Искусство Нидерландов в XVII веке

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Однако, хотя с точки зрения развития стиля барокко Италия остается словно бы ведущей, пожалуй, на первый план в изобрази­тельном искусстве и прежде всего в живописи выходят Нидер­ланды — Фландрия, страна, подчиненная Испании, с правитель­ницей инфантой Изабеллой, и Голландия, отстоявшая свою неза­висимость в жестоких сражениях с войсками испанского герцога Альба. Именно этим странам принадлежат имена самых великих, не менее славных, чем титаны Возрождения (Леонардо, Микелан­джело, Рафаэль, Тициан), для всей истории искусств мастеров:

Рубенса во Фландрии и Рембрандта в Голландии.

О Рубенсе, его жизни и искусстве написаны тысячи книг и статей. В истории искусств не известно ничего подобного его радостному, здоровому, великолепному искусству. Он создал неве­роятное количество произведений, исчисляемое тысячами.

Питер Пауль Рубенс (1577—1640), подобно великим фигурам Возрождения, проявил себя в разных сферах деятельности: он был дипломатом, блестяще выполнявшим свою миссию, придворным (с детских лет был пажом правительницы Изабеллы), удостоился дворянского звания, дружил и сотрудничал с выдающимися людьми эпохи. Он обладал блестящими способностями не только к искус­ству, принадлежал к числу самых образованных людей своего времени. Прекрасно знал латынь, свободно владел всеми европей­скими языками, изучал и знал древности, написал труд о генуэзских дворцах Возрождения, и по их образцу построил свой великолепный дом. Он собрал замечательную коллекцию произведений искусства.

Он объехал почти все страны Европы. Был в Италии, хорошо знал ее искусство, познакомился с испанским искусством, почерпнул необходимое для себя из него и сам в свою очередь оказал влияние на его развитие, как и на искусство других стран.

Он был мастером как ученой, так и светской беседы, которую мог вести одновременно с работой над живописным полотном. Работал необыкновенно быстро и свободно.

Среди других талантов он обладал и даром настоящей, высокой и вместе с тем жизненной любви: любви к своей первой жене, умной и все понимающей Изабелле Брандт, после безвременной смерти которой, он не работал несколько лет. Его второй женой, которой он гордился и любил не менее преданно, чем первую, была самая красивая женщина Фландрии Елена Фоурмен. Когда он женился на ней, ей было 16 лет.

Главной темой Рубенса был человек, живая и земная любовь, можно даже сказать, страсть. Он был привержен к жизненной полноте, силе, размаху, буре движения. Он часто изображал обна­женные фигуры, осязаемое, часто грузное, теплое, полнокровное тело, налитое пышным цветом жизни и обычно выделенное светлым пятном на темном фоне. Таковы его парадные картины вроде «Триумфа Марии Медичи», мифологическая — «Ио, Меркурий и Аргус» и многие, написанные с натуры обнаженные модели. Так, он пишет Елену Фоурмен — среди таких полотен прекраснейшей считают картину «Елена Фоурмен в шубке» — в шубке, накинутой на обнаженное тело. Во всех женских образах раннего времени, как говорят, есть предчувствие будущей Елены, в том числе и в образах женщин, подобных Изабелле, а в поздних, похожих на Елену,— воспоминание об Изабелле.

Рубенс — виртуоз и портретной живописи, его многокрасочная палитра, широта живописной манеры, свобода кисти передают фактуру одежды, цветовые нюансы, нюансы воздушной среды. Вкус Рубенса проявлялся и в его собственной одежде. Когда он работал, он часто в то же время принимал гостей, мог диктовать письма, слушать музыку; при этом он надевал свое лучшее платье. В портретах Рубенса аксессуары, фоны — пышные занавеси и т. д. не мешали, а способствовали раскрытию характера персонажа, про­никновению в его внутренний мир (автопортреты, известный «Пор­трет камеристки» и др.).

Его бесконечная любовь к жизни и миру проявляется и в пейзажах плодородной и пышной земли Фландрии. Таков, напри­мер, фон «Охоты на кабана». Рубенс любит необычные эффекты, стремится энергично воздействовать на зрителя, чему всегда спо­собствует мастерство композиции, красочность, свойственный ему горячий колорит.

Рубенс никогда не писал теоретических трудов по искусству. Но многие свои взгляды он изложил в письмах: деловых и письмах к друзьям. Письма представляют интересное собрание коротких ли­тературных текстов, написанных с присущим художнику талантом. Недаром о них писала А. Ахматова.

У Рубенса была большая мастерская, в которой учились и работали ученики. Их было много, их привлекала слава Рубенса, но они всецело попадали под его влияние. Тем не менее среди них были и такие, чье творчество составило славу фламандской школы.

Первейший из них — Антонис Ван-Дейк (1599—1641). Его назы­вали лучшим учеником Рубенса, вернее было сказать отчасти уче­ником и помощником. Он пришел к Рубенсу по существу сложившимся художником. Ван-Дейк совершенствовал свое искус­ство, широту кисти, виртуозность исполнения. После нескольких картин на мифологические и религиозные темы он всецело посвятил себя портрету, в котором имел большой успех: среди них «Мужчина в черном», «Портрет воина в латах». В последние годы жизни Ван-Дейк работал при дворе английского короля. В его поздних портретах появилось некоторое однообразие и даже штамп. И все-таки слава Ван-Дейка оставалась прежней.

По общему признанию Ван-Дейк мог показать человека с его самой лучшей стороны во всей его красоте. Таков красивейший портрет прекрасной и серьезной «Виолончелистки», по предполо­жению, то ли возлюбленной художника Маргарет Лемон, то ли его жены, с которой он прожил последние два года жизни. Сам дух музыки, грации и красоты в своем единстве витает над этим портретом.

Лицо фламандской школы XVII в. определяли также и два других ученика Рубенса: Ф. Снейдерс и Я. Иордане.

Якоб Иордане (1593—1678) писал бытовые сцены, которым придавал иногда характер мифологический, как в картине «Сатир в гостях у крестьянина», где персонажем обычной сцены в кресть­янском доме становится спутник Вакха, бога вина, лесной житель — сатир.

Франс Снейдерс (1579—1657) — мастер очень больших полотен, почти всегда изображающих предметы «мертвой натуры», то есть «натюрморты» (от франц. naturemorte — мертвая натура). Натюр­морты Снейдерса с хаотично разбросанными овощами, фруктами, битой птицей представляют живой рассказ о жизни предметов. Они написаны широкой бурной кистью и всегда декоративны. В них присутствуют и живые существа: кошки, собаки, люди. Фигуры людей приписывал иногда сам Рубенс.

Именно натюрморт, а также бытовой жанр, пейзаж и портрет — изображения, непосредственно связанные с реальной жизнью,— составили непреходящую славу голландского искусства XVII века.

Художники бытового жанра, пейзажа, натюрморта столь мно­гочислены, а их работы так распространены, что они получили название «малые голландцы». Можно упомянуть самые громкие имена: в натюрморте — это Питер Клас и Биллем Хеда; самая известная картина последнего — «Завтрак с ежевичным пирогом». В пейзаже, пожалуй, более всего знаменит и значителен Якоб Рейсдаль (1628—1682). Интенсивная жизнь природы выражает че­ловеческие страсти; она будто говорит человеческими голосами, и потому Рейсдалю вовсе не обязательно изображать человеческие фигуры. Его пейзажи безлюдны. Наблюдения натуры художник совмещает с придуманными мотивами.

Соотношения двух стихий природы — небесной и земной, вол­новали всех голландских мастеров пейзажа. Сопоставляя функции этих стихий, усиливая контрасты колорита, Рейсдаль достиг пре­дельной остроты.

Самый популярный портретист и крупный мастер голландской живописи — Франс Хальс (ок. 1584—1666). Нельзя не упомянуть и его учителя — художника К. Ван Мандера, прославившегося скорее в качестве биографа нидерландских мастеров — местного Вазари. Хальс был председателем гильдии св. Луки в Гарлеме, городе, где он жил. Расцвет искусства Хальса падает на 20—30-е годы XVII в. Его картины виртуозны; их немного и они часто вводят в соблазн похитителей. Такой случай произошел и на одной из выставок в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, когда был похищен портрет кисти Хальса, привезенный из Одес­ского музея (в Москве нет ни одной работы Хальса). К счастью, портрет был найден. Этот случай послужил сюжетом для детектив­ного фильма «Возвращение св. Луки». Хальс писал групповые портреты членов различных гильдий, главным образом стрелковых, на заказ. Как и другие полотна Хальса, они отличаются совершен­ством композиции. Ломкий динамичный силуэт, открытый широ­кий мазок кисти — главные средства выразительности Хальса. Художник любит холодные тона, свободные, светлые нейтральные фоны. Именно у Хальса появляется характерное и для голландской жанровой живописи разнообразие типов, в том числе из среды, далеко не почтенной: «Цыганка», «Малле-Баббе» — старая, непри­ятная на вид колдунья и т. п.

Но, разумеется, вечной гордостью Голландии остается Ре­мбрандт Гарменс ван Рейн (1606—1669). Для своего времени Ре­мбрандт был образованным человеком, хотя и сыном мельника. Отец ценил его дар и давал ему возможность учиться. Кроме обучения живописи Рембрандт учился в одном из лучших универ­ситетов Европы — Лейденском.

Считают, что рембрандтовское искусство выросло на почве народной голландской культуры, однако и сторонники и против­ники этого взгляда признают, что это искусство переросло не только народную культуру, но и все искусство своей эпохи.

Автор одной из самых лучших книг по искусству Нидерландов Э. Фромантен («Старые мастера», 1875) назвал Рембрандта «Мощ­ным гением», «художником, единственным для своей страны, для всех стран своего времени и всех времен» (6, 46). «Жизнь Рембран­дта, как и его живопись, полна полутонов и темных углов. Насколько Рубенс является в своей общественной и частной жизни таким, каким он был в яркий полдень своего творчества — ясным, луче­зарным, блещущим умом, полным веселья, горделивой грации и величия, настолько Рембрандт как будто прячется и все время что-то скрывает и в искусстве и в жизни» (6, 102).

И действительно, рассказать о жизни Рембрандта, тем более кратко, не так-то просто. И потому стоит воспользоваться образным и впечатляющим повествованием немецкого писателя Э. Людвига, конечно, в коротком пересказе. Э. Людвиг красочно представляет приезд Рембрандта в Амстердам в жаркий летний день. Его удивляет все: и весь мировой город, и его постройки,— все, что принадлежит Остиндской компании,— экзотика разных народов, биржа, много­язычие, яркость и пестрота, «охота за счастьем». Рембрандт снимает квартиру у художника Хендрика Эйленбурга, не столько художника, сколько торговца (сейчас сказали бы «галерейщика»). Появляются первые заказы, приходит успех и даже мода — мода на Рембрандта. Он пишет портреты (и следует подчеркнуть, что портрет — силь­нейшая сторона его творчества). Заказчики платят деньги и требуют сходства и красоты. Для гильдии врачей первый врач города, знаменитый хирург Тульп заказывает групповой портрет (подобный тем, что писал Хальс). Так появляется одна из выдающихся ранних картин Рембрандта «Анатомия доктора Тульпа». Штатгальтер (на­местник) Голландии Вильгельм Оранский заказывает художнику цикл картин на тему «Страстей Христа».

К Рембрандту приводят девушку из Фрисландии, богатую на­следницу, маленькую, белокурую с веселыми глазами и нежным телом в кружевах и жемчугах. Ей любопытно посмотреть на картины модного художника из Амстердама. Он пишет ее портрет. Ей понравился художник, и когда он просит ее руки, она, Саския ван Эйленбург, говорит «да». Ее опекун в неистовстве: художник — грубиян и женится на ее деньгах. А для Рембрандта счастье и в ее любви, и в возможности быть свободным в искусстве. Брак все же состоялся, хоть и не сразу.

Искусство Рембрандта отличалось прежде всего любовью к человеку, гуманизмом. Тематика его творчества многообразна: ре­лигиозные сюжеты, мифология, история, портреты, жанровые сце­ны. Но главным всегда остается индивидуальность человека, его характер, его душевные устремления. Художник всегда изучает натуру, свою модель, не ограничиваясь изображением внешних черт. Он угадывает духовное начало, внутренний мир своей модели. Поэтому портреты Рембрандта часто называли биографическими. Нередко художник по нескольку раз возвращался к изображению одних и тех же людей, но в разные моменты их жизни. Особенно это относилось к автопортретам, которых он написал великое множество, более ста, не считая всякого рода рисунков и набросков.

Счастливейшее событие жизни Рембрандта — женитьба — озна­меновано одной из его лучших ранних картин «Автопортрет с Саскией». Художник сидит, обернувшись к зрителю и высоко подняв бокал. На коленях у него — молодая жена. Он счастлив, молод, уверен в себе, нарядно одет. Свет, льющийся ниоткуда, как это часто бывает у Рембрандта, золотистым сиянием озаряет моло­дую пару.

Счастье длится недолго — 9 лет. Умирает Саския. Это начало трагических лет Рембрандта. Заказчики отвергают «Ночной дозор», одну из самых знаменитых картин художника. Она была заказана стрелковой гильдией, как и групповые портреты Хальса, и должна была служить чем-то вроде современной фотографии. Однако ху­дожник пишет улицу, по которой идут стрелки; на переднем плане появляются посторонние, к тому же странные люди, например карлица. А главных — заказчиков — трудно различить.

Рембрандту больше не заказывают картин. Дом продан за долги. Художник переселяется в бедный квартал — гетто Амстердама. Его жизнь скрашивает только забота и любовь преданной служанки Хендрике Стоффельс, которая становится фактически его женой и воспитывает его сына Титуса. Рембрандт неоднократно пишет ее портреты. Несчастья продолжают преследовать Рембрандта — рано умирает Титус, а потом Хендрике. Бедность и одиночество — удел позднего, последнего периода жизни художника.

Но такие великие фигуры, как Рембрандт, продолжают славный ряд титанов Возрождения. Судьбу Рембрандта и его значение очень кратко и метко охарактеризовал архитектор и искусствовед Д. Ар-кин. Он называет Рембрандта носителем духа Возрождения в усло­виях его времени: «Эти новые условия породили такие противоре­чия, каких не знал период Возрождения... Они дали жизнь новым темам, новым художественным коллизиям, новым исканиям... Творческий подвиг Рембрандта заключается именно в этом — в дерзновенной попытке осветить светом живописного искусства самые потайные глубины человеческой души... Живопись Рембран­дта — это прежде всего потрясающая повесть о жизни человека. Это его собственная жизнь, пережитые им радости и страдания... Не­счастья личной судьбы как будто способствуют раскрытию самых могучих сторон рембрандтовского гения» (7). Далее Аркин пишет о многообразии тематики Рембрандта и о способах его художест­венного решения — о великом открытии целой новой области живописных и, в частности, колористических средств, борьбе света и мрака.

Повествование Рембрандта о жизни весьма обширно: от мифо­логии, Библии до его современности и типичных ее персонажей, от богатых бюргеров до нищих. Известный искусствовед М.В. Алпатов относил к особым заслугам Рембрандта то, что он показывал мифологические истории так, словно бы сам их видел.

Рембрандт, быть может, не в такой феноменальной степени, как Рубенс, но тоже был весьма плодовит: насчитывают 600 полотен, 2 тыс. рисунков, 300 офортов — в том числе иллюстрации к Библии, жанровые сцены, портреты и, наконец, пейзажи.

Среди голландцев XVII в. нельзя не упомянуть Вермеера Дель-фтского (1632—1675). Биографические сведения о нем крайне скуд­ны, да и работ его сохранилось немного, но все они привлекают внимание зрителей, художников, искусствоведов, ученых. Полотна Вермеера, особенно ранние отличаются радостным настроением, широтой и жизненностью изображенных типов, например, картина «У сводни». Она отмечается ясной, уравновешенной композицией, точной и проницательной характеристикой персонажей, что обычно для Вермеера, по цвету, красочным акцентам.

Более поздняя, очень известная картина Вермеера «Читающая письмо» привлекательна своей красотой и живописным совершен­ством — в ней нет ни сюжета, ни характеристики персонажа, зато есть спокойствие, мир и любование гармонией мерцающего теплого света, колорита, удивительное мастерство натюрморта, простого и обыденного, занимающего передний план — яблок, рассыпанных на ковре.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!