Испанская живопись XVII века

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Среди национальных школ XVII в. одно из центральных мест занимает Испания — великая держава того времени.

Крупнейший испанский художник первой половины XVII в. — Хосе де Рибера (1588—1652). К числу его лучших живописных произведений принадлежит «Св. Агнесса». Интересен сюжет легенды об Агнессе. Когда ей было 13 лет, она получила предложение выйти замуж за сына римского чиновника, который пленился ее красотой. Но Агнесса была христианкой и отказалась от брака с язычником. Тогда отец юноши приказал отвести Агнессу "в обще­ственный дом и раздеть догола. И тут ее волосы мгновенно отрасли настолько, что покрыли ее наготу подобно платью, а неудачливый жених, хотевший совершить над ней насилие, упал на пол и ослеп. Уступая просьбам его друзей, Агнесса благородно вернула ему зрение, тем не менее ее обрекли на сожжение. Но случилось чудо и из огня она вышла невредимой. Впоследствии Агнесса была причислена к лику святых. Картина Риберы очень поэтична и по образу Агнессы, которую художник написал со своей дочери Анны, и по цвету, золотисто-коричневым тонам на фоне свободного пространства заднего плана, и по свету, озаряющему фигуру девуш­ки.

Испанским художникам этого времени свойственна героика ощущения жизни, внутренняя страстность, значительность образов и, конечно, высокое мастерство.

К шедеврам испанской живописи рассматриваемого периода относят и работы Франсиско Зурбарана (1598—60-е гг. XVII в.). Первым учителем Зурбарана, крестьянского сына, был не столько художник, сколько ремесленник, занимавшийся раскраской дере­вянных статуэток. Но талант и усердие Зурбарана позволили ему достигнуть совершенства в искусстве. Он стал придворным худож­ником испанского короля, одного из самых значительных на ис­панском престоле — Филиппа IV.

Большинство картин Зурбарана написано на религиозные темы. Они отличаются выразительностью и суровой монументальностью («Молитва св. Бонавентуры» и другие). Зурбарана окружали обра­зованные и известные люди, такие, как теоретик искусства Фран­сиско Пачеко. Среди его друзей — слава и гордость не только испанской живописи XVII в., но и мировой культуры — Диего де Сильва Веласкес.

Веласкес (1599—1660), тоже придворный художник Филиппа IV, исполнял к тому же функции королевского церемониймейстера. Он запечатлел целую галерею вельмож и грандов двора короля Филип­па IV с присущим ему даром скорее видеть, чем чувствовать, и ничего не скрывать. Веласкес всегда писал стоя, и потому глаза персонажа оказываются на уровне глаз зрителя и смотрят как будто прямо в них, что само по себе, да еще при остроте передачи характерных черт натуры, ее осязательности, тонкости живописных переходов и чисто испанской строгости цвета, делает образы Вела-скеса запоминающимися. Таков, например, портрет сурового идальго, как предполагают, Хуана Матеоса — начальника королевской охоты, автора книги «Происхождение и достоинства охоты». Пор­трет написан в период расцвета искусства Веласкеса (1635—1640), когда после поездки в Италию его кисть приобрела еще большую свободу и подвижность, живопись — воздушность, а цвет — боль­шее богатство оттенков любимых художником черных и серых тонов.

Подчас в отношении живописного мастерства Веласкесу отдают пальму первенства среди художников всех времен и народов, что, конечно, спорно. Но такая высокая оценка объясняется особенно­стями и несомненными достоинствами живописи художника: со­зданием иллюзии прозрачного воздуха, света, лаконичностью художественных средств, их легкостью, просветленностью палитры. Веласкес никогда не теряется в частностях и деталях. Он представ­ляет как бы общую концепцию создаваемого образа.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!