Источники древнерусского права

30 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Первоначально основным источником права у славян, как и у других народов, был правовой обычай. Возникнув в условиях родоплеменных отношений, обычаи получают поддержку формирующегося государства, которое начинает принуждать к исполнению этих норм. Появляется обршное право. Обычное право выражается в однообразном повторе­нии юридическихдействий в различных сферах жизни общества, напри­мер при сделках (магарыч, рукобитье), уголовном преследовании (при­менение кровной мести за убийство родственника). Довольно часто от­ражение норм обычного права мы видим в пословицах и поговорках.

Обычное право весьма консервативно, часто оно сохраняет влия­ние и в условиях, когда уже складываются государство и все институты права. На Руси долго считали, что поступать по старине — значит по­ступать по праву. В то же время обычное право, не будучи закреплено в законе, способно изменяться вместе с жизнью. К древнейшим нор­мам обычного права восточных славян относились кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, многоженство, особая сло­весная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др. Часть их мы обнаруживаем в древнерусском законодательстве уже в качестве формализованных норм права, часть их видоизменяется, не­которые утрачиваются. Кровная месть, например, запрещается в XI в. и заменяется денежным штрафом. Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют «Законом русским», который, видимо, являлся устным сводом норм обычного права.

Правовой обычай длительное время оставался основным источником права и в условиях развития писаного права, постепенно трансформиру­ясь из племенного обычая в территориальный. На обычае (пошлине), т.е. заведенном порядке, которому надлежало следовать ради сохранения мира, базировались поземельные отношения, отношения князя сдружиной, пе­редача княжеского престола и многие другие отношения.

Безусловно, в обычном праве различных частей территории ран­нефеодального Русского государства имелись существенные расхож­дения. Однако отдельные имеющиеся сведения об обычаях, принятых в том или ином регионе Руси, не позволяют строить предположения о характерных особенностях региональных правовых систем.

Первыми дошедшими до нас письменными памятниками древне­русского права были договоры Руси с Византией. Русские летописи донесли до нас тексты договоров князя Олега 911 г., князя Игоря 944 г. и князя Святослава 971 г.

Упоминаемый в источниках договор 907 г. многим исследователям представляется сомнительным и толкуется как вымысел летописца или следствие путаницы в летоисчислении. Из-за одновременного существо­вания в Киевской Руси четырех систем времяисчисления: 1) константи­нопольской, считавшей годом сотворения мира 5508 до Р.Х.; 2) относя­щей начало мира к 5504 г.; 3) «антиохийской» — 5500 г.; 4) «болгар­ской», в основе которой лежал лунный календарь — один и тот же дого­вор мог быть при объединении начальных известий в сводупомянутдваж­ды, с разницей именно на четыре года'.

Эти договоры носили международно-правовой характер и содер­жали византийские и древнерусские гражданские, процессуальные и уголовные нормы права. Они регулировали торговые и военные отно­шения между двумя государствами, устанавливали виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершенные на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Эти договоры демонстрируют довольно высокий уровень права Руси, выступавшей в них как равный партнер Визан­тийской империи. В договорах 911 г. (ст. 5) и 944 г. (ст. 6) прямо ука­зывается на существование к этому времени Закона русского (в пер­вом случае) и устава и закона русского (во втором), на основе кото­рых законодатель разрешает спорные вопросы.

На раннем этапе развития науки истории отечественного государ­ства и права высказывалось мнение, что договоры отражают сканди­навское право, право дружинников. Однако исторические сравнитель­но-правовые исследования показали его необоснованность, за исклю­чением норм, типичных для подавляющего большинства раннефео­дальных обществ, никаких аналогий со скандинавскими нормами в до­говорах выявлено не было.

Большую роль в праве Древней Руси играли византийские и болгарс­кие источники права. Принятие христианства на Руси означало создание в русском государстве церковной иерархии и появление особой социаль­ной группы духовных лиц. Разумеется, вхождение в русскую жизнь столь сложного института, как православная церковь, вызывало необходимость правового урегулирования новых отношений, и вполне естественным было заимствование хорошо разработанных норм византийского права. Пере­несение византийских правовых памятников на русскую почву и их прак­тическое применение были связаны также с тем, что киевская митропо­лия являлась составной частью константинопольского патриархата и по­этому руководствовалась его правовыми нормами.

Из Византии на Русь пришли сборники церковного права: Номо-канон(законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг (сбор­ники канонических и юридических установлений).

Ко времени принятия Русью христианства в греческом мире были распространены два номоканона: в 50 титулов и в 14. Номоканон в 50 титулов был составлен из двух сборников: первый имел каноническое содержание: это был свод церковных правил; второй — сборник свет­ских законов по делам церкви, включал выборку из разных новелл и состоял из 87 глав. Номоканон в 14 титулов, приписываемый патри­арху Фотию (883 г.), также был составлен из канонов и светских зако­нов. Первоначальная редакция номоканона в 14 титулов относится к VII в., в период же патриаршества Фотия он был пересмотрен и до­полнен постановлениями шестого и седьмого Вселенских соборов и соборов поместных, бывших при Фотии. На Руси использовались в переводах на славянский и при дальнейших обработках русского цер­ковного права оба номоканона.

Из сводов светских законов Византии на Руси хорошо знали Экло­гу императоров Льва Исавра и Константина Компронима. Эклога — так кратко именовали кодекс византийского права VIII в., изданного в правление исаврийской (иконоборческой)династии, полное название которого таково: «Выборка законов вкратце, учиненная Львом и Кон­стантином, мудрыми и благочестивыми царями, из Институций, Ди-гест, Кодекса и Новелл Великого Юстиниана, с исправлением в смыс­ле большего человеколюбия». Официально Эклога была отменена после падения иконоборческой династии, поскольку содержала поло­жения, направленные против интересов духовенства (ограничение цер­ковных иммунитетов, расширение монастырского землевладения и т.п.). Но поскольку свод оказался чрезвычайно удачным, а адекватно заменить его не было возможности, Эклога длительное время после официальной отмены сохраняла свое значение как источник права и в таковом качестве была воспринята на Руси.

Использовался также Прохирон — сборник, изданный между 870 и 878 гг., призванный вытеснить из употребления Эклогу и возвратить византийское право к юстиниановым началам. На Руси Прохирон стал известен под заглавием «Градской закон».

И Эклога, и Прохирон были принесены на Русь первыми христи­анскими епископами, поскольку являлись необходимыми источника­ми церковного суда. Однако вопрос о моменте появления на Руси пер­вых славянских переводов византийских судебников остается нерешен­ным. Первые древние русские кормчие содержали не полные перево­ды этих памятников, но только извлечения. Достоверно известный пер­вый полный перевод Прохирона, имевший хождение на Руси, содер­жался в сербской кормчей, полученной митрополитом Кириллом II из Болгарии уже после монгольского нашествия (предъявлена собору 1274 г., собравшемуся во Владимире-на-Клязьме).

Усвоение христианской культуры, более тесное общение с Визан­тией и другими странами произвели настоящий переворот во всех сфе­рах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковному праву и было подвергнуто пересмотру.

Кроме права Византии, использовались правовые сборники и дру­гих славянских народов, например болгарский «Закон Судный людем».

По мере становления государственности Древней Руси повышает­ся роль законодательства, хотя в данный период оно носит спорадическии характер. Правотворческая деятельность князя проявляется весьма поздно — сначала в виде отдельных судебных решений (как про­яснявших обычай, так и вводивших новые нормы), а затем уже в зако­нодательном порядке. Наибольшее значение среди памятников этого рода имеют Русская Правда и уставы князей.

Русская Правда была нацелена на установление единообразных правовых отношений, имела характер общего правового установления. Княжеские же уставы являлись по преимуществу локальными актами, призванными установить правовой статус отдельного субъекта права (например, монастыря). Однако, будучи в большинстве случаев даны отдельным субъектам, в дальнейшем они выступали образцами пра­вового регулирования сходных отношений. Это значение уставов под­тверждается тем, что практически ни один из них не дошел до нас в виде, близком к первоначальному. Они неоднократно переделывались, дополнялись, перерабатывались в соответствии с изменением ситуа­ции для адекватного регулирования предусмотренных отношений.

Среди княжеского законодательства наиболее важное значение имели Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, Устав князя Все­волода, а также уставные грамоты монастырям и церквам, например, уставная грамота князя Всеволода Мстиславича Новгородского церк­ви Иоанна Предтечи на Опоках, устав новгородского князя Святосла­ва, уставная грамота князя Ростислава Мстиславовича, грамота вели­кого князя Мстислава и сына его Всеволода Юрьеву монастырю. Они содержат положения о церковной десятине, которую со времен Вла­димира русская церковь получала из казны на содержание, церковные люди освобождались уставами от всяких сборов и частично от юрис­дикции княжеского суда, церковь получила право надзора за правиль­ностью мер и весов, совершения брачного союза и др. Уставы, таким образом, позволяют выяснить отношения государства и церкви, помо­гают восстановить правовые нормы, не нашедшие отражения в Рус­ской Правде.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!