Исторические события, научные открытия и философия в XVII веке

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Эпоха XVII века, которую в культуре, в искусстве принято называть эпохой барокко, была крайне многообразной во всех своих проявлениях: политических, социальных, научных, культурных. Это время народных движений, войн, первых революций, создания абсолютистских государств, возникновения весьма значительных философских систем (достаточно назвать хотя бы Декарта), пере­воротов и открытий в науке (Галилей, Ньютон и др.). В искусстве складываются и развиваются национальные школы: каждая из них имела свою специфику и достигла расцвета в творчестве великих мастеров.

Испания считала игом владычество австрийской династии Габсбургов. Протестантские идеи, утвердившиеся в XVI в. в Германии и Австрии, здесь не прививались. Тридцатилетняя война (1618—1648) между Габсбургами и их сторонниками с одной стороны и их противниками (Англия, Франция, Дания и др.) с другой привела к разорению Европы. От франко-испанской войны сере­дины века пострадала и Италия, поскольку военные действия велись на ее территории.

Все эти трагические события находят отражение в поэзии разных стран и направлений, которыми богата эпоха барокко. Так, герман­ский поэтАндреас Грифиус пишет стихотворение «Слезы отечества, год 1636»:

Мы все еще в беде, нам горше, чем доселе. Бесчинства пришлых орд, взъяренная картечь, Ревущая труба, от крови жирный меч Похитили наш труд, вконец нас одолели.

В руинах города, соборы опустели, В горящих городах звучит чужая речь. Как пересилить зло? Как женщин оберечь? Огонь, чума и смерть... И сердце стынет в теле.

В Италии, стране величайшего взлета культуры предшествую­щей эпохи Возрождения, влиявшей на другие государства Европы, военным бедам сопутствует упадок в экономической жизни. Тор­говля и промышленность подорваны вследствие перемещения ос­новных торговых путей на Черное море после захвата Констан­тинополя турками, конкуренции Голландии, Англии, Франции.

Борьба отдельных итальянских государств нарушает внутрен­нюю связь раздробленной страны. Экономический упадок усили­вается и тем, что капиталы поглощаются их владельцами. Это время процветания непомерной роскоши, безудержной расточительности, чудовищного разложения нравов господствующих классов.

«Внешняя культура растет и ширится. Нищая и разоренная Италия имела репутацию страны легких и изящных удовольствий, страны искусств и веселой жизни. Для богатых удовольствия и развлечения становились все богаче и разнообразнее»,— писал в своей «Истории Италии» академик Е.В. Тарле. «Чужеземное влады­чество, глубочайшее политическое ничтожество, полный экономи­ческий упадок...» — характерные обстоятельства этого времени (2, 68-69).

Наличие сил противодействия существовавшему порядку дока­зывается тем, что свободолюбивые устремления эпохи нашли свое отражение в философии, науке, литературе, эстетике, изобразитель­ном искусстве этого времени.

Многие теоретические выступления этой эпохи носили утопи­ческий характер, первым из них была знаменитая утопия Томмазо Кампанеллы «Город Солнца». Монах с пятнадцатилетнего возраста, Кампанелла, сочинявший разного рода поэтические произведения, не удовольствовался только литературными трудами, хотя и они отличались «дерзким стилем». Он возглавил восстание бедноты на юге Италии. «Город Солнца», в котором Кампанелла представил идеальное общество, управляемое людьми просвященными и бла­городными, общество равных и счастливых людей, явился по существу коммунистической утопией. Восстание, вдохновленное Кампанеллой, ознаменовало начало XVII в. В середине века вспых­нуло грандиозное восстание неаполитанцев под предводительством рыбака Мазаньелло (1647). «Среди бесцветных политических дея­телей... выделяется Мазаньелло»,— писал Тарле (2,78).

Конец XVII в. отмечен не менее значительными восстаниями в Савойе, Мессине, Сицилии. Одним из выражений народных вол­нений в промежутках между этими крупными взрывами был так называемый в старых источниках «крестьянский бандитизм». По­стоянство этого явления, большое количество и состав его участ­ников, его организованность — доказательства того, что это движение было формой народного протеста. Народное недовольство находило свое выражение и в еретическом движении, распростра­нившемся, главным образом, на севере Италии. К сожалению, имеются лишь смутные указания о событиях, связанных с этим движением. Итальянская история тех времен, как ни странно, вообще глубоко и серьезно еще не изучена. Но сообщений о мерах, принятых для прекращения ересей, борьбы с ними, об отдельных фактах достаточно, чтобы судить об их немаловажном значении. Так, в 1614 году в Неаполе существовала мистическая секта, руко­водимая монахиней, сестрой Джулией де Марко де Сепино. Ее считали еретической, о ней пишут источники того времени. Не случайно, что это происходит в Неаполе, так как тут господствуют чужеземцы — испанцы.

Однако не следует считать подобные явления только итальян­скими. О разбойничьих шайках, разорении упоминают и очевидцы — французские авторы, а испанские с горечью и страхом рассказыва­ют, что страна наводнена бродягами. «Ополчение нищих» (сго-quants), как его называют источники,— крестьянское восстание на Юге Франции требовало выборов «народного трибуна» — управи­теля, вождя деревень, выдвинутого всем «обществом».

Автор начала XIX в. Ж. Лебуассюр в предисловии к своей книге приводит текст подобного Наказа (1638): «Удвоившаяся повинность вкладывает в наши уста слова того человека, который будучи депутатом от сословия в своей стране и видя, что некий государь удвоил талью, сказал ему, чтобы он дал...» Затем перечисляются все необходимые возмещения убытков, причиной которых является «удвоенная талья» (побор) (3, 463).

Характерны названия этих народных волнений: «армия страда­ний», «армия страдальцев», «восстание босоногих» и т. д.

Другим мощным противодействием беспорядкам, тяготам этого времени представляются наука, литература, искусство. Развиваются естественные науки. На XVII в. падают последние годы работы Галилео Галилея. Его ученик, итальянский математик и физик Э. Торричелли (1608—1647) известен в веках как открыватель атмос­ферного давления, изобретатель барометра.

У. Гарвей изучает кровообращение. Создается «королевское Лондонское общество» для развития естественных наук. В 1645 году Р. Бойль возглавил «Невидимую коллегию», общество натуралистов, собиравшееся раз в неделю. Бойль имел химическую лабораторию, занимался астрономией. Ему покровительствовал король Карл II. Можно не говорить о значении научной деятельности И. Нью­тона.

Не менее громки имена философов того времени. В Англии Ф. Бэкон (1561—1626) —лорд-канцлер при короле Якове I. Бэкон приложил много сил для утверждения господства науки, ее новых методов получения выводов, сделанных на основе эксперимента, принципов, анализа, верховенства разума. В утопии «Атлантида» (1617) он описал идеальное общество. Последователи Бэкона пред­лагали идею общественного договора — договора между властью и обществом. Ученик Бэкона Т. Гоббс (1588—1679) строил всю сис­тему мироздания на основе математики, в частности геометрии. Гоббс утверждал, что мир бесконечен. Самое же известное сочине­ние Гоббса «Левиафан» посвящено государству, его отношению с обществом.

Знаменитый французский ученый и философ Р. Декарт (1596— 1650) создал аналитическую геометрию, предложил использовать систему координат на плоскости и в пространстве. Родоначальник рационализма, он выдвинул знаменитую формулу: «Мыслю, следо­вательно, существую», а также «Во всем сомневаюсь». Позиции скептицизма отстаивал и французский философ Пьер Бейль (1647— 1706), творчество которого посвящено определяющим для европей­ской философской мысли вопросам: отношения философии и науки с религией и теологией, отношения религии и нравственности и другие. Бейль был решительным защитником веротерпимости, чем навлек на себя ненависть как католических, так и протестантских ортодоксов.

В Нидерландах наиболее значительной была философия Б. Спи­нозы (1632—1677), в основе которой лежал пантеизм — понимание природы и Бога, как единой субстанции и утверждение тождества воли и разума.

Помимо выдающихся ученых, имена которых были приведены выше, в рассматриваемый период работали исследователи, внесшие меньший вклад в науку, но совмещавшие ее с литературной и общественной деятельностью, вроде папского химика и медика Дж. Ф. Борри, пламенно выступавшего в литературно-публицисти­ческих произведениях против Испании, призывавшего к активной борьбе с нею. Против Испании была направлена и деятельность Ф. Паллавичино (1618—1644), миланского каноника, автора ориги­нального жанра — новеллы (их любили в эпоху Возрождения) на библейский сюжет («Иосиф», «Самсон», «Вирсавия» и т. п.), а также книг по священной истории. Многие из них были направлены против пап и кардиналов, и Паллавичино кончил свою жизнь трагически — он был обезглавлен.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!