Исторические условия формирования культуры стран Ближнего и Среднего Востока

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В своих главных чертах, наиболее существенных для современ­ного состояния культуры рассматриваемых стран и ее влияния на человеческую цивилизацию, эта культура сложилась в рамках Араб­ского халифата в VII-X веках в процессе культурного взаимодей­ствия арабов с народами, вошедшими в состав созданного ими государства. Поскольку само государство возникло на базе реали­зации некоторых идей новой религии - ислама, его культуру часто называют исламской или мусульманской. Вместе с тем в ее создании самое активное участие принимали представители самых разных народов и конфессий, в том числе христиане.

Художественные традиции покоренных арабами народов под­верглись заметному регламентирующему воздействию ислама, в результате чего сложился своеобразный единый арабо-мусульман-ский эклектический стиль, впитавший приемлемые для ислама южновизантийские и иранские элементы.

Арабская культура творчески переплавила и развила три основ­ных цивилизационных пласта: собственно народов нынешних араб­ских стран, в большинстве своем принадлежащих к семитской группе (за исключением древних египтян, относящихся к хамитской группе семито-хамитской языковой семьи) - в наши дни это глав­ным образом арабы, ассирийцы, эфиопы и евреи; византийского и иранского (или, иначе, персидского). Взаимное воздействие этих культур началось еще задолго до возникновения ислама и происхо­дило в рамках эллинизма, представлявшего собой в значительной мере общую культуру, созданную на развалинах империи Алексан­дра Македонского.

До принятия ислама (начало VII века) арабы жили в основном на территории Аравийского полуострова, были кочевниками или земледельцами (в оазисах или на юге полуострова, где горные и предгорные районы создавали для этого условия), находившимися в стадии перехода к ранней форме классового общества. На юге, в Йемене располагались процветающие благодаря торговле ладаном и другими благовониями государства Саба, Химьяр и другие, кото­рые, однако, во времени возникновения ислама переживали упадок. Характерным элементом доисламского периода (так называемая «Джахилийя» - период неверия, язычества) была развитая, особен­но у кочевников-бедуинов, устная народная словесность. По своему развитию культура арабов того времени в некоторых отношениях уступала культуре Византии (она была распространена на террито­рии современных Египта, Сирии, Турции и Персии), но не была полностью изолирована от нее. Среди местного населения были не только язычники и последователи местных культов, но и христиане, иудеи и зорострийцы. Многие элементы этих религий вошли в ислам, проповедовавший более последовательную веру в Единого Бога.

Под знаменем ислама арабы, используя взаимное истощение Византии и Персии в беспрерывных войнах, быстро захватили значительную часть Византии, всю Персию и создали обширное государство - халифат, простиравшийся от берегов Атлантического океана до границ нынешнего Китая. Именно в рамках этого госу­дарства исламский мир достиг вершины своего развития во всех сферах, в том числе и в культурной.

В мусульманской культуре был разработан своеобразный синтез философии и практики искусства, науки и поведения в повседнев­ной жизни «человека из общества». При этом учитывались особен­ности возникновения арабо-мусульманской цивилизации, неотъем­лемым компонентом которой стал, порой героизированный, порой осмеянный, образ внешне примитивного и малопонятного осталь­ному миру бедуинского общества.

Этот первоначальный примат филологического начала в собст­венно арабско-бедуинской культуре (после выхода мусульман за пределы Аравийского полуострова они воспримут науку и искусство других народов) своеобразно отразился в делении всей культуры на «чисто мусульманскую» и «чужеземную». Согласно аль-Хорезми (X век) «мусульманских наук» было 6 (юриспруденция, богословие, грамматика, китаба - искусство составлять послания и различные документы, поэтика, история), а «чужеземных» - 9 (философия, астрономия, логика, медицина, арифметика, геометрия, музыка, механика, алхимия). Показательно и то, что не существовало резкой грани между наукой и искусством, а следовательно, и проблемы «поверять» вслед за Сальери «алгеброй гармонию».

Стремление к знанию, своеобразный спрос на науку среди широких кругов прежде всего горожан привели к популяризации научных знаний в так называемой литературе адаба, где в занима­тельной манере преподносились наряду с элементами действитель­но научных сведений фантастические рассказы о дальних странах и экзотических животных, исторических деятелях и полулегендар­ных героях.

Синкретический характер средневековой мусульманской куль­туры проявился и в новом представлении о человеческом идеале, в котором отразились воззрения и психология творивших ее народов.

Новый идеал человека воплощался в типе адиба, человека, владеющего в совершенстве всеми знаниями, предусмотренными адабом. В известном смысле этот идеал рафинированной публики был антиподом прежнего староарабского героя-бедуина, носителя высоких «рыцарских» качеств, который для адиба был синонимом невежества, воровства и грабежа.

Под влиянием адаба и мусульманского этикета в известной мере облагородился европейский феодальный идеал, в соответствии с которым стало цениться не только владение мечом, но и умение сочинять стихи, сыграть партию в шахматы, быть учтивым и вни­мательным собеседником, следить за своей внешностью. Но и здесь рафинированность была весьма поверхностной и показной, к на­стоящей учености отношение было поистине барское.

Тем не менее несмотря на отмеченную ограниченность и обыч­ный разрыв между идеалом и жизненной реальностью, система адаба сыграла большую роль в выработке культурных навыков у достаточ­но широких слоев средневекового общества. Она указывала, что идеальный человек, будь то ученый, правитель, богослов или судья, должен иметь такие качества, как храбрость, сдержанность, благо­разумие, благочестие, справедливость, образованность. Требования адаба распространялись и на искусство, они были своеобразным синтезом всего того, что должно окружать адиба, составлять среду его обитания. Это были и красивое, удобное жилище, одежда, предметы обихода, надежное и изящное оружие, мастерски приго­товленная пища, приятная музыка и многое другое.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!