла к правительству Национального фронта.

В Югославии, оккупированной немецко-итальянскими войсками в 1941 году, сразу же началось широкое национально-освободительное движение. Антифашистское движение в Югославии приняло активную форму: происходили вооруженные восстания, создавались многочисленные партизанские отряды. Складывается Единый национально-освободительный фронт, объединивший  представителей всех патриотически настроенных слоев югославского народа. В ноябре 1942 года было образовано Антифашистское вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ), 2 ноября 1944 г. между Национальным  комитетом освобождения Югославии, выполнявшим функции правительства, и эмигрантским правительством было достигнуто соглашение об образовании объединенного югославского правительства. В марте 1945 г. И.Тито сформировал объединенное коалиционное правительство, в котором большинство мест получила коммунистическая партия.

Революции середины 40-х годов ХХ в. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы имели ярко выраженный антифашистский характер. В результате ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в этих странах утвердился строй, получивший название   народной демократии. В годы войны в этих странах были образованы национальные (народные) фронты (Отечественный фронт в Болгарии, Национальный фронт в Чехословакии, Национально-демократический фронт Румынии), в которых сотрудничали рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные и буржуазные партии. Особенность этих революций состояла в том, что за годы войны возросла популярность левой социалистической и коммунистической идеологии. Все крайне правые партии, дискредитировавшие себя сотрудничеством с фашистами, исчезли с политической арены. Характерными чертами такого общественно-политического строя стали: многопартийность, при которой не допускалась деятельность фашистских и реакционных партий, преобладающая роль в органах власти коммунистических и рабочих партий, сохранение частных и кооперативных предприятий, но при доминировании государственного сектора.

Главная задача, которая стояла перед странами народной демократии, – это создание нового государственного аппарата. Усилия всех правительств были направлены на решение первоочередных общенациональных задач: ликвидацию последствий господства оккупационных и местных фашистских режимов, возрождение разрушенной войной  и оккупацией экономики, восстановление демократии. Был уничтожен созданный оккупантами государственный аппарат, ликвидированы старые государственные учреждения в Болгарии, Венгрии, Румынии. Запрещена деятельность фашистских и реакционных партий, на которых лежала ответственность за национальные катастрофы. Восстанавливались демократические конституции, упраздненные фашистскими режимами. Начали функционировать парламенты, в некоторых странах разрешалась деятельность партий, не входивших в национальные фронты. Наряду с прежними структурами государственной власти стали действовать новые, родившиеся в ходе освободительной борьбы национальные комитеты в Венгрии и Чехословакии, национальные советы в Польше, народные советы в Румынии, народные комитеты в Болгарии и т.д. С помощью этих органов осуществлялись дальнейшие мероприятия по демократизации государственного аппарата: чистка армии от фашистских и реакционных элементов, создание новых органов государственной безопасности, реформа суда, полиции и т.д.

На первый план выдвигались задачи социальных преобразований. От их правильного разрешения в значительной мере зависели дальнейшие судьбы революции.

К концу 40-х годов благодаря поддержке Советского Союза коммунистические партии стран Центральной и Юго-Восточной Европы предложили идею особого пути к социализму. Строй народной демократии  - это был только начальный этап преобразований. В дальнейшем предполагалось национализировать собственность буржуазии, установить государственный и рабочий контроль над частными предприятиями. Компартии также активно стали отстаивать идею национального суверенитета, который, по их мнению, был возможен только при помощи СССР.

После  9 сентября 1944 г. Болгария встала на путь революционных преобразований в социально-экономической сфере. Экономика была переориентирована на развитие общественного сектора, вместе с тем сохранялась частная собственность. Добыча угля, железнодорожный и морской транспорт, средства связи, Болгарский народный банк, предприятия тяжелой промышленности переходят в государственный сектор. В 1946 г.  был принят закон об аграрной реформе, изымавший землю у крупных хозяев в государственный фонд, а затем распределявший их  среди малоземельных крестьян. Таким образом, шло увеличение  слоя мелких и средних крестьян. Значительную экономическую помощь оказывал Советский Союз. В 1947 г. был принят закон о национализации промышленных предприятий и банков,  доля государственного сектора в промышленности достигла 93%. Внешняя торговля также монополизировалась государством. Таким образом, капиталистическая  собственность в стране была полностью ликвидирована.

Политические разногласия, возникшие внутри Отечественного фронта по вопросам многоукладности  экономики и политического плюрализма, привели к тому, что БЗНС  и Народный союз «Звено» решительно выступили против руководящей и доминирующей роли   БРП(к). Был сформирован оппозиционный блок, в который помимо большей части БЗНС вошла часть социал-демократической партии и «независимые» депутаты. На выборах в Народное собрание осенью 1945 г. победу одержал Отечественный фронт, его поддержало более 80 % населения. Несмотря на все усилия по дискредитации избирательной кампании оппозицией,  коммунисты одержали победу. Сентябрьский референдум 1946 г. показал, что большая часть болгарского народа высказалась против монархии, т.е. за республику. Осенью 1946 г. Болгария была провозглашена Народной Республикой (НРБ). Выборы в Великое народное собрание по выработке первой республиканской конституции обозначили четкую поляризацию общества: за коммунистов или против. Победа, вновь одержанная Отечественным фронтом, получившим около 70 % голосов, позволила коммунистам стать руководящей силой в политической жизни страны. На выборах в парламент БРП(к) получила более половины голосов и осенью 1946 г. было сформировано третье правительство Отечественного фронта, которое возглавил руководитель компартии  Георгий Димитров. Развернулась широкомасштабная борьба с оппозицией, закончившаяся ее разгромом. Новая конституция Болгарии 1947 г., получившая название Димитровской, носила социалистический характер, хотя в ней присутствовали элементы буржуазного права, например, гарантировалась частная собственность. Таким образом, завершился первый этап становления новой политической системы.

Для всех стран Центральной и Юго-Восточной Европы, в том числе и для Болгарии, 1948 г. стал переломным. Задача построения социалистического общества для компартии становится первоочередной. Советская модель общественного и государственного устройства, в некоторой степени навязанная СССР, прежде всего предусматривала революционные преобразования в послевоенной жизни народно-демократических стран Европы. Суть их чаще всего сводилась к ликвидации плюрализма и утверждению монополии компартии на власть. В результате Отечественный фронт становится единой общественно-политической организацией, ставящей перед собой задачу «воспитания болгарского народа в духе идей социализма». К концу 40-х годов практически все политические партии прекратили свое существование, за исключением БЗНС, которая имела богатые традиции и широкую социальную базу, но вместе с тем она была вынуждена принять программу построения социализма и признать руководящую роль компартии в политической и общественной жизни страны. Таким образом, в Болгарии сформировалась двухпартийная система, носившая чисто формальный характер, поскольку вся полнота власти была сосредоточена в руках БРП(к) и все решения этой партии были обязательны и для членов БЗНС. Отечественный фронт должен был решать только задачи социалистического строительства. На V съезде БРП(к) были намечены конкретные пути строительства социализма, за основу был взят опыт Советского Союза. Партия была вновь переименована в Болгарскую коммунистическую партию. Постепенно в стране формируется тоталитарная политическая система, основанная на абсолютной монополии коммунистической партии. Суть этой системы заключалась в полном слиянии политической и экономической власти и в сосредоточении ее в руках коммунистического партийно-государственного аппарата. Подавление инакомыслия, политический террор, информационная изоляция народа являлись  характерными чертами утверждения социалистического общества  вплоть до середины 50-х годов.

После освобождения от фашизма в 1945 г. вновь была провозглашена Чехословацкая республика. Государственно-политическая система Чехословакии в послевоенный период включала в себя как традиционные, так и вновь созданные институты власти. В Национальный фронт чехов и словаков входили четыре чешские и две словацкие партии: социал-демократическая, национально-социалистическая, КПЧ, народная, демократическая и коммунистическая партия Словакии (КПС). Во главе Национального фронта встал К.Готвальд. В его состав вошли также массовые общественные организации. На местах власть сосредоточилась в руках национальных комитетов, в которых преобладали коммунисты, но после 1945 г. был введен принцип равного представительства всех партий. Вновь избранный президент Э.Бенеш пользовался широкими как исполнительными, так и законодательными полномочиями. Временное национальное собрание было однопалатным и состояло из представителей  всех политических партий: от чешских земель – 200 делегатов, от словацких – 100. В мае 1945 г., руководствуясь Кошицкой  программой, принимается декрет о введении национального управления на предприятиях оккупантов и коллаборационистов, а также в большинстве промышленных предприятий, большей части ремесленных и сельских хозяйств. Национализируются почти полностью горная, металлургическая и энергетическая промышленность, банки и страховые компании. Проводится аграрная реформа, согласно которой конфискуются земли немецких и венгерских собственников, а также лиц, сотрудничавших с оккупантами. За символическую плату земля передается малоземельным и безземельным крестьянам. После проведения денежной реформы и введения прогрессивного налога к концу 1945 г. Кошицкая программа была выполнена. В результате выборов в законодательное собрание ЧСР в мае 1946 г. победу одержали коммунисты. В результате выборов коммунисты получили в Национальном собрании 114 из 300 мест. Во главе нового правительства встал лидер КПЧ К.Готвальд. Девять мест в правительстве из двадцати шести заняли коммунисты. Программа правительства предусматривала разработку новой конституции, двухлетнего плана развития экономики, равноправие всех видов собственности и сохранение внешнеполитической ориентации на Советский Союз. Правительственный кризис февраля 1948 г. был вызван уходом из правительства двенадцати министров из двадцати шести, представлявших оппозицию: Национальные социалисты, демократы, Народная партия. Но смены правительства К.Готвальда не произошло, более того, коммунисты, воспользовавшись ситуацией, создали так называемые комитеты действия, народную милицию в свою поддержку. Президент был вынужден во избежание гражданской войны  принять отставку министров. Таким образом, обновленное правительство наполовину стало состоять из коммунистов. Политическая борьба завершилась шестидневным правительственным кризисом и коммунистическим переворотом. В стране была установлена  диктатура пролетариата и принята программа правительства. Государственный аппарат подвергся «чистке», оппозиция была разгромлена. Политические партии и общественные организации сохранялись формально. Руководящая роль Коммунистической партии Чехословакии  признавалась безоговорочно. В 1948 г. была принята конституция, закрепившая итоги коммунистического переворота. Президент Э.Бенеш в знак несогласия с новой конституцией ушел в отставку и новым президентом Чехословакии стал коммунист К.Готвальд.

Февральский переворот 1948 г. означал, по своей сути, переход к социалистическому строительству. В 1949 г. Чехословакия стала членом Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). По примеру экономических преобразований в Советском Союзе, в Чехословакии разрабатываются и принимаются пятилетние планы экономического и социального развития. Индустриализация промышленности и кооперация сельского хозяйства проходили достаточно высокими темпами. Вместе с тем специализация в рамках СЭВ требовала от Чехословакии в первую очередь развития тяжелого машиностроения, энергетики и металлургии, что привело в конце 50-х годов к введению карточной системы на продукты питания. С целью выхода из кризиса, крестьянство было подвергнуто массовому кооперированию, что в конечном итоге привело к  развалу кооперативного движения. Жизненный уровень  населения стал повышаться только со второй половины 50-х годов. Увеличилось производство товаров массового потребления, снизились цены, увеличилась заработная плата, жилищное строительство, улучшилось пенсионное обеспечение. В стране прошел целый ряд политических процессов над государственными и партийными деятелями, обвинявшимися в буржуазном национализме, антипартийной и антигосударственной деятельности. Жертвами политических процессов, продолжавшихся до середины 50-х годов, стали около 30 тысяч человек.

Успехи в экономике дали возможность в конце 50-х годов поставить перед страной задачу – «развивать зрелое социалистическое общество для постепенного перехода к коммунизму». Экономическая реформа, ставившая задачу устранения излишней централизации управления экономикой, расширение полномочий создаваемых производственно-экономических объединений, использование принципа материальной заинтересованности, не была доведена до конца.

В борьбе с фашизмом  народы Югославии потеряли более 1,7 млн человек. Народное хозяйство было почти полностью разрушено. В этой обстановке  11 ноября 1945 г. в Югославии состоялись выборы в Учредительную скупщину и плебисцит по поводу государственного устройства. За объединенных кандидатов Народного фронта, которым руководила коммунистическая партия, было отдано 90% голосов. Подавляющее большинство избирателей проголосовало также за республиканскую форму правления. Таким образом, так же, как и в Болгарии, в Югославии монархия была фактически ликвидирована. Учредительная скупщина в ноябре 1945 г. провозгласила Югославию Федеративной Народной Республикой и утвердила все ранее принятые законы и постановления АВНОЮ. В 1946 г. была принята первая конституция Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ). Страна провозглашалась объединением равноправных народов, которые на основе права на самоопределение выразили желание жить в едином федеративном государстве. В состав федерации вошли шесть республик: Сербия с автономным краем Воеводина и автономной областью Метохия (Косово), Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония и Черногория. Федерация была образована по советскому образцу. Высшим органом власти стала Народная скупщина, состоявшая из двух палат – Союзного веча и Веча национальностей. Исполнительным органом стало правительство ФНРЮ, ответственное перед Народной скупщиной. Социально-экономические реформы, проведенные в последующие два года, осуществлялись по образу и подобию тех, которые проводились в Советском Союзе. Упразднялась многопартийность, устанавливалась диктатура пролетариата, проводилась национализация промышленных предприятий, банков, средств связи, транспорта, предприятий торговли. В ходе аграрной реформы создавались трудовые задруги по типу советских колхозов. Самостоятельная внешняя политика и стремление И.Б.Тито создать федерацию балканских государств под руководством Югославии вызвали недовольство И.В. Сталина. После конфликта  с Советским Союзом страна осуществила поворот к самоуправлению (самоуправленческому социализму), предусматривавшему постепенный переход государственных институтов к непосредственной демократии и самоуправлению. Предполагалось осуществить демократизацию общества и перейти к товарной экономике с относительно свободным действием объективных экономических законов, отказаться от планирования в форме государственных приказов и перейти к чисто экономическим средствам принуждения. Югославский эксперимент в рамках «реального социализма» предполагал внедрение самоуправления в стране и первым шагом к этому стало принятие в 1950 г. Закона о передаче фабрик в управление трудящимся. В 1952 г. Коммунистическая партия Югославии была переименована в Союз коммунистов. Самоуправление в стране получило закрепление в конституционном законе 1953 г. об основах общественного и политического устройства. Это была фактически новая Конституция, провозглашавшая  самоуправление основой экономической и общественной жизни.

К моменту освобождения Польши от фашистских захватчиков при непосредственном участии Советского Союза  уже действовал Польский комитет национального освобождения (ПКНО), по существу являвшийся правительством левых сил и заявивший  о том, что он один представляет польский народ. В январе 1946 г.  была проведена национализация промышленных предприятий, а в 1947 г. – выборы в Законодательный сейм. Победу одержала Польская Рабочая партия  и ее союзники, получившие 80% депутатских мандатов. Президентом страны сейм избрал члена ППР Б.Берута.

В декабре 1948 г.  Польская рабочая партия  и Польская  социалистическая партия образуют Польскую объединенную рабочую партию (ПОРП). Перемены в политической организации общества свидетельствовали об отходе  от концепции народной демократии. В частности, было реорганизовано молодежное движение, прекращена деятельность партии ПСЛ (Польское стронництво людовое), была распущена  партия труда, таким образом, фактически прекратилась деятельность оппозиционных партий. На рубеже 40-х – 50-х гг. в Польше начала складываться командно-административная  система по советскому образцу. Польская объединенная рабочая партия взяла курс на форсированное строительство социализма, подразумевавшее установление диктатуры пролетариата, монополию на власть одной партии, индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию. Роль общественных организаций сводилась к пропаганде идей социализма. Реальная власть в стране была в руках политбюро и ЦК ПОРП. Тоталитарная  политическая система была закреплена конституцией 1952 г., согласно которой страна стала называться Польская Народная Республика (ПНР).

После войны Румыния, также как Болгария и Югославия, оставалась монархией. В новом правительстве под руководством П.Гроза, основателя Фронта земледельцев, коммунисты заняли руководящие посты в министерствах юстиции, внутренних дел, путей сообщения, связи и пропаганды. Коммунистическая партия Румынии в союзе с  правительственными партиями  создала Народный демократический блок и выступила на выборах 1946 г., получив 80% избирательных мандатов. Летом 1947 г. Национал-цэрэнистская и Национал-либеральная партии были распущены. Политическое размежевание внутри партий демократического толка и внутри партий-союзников КПР приняло массовый характер, что в конечном счете привело к усилению позиций КПР и к полному контролю за общественно-политической жизнью страны. В конце 1947 г. коммунисты совершили переворот, в их руки перешло Министерство национальной обороны, были взяты под контроль телефон и телеграф. Король Михай подписал отречение от престола и парламент провозгласил Румынию Народной республикой.

В 1948 г. на съезде Румынской рабочей партии Социал-демократическая партия была слита с Коммунистической партией Румынии, а в дальнейшем прекратили свое существование и другие партии (Национал-народная партия в 1949 г., Фронт земледельцев в 1953 г.). Таким образом, только сформированное государство народной демократии было разрушено. Румынская коммунистическая партия при поддержке Советского Союза стала ведущей и единственной политической силой в стране. Следует иметь в виду, что компартия получила поддержку общества, благодаря популярности и привлекательности социалистической идеи, олицетворением которой являлся Советский Союз, разгромивший фашизм. Уже в первые годы правления румынская коммунистическая партия осуществила политико-экономические преобразования, заимствованные из опыта построения социализма в СССР и заложившие основу централизованной бюрократической системы в стране.

Индустриализация страны, кооперация сельского хозяйства, ликвидация частного сектора, национализация промышленности – такова была программа компартии, осуществляемая с учетом «советского опыта» зачастую репрессивными методами. В 50-е годы Румыния  осуществила экономический  рывок, в частности, промышленное производство выросло в два раза, были отменены продуктовые карточки, снизились цены, были построены сотни новых промышленных предприятий, ликвидирована неграмотность.

28 декабря 1944 г. Венгрия объявила войну гитлеровской Германии, а 20 января 1945 г. подписала с союзными державами соглашение о перемирии. Одним из первых важных мероприятий правительства Венгрии весной 1945 г. была земельная реформа, в результате которой все крупные и средние землевладения были национализированы. В результате парламентских выборов в 1945 г. коммунисты потерпели поражение, получив 17% голосов. Абсолютное число голосов 57% получила ПМСХ, социал-демократы получили 17,4% голосов. В феврале 1946 г. Венгрия была провозглашена республикой, учрежден пост президента, им стал З.Тильди. Закон о Республике гарантировал гражданам буржуазно-демократические свободы и широкий спектр политических прав. Весной этого же года, в условиях роста недовольства масс инфляцией и перебоями в снабжении, рабочая и крестьянская партии выступили совместно. Был создан Левый блок, который выдвинул требования национализации крупных предприятий и шахт, установления контроля над банками. ПМСХ также поддержала эти требования, пытаясь таким образом сохранить коалицию. Программа КПВ по преодолению инфляции и стабилизации экономики была принята. В августе 1946 г. была введена новая устойчивая валюта – форинты и установлена новая система оплаты труда. Это позволило остановить инфляцию в стране и укрепить позиции КПВ. Политика национализации, усиление роли государства, переход к социализму – такова была программа коммунистов, которую поддержали Социал-демократическая и Крестьянская партии, против выступила только ПМСХ. Против нее было сфабриковано дело об антиреспубликанском заговоре против «Венгерского сообщества». Лидеры партии были либо арестованы, либо вынуждены были эмигрировать. К середине 1947 г. партия ПМСХ практически прекратила свое существование. Таким образом, на парламентских выборах 1947 г. КПВ получила большинство голосов. Итоги выборов открыли путь к созданию тоталитарного государства.

После победы на парламентских выборах компартия стала крупнейшей парламентской партией. Летом 1946 г. Коммунистическая партия  и Социал-демократическая партия  объединились. Была создана «единая пролетарская партия», названная Венгерской партией трудящихся (ВПТ). Генеральным секретарем, фактически главой ВПТ, стал М.Ракоши. Программа ВПТ объявляла партию единственной и исключительной партией народной демократии. Была поставлена задача  «построения социалистического общества». В основу  программы партии были положены принципы марксизма-ленинизма, а также учение И.В.Сталина о классовых врагах. Хотя большинство партий и не было запрещено, их активная политическая деятельность прекратилась. В 1949 г. был создан Народный фронт независимости (НФН), который объединил все политические и общественные организации страны, признающие ведущую роль ВПТ. Во главе Центрального Совета НФН  стал М.Ракоши. Политическая борьба стала бессмысленной, а выборы формальными. Парламентские места заранее распределялись, выборы проходили по «единому списку». Отдельные партии и политики фактически не могли бороться за мандаты. После выборов в парламент по новой системе в 1949 г. победу одержал НФН. Таким образом, ВПТ стала единственной политической силой в стране.

В 1949 г. парламент принял новую Конституцию Венгрии. Страна провозглашалась государством рабочих и трудящегося крестьянства, в котором вся власть принадлежит народу. Во главе государства стоял Верховный Совет. Но фактически «четверка» руководителей (М.Ракоши, Э.Гере, М.Фаркаша, Й.Реваи) сосредоточила в своих руках неограниченную экономическую, военную и политическую власть. Государство получило название Венгерская Народная Республика. В стране фактически была установлена однопартийная диктатура советского типа.

Безраздельная и бесконтрольная власть «вождя» Венгрии М.Ракоши привела к беззаконию, преступлениям против народа. Преследование «врагов народа» не прекращалось до середины 50-х годов. Самым известным политическим процессом стало «дело Ласло Райка», бывшего секретаря компартии, обвиненного в антигосударственном заговоре и приговоренного к смертной казни.

Образование Германской Демократической Республики явилось прямым следствием разгрома германского фашизма. После капитуляции, которая была подписана 8 мая 1945 г., территория Германии на основании решений Ялтинской /февраль 1944 г./ и Потсдамской /июль-август 1945 г./ конференций была разделена на четыре зоны оккупации. Оккупация Германии войсками четырех держав /СССР, США, Великобритания и Франция/ преследовала мирные и демократические цели. В соответствии с Потсдамскими решениями союзники должны были принять все необходимые меры, чтобы искоренить германский фашизм и милитаризм и обеспечить мирное и демократическое развитие Германии. Вместе с тем в условиях острой конфронтации с Советским Союзом, исходя из одностороннего толкования и осуществления Потсдамских соглашений, западные державы взяли курс на раскол Германии. В 1948 г. на Лондонской конференции 6 стран-союзников было принято политическое решение о создании особого Западногерманского государства. В ответ на образование ФРГ, в восточной зоне при участии Советской военной администрации (СВАГ) было восстановлено местное самоуправление, которое конституировалось по советскому типу. Организационно-политическая роль в новом создаваемом государстве перешла к Социалистической единой партии Германии, действовавшей под руководством СВАГ. В марте 1948 г. был образован Немецкий народный совет, который должен был провести основные мероприятия по конституированию государства в советской зоне оккупации. В мае 1949 г. СЕПГ была разработана конституция советского образца, а также был образован межпартийный общественно-политический Национальный фронт демократической Германии. 7 ноября 1949 г. сессия Немецкого народного совета провозгласила образование восточного государства – Германской Демократической Республики. Высшим органом государственной власти была объявлена Временная народная палата.

Для Югославии, Польши, Румынии, Венгрии и др. первоочередной являлась задача ликвидации остатков феодализма. Крестьяне нуждались в земле и подвергались эксплуатации крупными землевладельцами. Без коренного решения аграрного вопроса невозможно было упрочнение народно-демократического строя.

Учитывая уровень развития капитализма  в сельском хозяйстве и укоренившиеся частно-собственнические тенденции тяготения крестьянства к земле, правительства стран Центральной и Юго-Восточной Европы не выдвинули сразу лозунга национализации всей земли. Они заявили, руководствуясь интересами крестьян, «земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает». В соответствии с этим принципом земли помещиков были изъяты и разделены между крестьянами, которые приобрели ее на льготных условиях в частную собственность. Вводился максимум владения землей. Отчужденная у крупных землевладельцев и тех, кто сотрудничал с оккупантами земля (более 15 млн га) была передана за небольшую плату бедным и средним крестьянам в собственность. Семьи партизан, семьи погибших на войне с немецкими и итальянскими фашистами  получили землю бесплатно. Некоторая часть земель оставалась в собственности государства для организации государственных хозяйств. В Польше, Чехословакии и Югославии  были конфискованы земли немцев, которых по решению союзных держав переселили на территорию Германии.

Аграрная реформа имела принципиально важное значение. Она ликвидировала помещичью собственность на землю и укрепила крестьянскую собственность. Уничтожила класс помещиков, покончила с пережитками феодализма, с остатками полукрепостнической и капиталистической эксплуатации в деревне. Повысила материальный уровень трудящегося крестьянства. Способствовала  подъему производительных сил села. Упрочила социальную базу народно-демократической власти.

Вторым важным социально-экономическим преобразованием в европейских странах народной демократии, революционным по своей сущности и значению, явилась национализация промышленности, банков и внешней торговли. И это при условии, что программы национальных фронтов не содержали прямого требования ликвидации капиталистической собственности. Они предусматривали изъятие собственности нацистов и их сообщников и наказание за национальное предательство. В результате национализации под государственное управление перешли предприятия, принадлежавшие немецкому капиталу и той части буржуазии, которая сотрудничала с гитлеровцами. Это, по сути, явилось политикой социалистической направленности.

В некоторых странах народной демократии, в зависимости от расстановки социально-политических сил и от уровня развития капитализма в прошлом, национализация затронула не только собственность нацистов и их сообщников, но и значительную часть крупной буржуазии.

В Болгарии, Венгрии и Румынии, находившихся под контролем союзной контрольной комиссии,  наступление на позиции буржуазии велись путем установления государственного и рабочего контроля над частными предприятиями, а не посредством  национализации.

Практически в 1945-1946 гг. коммунистическим и рабочим партиям удалось добиться того, что начался процесс изъятия собственности буржуазии и перехода ее в руки государства. Это означало выход за рамки программ национальных фронтов, переход от решения общедемократических задач к решению задач социалистического характера. Следовательно, уже на первом, демократическом этапе революции, осуществлялись некоторые мероприятия социалистической направленности, что свидетельствует о том, что революции в странах народной демократии вышли за рамки обычных буржуазно-демократических революций.

Проведение важнейших политических и социально-экономических преобразований на первом этапе революции повысило авторитет новой власти, усилило влияние коммунистических и рабочих партий. При поддержке Советского Союза компартии начали постепенное оттеснение своих союзников по национальному фронту с занимаемых ими позиций. Сохраняя за собой, как правило, посты министров внутренних дел и осуществляя контроль над органами государственной безопасности, а в ряде стран и над вооруженными силами, компартии в значительной степени определяли политику народно-демократических правительств, даже если и не располагали в них большинством портфелей. Им активно  помогали многочисленные советники  из СССР, занимавшие различные посты в силовых структурах в порядке «временного» прикомандирования.

По многим вопросам, которые решались новой властью, возникали противоречия между компартией и другими партиями национальных фронтов. Лидеры буржуазных и мелкобуржуазных партий считали, что с восстановлением национальной независимости, конституционного строя, наказанием политиков, военных и представителей делового мира за сотрудничество с гитлеровцами, проведением аграрной и других реформ задачи, провозглашенные в программах национальных фронтов, полностью выполнены. Они выступали за дальнейшее развитие государств Центральной и Юго-Восточной Европы по пути буржуазной демократии с внешнеполитической ориентацией на страны Запада и сохранением дружественных отношений с Советским Союзом.

Компартии, рассматривая установление строя народной демократии как этап на пути к провозглашенной ими конечной цели-построению социализма, считали необходимым продолжение и углубление начатых преобразований. Вслед за проведением аграрной и других реформ, частичной национализации собственности буржуазии, создания более или менее мощного государственного сектора экономики, коммунисты повели наступление на политические позиции буржуазных и мелкобуржуазных партий, вынужденных переходить в ряде случаев в оппозицию. По обвинению в заговоре против народной власти их деятели преследовались.

В 1947 г. во многих странах народной демократии Европы коммунистические партии сумели вытеснить из национальных фронтов своих союзников «справа» и укрепить собственные позиции в руководстве государством и экономической жизнью. Практически повсеместно в европейских странах народной демократии 1947-1949 гг. стали рубежными для перерастания первого – общедемократического – этапа революции ко второму этапу – этапу социалистических преобразований. Руководители некоторых компартий заявляли, что переход к строительству социализма может быть осуществлен иначе, чем в Советском Союзе – мирным путем, без диктатуры пролетариата и гражданской войны. Большинство руководителей компартий, отдавая приоритет советской системе построения социализма, также рассматривали народно-демократическую  власть как  переходную, которая постепенно перерастает в социалистическую. В первые годы существования народной демократии руководители компартий стран Центральной и Юго-Восточной Европы рассматривали советский строй как классический образец перехода к социализму, допускали возможность иного пути, при котором учитывались бы национальная специфика и существование межклассовых союзов, нашедших свое выражение в национальных фронтах. К сожалению, эта принципиально важная концепция не получила всесторонней разработки, она была намечена лишь в самых общих чертах. Дальнейшее построение социализма в европейских странах народной демократии пошло по советскому образцу, что стало непоправимой ошибкой.

Компартия СССР, анализируя опыт построения социализма в странах народной демократии, сделала важный теоретический вывод о том, что после Второй мировой войны образовалась мировая система социализма, сложился новый тип международных отношений, «основанный на принципах равноправия и национального суверенитета, всестороннего взаимовыгодного сотрудничества и братской взаимопомощи социалистических государств».

Организованными формами экономического и военно-политического сотрудничества мировой системы социализма стали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и Варшавский договор.

СЭВ был создан в январе 1949 г. Его членами стали Советский Союз и все европейские страны народной демократии, кроме Албании и Югославии. Постоянно расширяя и совершенствуя свою деятельность, СЭВ играл важную роль в развитии экономических связей стран социализма. В первое время СЭВ занимался координацией торговых связей участников этой организации. Однако главной формой экономического сотрудничества стала обязанность СЭВ координировать народнохозяйственные планы соцстран. Координация народнохозяйственных планов позволила значительно расширить специализацию и кооперирование производства между членами СЭВ. Так родились взаимовыгодные формы экономического сотрудничества в рамках единой энергетической системы европейских социалистических стран. С 1963 г. начал функционировать нефтепровод «Дружба», идущий из Советского Союза в Польшу, ГДР, Чехословакию и Венгрию. С начала 1964 г. начал операции Международный банк экономического сотрудничества, обязанностью которого стало осуществление многосторонних расчетов стран-членов СЭВ. В 70-80-х гг. формы экономического сотрудничества стали более разнообразными и сложными.

Одной из форм военного сотрудничества стран социализма явилось заключение в мае 1955 г. Варшавского договора, который являлся оборонительным союзом, имеющим своей целью коллективную защиту социалистических стран от внешней агрессии. Кроме того, существовали различные межправительственные военно-политические комитеты и комиссии коммунистических и рабочих партий по выработке стратегии и тактики социалистического строительства.

Таким образом, политический выбор государств Центральной и Юго-Восточной Европы был обусловлен, прежде всего, внешним фактором, связанным с советским влиянием. Коммунисты, предложившие   идею особого пути к социализму, завоевали симпатии значительной части населения. С Советским Союзом связывались надежды народов Восточной Европы отстоять идею национального суверенитета на международной арене. Столь благоприятная обстановка была использована для совершения коммунистических переворотов. В конце 40-х годов коммунисты монополизировали государственную власть во всех странах, что привело к формированию тоталитарных государств, в основном, копировавших советскую систему СССР.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!