Исторические особенности формирования Византийской империи, их влияние на культуру Византии

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В истории мировой художественной культуры Византия сыграла выдающуюся роль. Время существования этого государства пример­но совпадает с хронологическими рамками Средневековья. И имен­но византийская культура во многом определила развитие художественной культуры в Европе Средних веков. Не осталась в стороне от этого процесса и русская земля. «Нам не следует бояться признания огромной роли Византии в образовании славянской культуры — посредницы и отдельных национальных культур сла­вян,— писал Д.С. Лихачев.— Славянские народы не были провин­циальными самоучками, ограниченными своими местными интересами. Через Византию и другие страны они дышали воздухом мировой культуры» (1; 82).

Византия образовалась в 395 году в результате распада огромной Римской империи, переживавшей глубокий внутренний кризис, на две обособленные части. Случилось это в год смерти императора Феодосия Великого, разделившего между двумя сыновьями Запад­ную и Восточную Римскую империю как самостоятельные владения. В состав новой, Византийской империи первоначально вошли Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, острова Эгейского моря, Палестина, Египет, Киренаика, Кипр, Крит, части Месопо­тамии и Армении, некоторые районы Аравии, земли в Крыму и на Кавказе.

Еще раньше, в 330 году, из Рима, терявшего роль центра империи, столица была перенесена далеко на восток, где на берегу Босфора располагался древний греческий город-колония Византии. Отсюда и пошло название Византия. Новая же столица, в честь своего основателя,римского императора Константина, была названа «городом Константина» — Константинополем.

Византийская империя просуществовала чуть более тысячи лет, создав свою особую культуру, сыгравшую такую роль в развитии культуры общемировой, переоценить которую невозможно.

В 1453 году, когда турками-османами был взят Константино­поль, Византия прекратила свое существование, но ее культура нашла мощное продолжение и в Западной Европе и особенно в России.

Каковы же специфические особенности византийской культу­ры, и чем они порождены?

Прежде всего — это уникальная в истории человечества встреча Востока и Запада, их долгий союз, давший жизнь целому ряду новых, молодых культур. Византийская культура органично объединила греко-римскую античную культуру и культуру восточную, создав на этой основе прочный сплав далеких друг от друга традиций, знаний, навыков, мировоззрений и обычаев. И все это вместе стало основой для развития самобытной культуры и прекрасного искусства.

Другая важная особенность состояла в том, что идеи первона­чального христианства, облеченные в форму православия, были подхвачены Византией и стали основой единения ее многонацио­нального населения, превратившись в доминанту византийской культуры.

Нельзя не отметить, что рубеж, с которого начиналась собст­венно византийская культура, был очень высоким. Ведь именно она явилась наследницей и преемницей античной культуры. Византий­цы называли свое государство Ромейским (римским) царством, Константинополь — «Новым Римом», своего императора считали законным наследником римских цесарей. И действительно, когда в 476 году под натиском варваров пала Западная Римская империя, знаки императорского достоинства были отосланы в Константино­поль.

Фактически на протяжении всего периода Средневековья Кон­стантинополь оставался первым городом христианского и мусульмайского мира. В XII в. о нем писали: «Город из городов, светоч вселенной, слава мира, матерь церквей, основа веры, покровитель наук и искусств, отечества и очаг красоты» (2; 173).

Как для народов мусульманского, так и для христианского мира Константинополь долгое время оставался средоточием и недосяга­емым образцом архитектуры, живописи, философии, теологии, науки, музыкального искусства. Это способствовало распростране­нию влияния византийской культуры на культуры многих народов.

Тысячелетняя история Византии знала подъемы и спады, победы и поражения, в результате чего изменялись границы империи и пределы распространения ее культуры. Временем наибольшего про­цветания Византии и ее внешнего могущества стала эпоха импера­тора Юстиниана (527—565 гг.). Принципы правления этого властителя формулируются как «единое государство, единый закон, единая религия».

Что означали эти принципы применительно к Византии?

В огромную империю ромеев входили разнородные в хозяйст­венном и культурном отношении области, многие города, в том числе такие крупнейшие культурные центры, как Александрия (в Египте), Антиохия и Дамаск (в Сирии), Эдеса (в Месопотамии), Тир и Бейрут (в Финикии), Эфес, Смирна, Никея (в Малой Азии), Иерусалим (в Палестине), Фессалония и Коринф (в европейской части). Но высшим судьей, военачальником, вершителем судеб всех своих подданных был император. Он олицетворял гармонию и порядок в многоликом государстве.

Культ императорской власти, представление об империи как о наиболее совершенном государственном устройстве, пришли в Ви­зантию и с Востока, и с Запада. С одной стороны — восточные деспотии, с другой — римская имперская идея, провозглашавшая государство высшей и незыблемой ценностью.

Две эти составляющие представлений византийцев о наиболее совершенном государственном устройстве при общности своей основы имели и существенное различие. Восточный деспот — хо­зяин государства, римский владыка и сам должен подчиняться законам. «Единый закон» — принцип правления, пришедший с Запада и усвоенный Византией. Не случайно именно в Византии сохранили и записали Римское право, благодаря чему оно сохрани­лось до наших дней.

На его основе в правление Юстиниана была осуществлена грандиозная работа по составлению Свода гражданского права, в который, в частности, вошли: Кодекс Юстиниана — собрание рим­ских законов и указов римских императоров, и Новеллы — сборник законов самого Юстиниана. Позднее Свод гражданского права сыграл важнейшую роль в становлении права всех стран европей­ской культуры. Центром управления страной был Константинополь. Здесь рас­сматривались жалобы на решения провинциальных судов, здесь же создавались списки налогов, отсюда рассылались сборщики пода­тей. А во главе всей системы централизованного управления госу­дарством стоял император.

Однако централизации управления и единодержавия было не­достаточно для полного обеспечения государственного единства. Требовалось нравственное, духовное объединение населения Ви­зантии, пестрого по этническому составу, образу жизни, роду занятий, культуре, религиозным верованиям и обрядам. Основой этого мог стать принцип «единства религии». Такой опорой визан­тийской государственности стало христианство в его восточной, православной форме.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!