Исторические условия возникновения абсолютной монархии в России

11 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

На рубеже XVII-XVIII вв. в России происходит утверждение аб­солютной монархии. Главными чертами абсолютной монархии являют­ся: сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной вла­сти в руках наследственного монарха, право монарха распоряжаться налоговой системой и государственными финансами, разветвленный бюрократический аппарат, централизация и регламентация государ­ственного и местного управления, наличие постоянной армии и поли­ции, регламентация всех видов службы и состояния сословий.

В эпоху абсолютизма прекращается деятельность органов сослов­ного представительства (Земского собора и Боярской думы).

Вторая половина XVII в. в истории России была отмечена значи­тельным развитием производства и торговли, образованием всерос­сийского рынка, что нашло отражение в Таможенном уставе 1653 г. и Новоторговом уставе 1667 г. Повысилась роль купечества в хозяй­ственной и отчасти политической жизни страны, расширились его права и привилегии. Купцы все чаще привлекались московским правительством для выполнения поручений в области финансов, установления торговых связей с другими государствами, в дипломатической сфере.

В свою очередь экономическое развитие России и образование все­российского рынка сопровождалось наступлением феодализма на крес­тьянские массы. Соборное Уложение 1649 г., закрепостившее кресть­ян, создало правовую основу для новых, еще более жестких форм эксп­луатации крестьянского труда, основанных на принуждении. XVII в. про­шел под знаком выступлений сельского и городского населения, много­численных антифеодальных восстаний. Обострившиеся социальные про­тиворечия нашли отражение в своеобразномдвижении, каким стал рас­кол Русской Православной Церкви. Поводом к нему послужило реше­ние патриарха Никона и царя Алексея Михайловича о внесении исправ­лений в церковные книги и изменений в порядок церковной службы. Инициатива в проведении церковной реформы исходила от правитель­ства, которое при ее осуществлении вступило на путь прямого принуж­дения, карательных мер против инакомыслящих, среди которых был зна­менитый протопоп Аввакум. Раскол, широко распространившийся сре­ди низов общества, приобрел характер социального протеста. Старооб­рядцы не принимали крепостного порядка с его закрепощением личнос­ти, авторитарной государственной властью, подчинением государству духовного мира человека. Тенденция к утверждению абсолютизма вос­принималась ими как торжество неправедных начал, приход антихрис­та, которым сначала был объявлен царь Алексей, а затем и Петр I.

Важнейшей задачей феодально-крепостнического государства было удержание в повиновении крестьянских масс и городских низов. Но государственный аппарат, сложившийся в период сословно-пред­ставительной монархии, был не в состоянии с ней справиться. Адми­нистративная система допетровской Руси с большим трудом подавила крестьянскую войну под предводительством Степана Разина, которая показала необходимость реформ, направленных на укрепление фео­дально-крепостнического строя. Эти реформы в первую очередь дол­жны были коснуться карательного механизма государства, а затем рас­пространиться на всю государственную систему России.

К концу столетия абсолютистские тенденции в развитии отече­ственной государственности проявились совершенно отчетливо. Сни­жается, а затем и вовсе исчезает всякое значение государственных институтов, которые имели немалый политический вес в предшеству­ющее время. К ним относятся прежде всего земские соборы, которые к концу XVII в. перестали созываться, Боярская дума, которая ранее могла противопоставить самодержцу мнение боярской аристократии по тому или иному вопросу, и Церковь, политическое значение кото­рой падает. Одновременно идет чрезвычайно важный по своим послед­ствиям процесс роста и консолидации бюрократии в особый соци­альный слой, а затем и сословие, права и привилегии которого со вре­менем получают закрепление в законе.

Для перехода к абсолютизму были и причины внешнеполитичес­кого характера. Образование всероссийского рынка влекло за собой развитие внешней торговли, возможности которой были ограничены из-за отсутствия удобных морских портов. Архангельск (главные мор­ские ворота страны) был слишком удален от центра и мировых торго­вых морских путей. Отсюда возникает задача получения выхода к морю, возвращения морского побережья, отторгнутого от России в прошлом. Эта задача могла быть решена только силой. Но выиграть войну у мо­гущественных соседей России (Швеции и Турции) боярско-автокра-тическое государство с его расшатанным, не отвечавшим современ­ным требованиям аппаратом было не в состоянии. Требовалась иная, более мощная и дееспособная государственная конструкция, которая могла быть создана только в результате широкомасштабных реформ, направленность которых была обусловлена не только жизненно важ­ными потребностями России, но и притягательностью моделей госу­дарственного управления, обеспечивших другим странам переход на рельсы ускоренного развития.

Эпоха Нового времени внесла существенные коррективы в про­цесс рационализации управления. Рост экономических связей, вели­кие географические открытия, появление и распространение книгопе­чатания, технических знаний и изобретений объединяют мир в единую цивилизацию, каждый элемент которой выступает лишь как часть си­стемы. В этих условиях отставание в темпах прогресса грозило обер­нуться утратой государственного суверенитета или вытеснением на периферию исторического развития. Организация государственного управления передовых стран в такой ситуации неизбежно становится образцом для подражания, эталоном желательного переустройства для других государств. Такой путь «догоняющего развития» принято назы­вать модернизацией. Поскольку в Новое время в качестве эталона модернизации выступали страны Западной Европы, его можно опре­делить и как «европеизацию», что указывает не столько на его сущ­ность, сколько на ориентацию.

Все три модификации процесса рационализации (догоняющее раз­витие, радикальные реформы и повышенный интерес к европейским образцам) впервые в отечественной истории нашли наиболее полное выражение в преобразовательной деятельности Петра I, а затем и в последующих крупнейших реформах административной системы России (прежде всего в реформах Александра II). Вот почему вопрос о причинах, характере и результатах петровских преобразований явля­ется центральной темой в изучении истории государственных реформ в целом (вплоть до конца XIX столетия).

Реформы Петра I привели к консолидации и закреплению сослов­ного строя, изменили отношения между государством и Церковью, в ходе реформ было изменено административно-территориальное деле­ние, центральное и местное управление, создана кадровая армия. Глу­бокой модернизации подверглась российская правовая система, осо­бенно в сфере публичного права.

Реформы Петра способствовали становлению абсолютизма в Рос­сии и его законодательному закреплению. В странах Западной Европы абсолютизм сформировался на завершающем этапе развития феодаль­ного государства, когда на арену истории начала выходить быстро на­биравшая экономический вес буржуазия. В этих странах абсолютист­ское государство, оставаясь по своей природе феодальным, было вы­нуждено лавировать между буржуазией и дворянством, в результате чего возникает эффект его самостоятельности, независимости по от­ношению к противоборствующим социально-классовым силам. В Рос­сии исторические условия возникновения абсолютизма были несколь­ко иными. Здесь дворянство в конце XVII - начале XVIII в. находи­лось в расцвете, а русскому купечеству было еще далеко до трансфор­мации в буржуазию. Относительное равновесие между ними (как в Западной Европе) отсутствовало.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!