Искусство ведения беседы

Очень трудно перечислить все формы речевого этике­та, необходимые в жизненных ситуациях. Но еще на одну необходимо обратить внимание, это — беседа. В любом разговоре как минимум участвуют двое. О чем мы говорим? Обо всем, в зависимости от обстановки, характера встречи, степени знакомства, общности интересов. А о чем можно говорить? Тоже обо всем, кроме того, что может кого-то оскорбить и обидеть.

Нетактично ругать кого-то «за глаза», смаковать чу­жие личные и семейные проблемы, нетактичны лесть во всех видах и расхваливание своих достоинств (и недостат­ков тоже), невежливы насмешка, двусмысленная репли­ка, намек. Стоит ли говорить о работе? Наверное, этого не избежать, особенно если встречаются коллеги по работе или люди с общими профессиональными интересами. Смешно говорить о погоде, если всех собеседников больше волнует реорганизация учреждения, где они работают. И наверняка вы не будете обсуждать неурядицы на рабо­те, любуясь закатом на морской прогулке.

Важно не о чем говорить, а как говорить.

Во-первых, не так громко, чтобы ваш разговор не при­влекал внимания окружающих.

Во-вторых, не гримасничая и умеренно жестикулируя.

В-третьих, не перебивая собеседника, терпеливо вы­слушивая даже то, что вам знакомо, и то, с чем вы, быть может, не согласны. Ведь существует только один способ стать хорошим собеседником — уметь слушать. Совсем не обязательно тут же вступать в спор, пытаясь доказать свою точку зрения: «И совсем это не так...», «А я лучше знаю...», «Ничего ты в этом не понимаешь...».

Гораздо тактичнее сдержанно, корректно и аргумен­тированно (дослушав до конца) возразить: «Мне кажется, что...», «Я думаю, что...».

В-четвертых, меньше говорить о своих собственных бедах, в меру — о детях и внуках, без излишней откровен­ности, без «шепота на ушко». Следует быть вниматель­ным к собеседнику. Бестактно не отвечать на вопросы или делать вид, что вы этот вопрос не расслышали.

В общем, вежливый человек умеет не только говорить, но и слушать.

Уже отмечалось, какое значение в нашей речи имеет интонация, которая придает словам определенный от­тенок и, как правило, дополняет смысловое содержание сказанного, выражает эмоции.

Овладение языком эмоций, понимание интонацион­ного строя речи происходят в процессе индивидуального развития человека очень рано. Ребенок, не понимающий

смысла обращенной к нему речи, уже понимает и реаги­рует на интонацию. Даже не зная языка, довольно легко отличить приветствие и просьбу, поощрение и осуждение, а в дополнении с жестами иногда и слов не надо.

В то же время различные народы имеют свою специфи­ческую систему речевого поведения, свои правила. Поэто­му, встречаясь с незнакомым человеком, особенно с жи­телем другой страны, следует быть предельно вежливым, корректным, приветливым и внимательным не только к тому, что, но и как мы говорим.

В ходе ведения беседы мы получаем слуховые и зритель­ные ощущения. Говорящий человек находится в поле наше­го видения. Поэтому не последним делом являются его оде­жда, прическа, мимика, жестикуляция, осанка. Внешние черты говорящего человека могут привлекать внимание, вызывать приятные ощущения и желание слушать. Отсут­ствие вкуса в подборе отдельных частей гардероба, хмурое выражение лица, монотонный или повышенный голос, слишком живая жестикуляция раздражают слушающих, отталкивают взгляд, что вызывает, без сомнения, непри­язнь и, следовательно, затрудняет беседу.

Одежда и манеры многое говорят о человеке, дают пер­вые — хорошие или плохие — впечатления. Однако в зна­чительно большей степени человека характеризуют манера ведения беседы, богатство словарного запаса, соответству­ющий ситуации тон — словом, культура речи. Очень хоро­шо говорит об этом старинная польская пословица: «Можно узнать по языку то, что происходит в голове». Обладание красивой и одновременно логичной речью позволяет дос­тичь успехов в работе, в общественной деятельности, в по­литике. Необходима она и при дружеских контактах.

Важным компонентом беседы является также кон­такт, связь партнеров по разговору. Контакт этот поддер­живается с помощью зрительных и слуховых ощущений,

поэтому разговаривающие должны быть обращены лицом друг к другу. Лицо человека говорит о его настроении, психике. По нему можно прочесть, как собеседник вос­принимает содержание разговора, интересен ли ему этот разговор.

Возникший контакт должен характеризоваться вза­имностью. Собеседники высказывают свои замечания, формируют взгляды, задают вопросы, отвечают, дают до­полнительные объяснения, т.е. поддерживают разговор. Отсутствие взаимности, равнодушие на лице и формаль­ные ответы — это противоположность живого, интересно­го разговора.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!