Искусство как форма общественного сознания

16 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Марксистская концепция искусства как формы общественного сознания позволяет рассмотреть искусство, сопоставляя его с наукой, философией, моралью, правом, религией. Однако тезис о зависимости форм общественного сознания от экономики заставляет теоретика проделывать мыслительные фигуры высшего пилотажа, чтобы ответить на вопросы: почему античное искусство, родившееся на примитивной экономической основе и опиравшееся на общество, в котором господствовало рабовладение, созда­ло недосягаемую классику? Почему Шекспир появился в Англии не в период высшего ее экономического расцвета? Почему сегодня вовсе не наиболее экономически развитые нации дают художественные шедевры? Каков общественный или мыслительный механизм перехода от экономических явлений к художественным? Как в одну и ту же эпоху, в одной и той же стране, на одном и том же экономическом фундаменте появляются самые различные, а порой и противостоящие друг другу художественные явления? Таких вопросов много.

Несовершенство марксистской концепции искусства как формы общественного сознания, обусловленной экономикой, порождало и вульгарный социологизм, и схоластику борьбы «вопрекистов» и «благодаристов» (вопреки или благодаря своему мировоззрению создает шедевры гений), и идею партийного руководства искусством. Вместе с тем в концепции форм общественного сознания есть и важные рациональные моменты.

Объективное богатство реального мира и субъективное богатство человека и его потребностей вызвали к жизни разные формы общественного сознания (наука, философия, искусство, мораль, религия, политика, право). Они имеют общие черты: 1) развитие под воздействием исторической действительности; 2) относительная самостоятельность от действительности, объясняемая их самодвижением, их взаимовлиянием, ролью творческого наследия, традиций, технических навыков и приемов (в искусстве), мыслительного материала, накопленного в предшествующие эпохи (в философии), фактического материала (в науке); 3) осмысление реальности и обратное воздействие на нее.

Каждая форма общественного сознания имеет свою специфику. Каждая форма сосредоточивает свое внимание преимущественно на определенных сторонах и связях действительности и имеет свой предмет и свои функции (для искусства – это эстетическое богатство действительности). У каждой формы общественного сознания свой метод (у искусства – художественный), свое содержание (художественный смысл, художественная концепция мира и личности), свои внутренние закономерности развития (художественные взаимодействия с традицией, смена художественных направлений и художественно-концептуальных парадигм), своя форма выражения мысли (у искусства – художественные образы).

Мораль – носитель общественно устоявшихся принципов взаимоотношений между людьми. Осуществление этих принципов опирается не на силу закона (как это имеет место в праве), а на авторитет общественного мнения. Форма выражения мысли в морали – нравственные нормы. Искусство выше нравственности (Пушкин), однако оно одухотворяется гуманными моральными идеями. Мораль кристаллизует особый жанр литературы – басня (басни Эзопа, Лафонтена, Крылова).

Политика концентрированно выражает социальную жизнь. Политика – сфера взаимодействия между классами, социальными группами, между государствами и сфера осмысления этих взаимодействий. Влияние политики на искусство кристаллизуется в жанрах политического романа и памфлета. В России, лишенная возможности свободного выражения, политическая мысль часто выражалась через литературу. Это создало плодотворную традицию, которой мы обязаны появлением и «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева, и «Медного всадника» Пушкина, и поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», и романа Ф.М. Достоевского «Бесы», и повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Взаимодействие политики и литературы породило социалистический реализм. Негативный опыт этого направления свидетельствует о важности для художника сохранить независимость и свободу выбора (в том числе политических идей и ориентации). Независимость искусства от политики (что не значит отсутствие взаимодействия!) обеспечивает художнику самостоятельное место в культуре. Политика может быть искусством, а искусство политикой, но художник – не политик, у него свои задачи, цели, способ мышления. «Как могучий художник, Чехов сумел сохранить свою свободу от какой бы то ни было тенденциозности и предвзятости в своем творчестве. Чехов прежде всего был художник, а не политик» (Булгаков).

Философия сосредоточивает внимание на решении высших метафизических проблем бытия и на выявлении взаимоотношений бытия и мышления. Форма выражения мысли в философии – общеметодологические идеи, высшие метафизические идеи, философские категории и понятия. Философия взаимодействует с искусством: так, классицизм развивался на философском фундаменте рационализма Декарта; так, Толстой и Достоевский в своем творчестве выступают как оригинальные социальные мыслители; экзистенциалистская философия развивается не только в трактатах Хайдеггера и Ясперса, но и в драматургии и прозе Камю и Сартра. В творчестве Вольтера философия кристаллизуется в особый жанр – философская повесть.

Религия – сфера не знаний, а верований, утверждающих существование Бога. Религия имеет ряд конфессий: христианство (православие, католицизм, протестантизм), ислам (шииты, сунниты), иудаизм, буддизм, синтоизм, индуизм, языческие верования. Форма выражения религиозной мысли – молитва, религиозная заповедь, проповедь, исповедь, покаяние, заветы. Религия взаимодействует с художественным творчеством, что способствует возникновению шедевров во многих видах искусства. Кроме того, возникли и собственно религиозные жанры: в живописи – иконы, в музыке – религиозные гимны и духовные песнопения, в поэзии – религиозные стихи, в архитектуре – храмы, религиозные постройки (церкви, соборы, монастыри, мечети, синагоги, пагоды, дацаны).

Право – принципы социального общежития, регулирующие главные социальные отношения человека к дру­гим людям, к государству, к собственности. Право поддерживает порядок жизни в государстве и опирается на его авторитет и силу. Форма выражения правовой мысли: юридические постулаты, нормы, кодексы, уложения о наказании. Право взаимодействует с искусством, что способствует проникновению правосознания в сферу художественных образов и приводит к формированию особого жанра – детектива, в основе которого лежат идеи правосознания.

Наука имеет свой предмет и свои задачи (функции, практику). Предмет науки – вся действительность, взятая в свете задач данной науки. Наука сосредоточивает свое внимание на выявлении законов существования и развития явлений реальности. Форма выражения научной мысли – научные законы. Научная мысль движется через теоретическое обобщение фактов и через открытия. Наука взаимодействует с искусством. Это привело к возникновению технически оснащенных видов искусства – фотография, кино, телевидение; способствовало расширению технологических и художественных возможностей архитектуры, живописи и сформировало особый жанр – научную фантастику.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!