Искусство Египта периода Древнего царства

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

После объединения древнеегипетское государство достигло не­обыкновенной силы и могущества. На полях, орошаемых благодат­ным Нилом, трудились сотни тысяч крестьян и рабов. И вся мощь государства олицетворялась неограниченным владыкой—фарао­ном. Царь считался сыном бога солнца Ра, и в тронное имя фараона входило имя бога (Хафра, Менкаура). Еще большее значение при­обрел заупокойный культ; монументальные гробницы, храмы, скульптурные портреты должны были обеспечить земным владыкам вечную жизнь.

Архитектура. В искусстве Древнего Египта архитектуре принад­лежала ведущая роль. Еще издавна для захоронения мумий царей и вельмож сооружались из облицованных кирпичом земляных холмов так называемые «мастаба» (араб. скамья) — прямоугольные гроб­ницы. Позже эти сооружения стали делать из обработанных камен­ных плит. Поиски новых архитектурных форм для возвеличивания царской власти привели к появлению таких сооружений как пира­мида. В XXVIII в. до н. э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал удивительное, устремленное вверх сооружение из семи поставлен­ных одна на другую уменьшающихся мастаба высотой более 60 м. Это была первая ступенчатая пирамида. Имя создателя пирамиды навсегда вошло в историю Египта, и впоследствии знаменитый ученый и строитель был даже причислен к сонму богов. Последо­ватели Имхотепа, развивая дальше его идеи, пришли к созданию пирамид так называемого классического типа с гладкими гранями, поражавших воображение современников и далеких потомков. Не­далеко от древней столицы Египта города Мемфиса на западном берегу Нила в местечке Гиза высятся три великие пирамиды фара­онов Хуфу, Хафра и Менкаура. Величайшая из них пирамида Хуфу (Хеопса) достигает в высоту 146,6 м, длина стороны ее основа­ния — 233 м, площадь пирамиды около 50 тыс. кв. м. Строили пирамиду около 20 лет и на ее сооружение пошло 2 млн. 300 тыс. каменных блоков весом от 2,5 до 30 т. Блоки пирамиды были пригнаны друг к другу с удивительной точностью, а ее поверхность была покрыта отшлифованными плитами из известняка. В сердце пирамиды находилась погребальная камера с мумией фараона, заключенной в гранитной саркофаг. Древние зодчие соорудили над усыпальницей несколько пустот с перекрытиями, равномерно рас­пределявших колоссальную тяжесть каменной массы.

Пирамиды являлись центром целого комплекса сооружений. Их окружали гробницы придворных вельмож и родственников фарао­на, заупокойные храмы и ограды. Пирамиды олицетворяли границу жизни и смерти. Заупокойные храмы располагались на плодородном берегу Нила, оттуда дорога вела к пирамидам, на запад от которых начиналась безжизненная пустыня. Близ пирамиды фараона Хафра высится удивительная статуя так называемого Большого Сфинкса, фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Основу этого сооружения составляет известняковая скала, искусно обработанная мастерами. Размеры статуи огромны: длина 57 м, высота 20 м.

Скульптура. Канонические традиции определяли развитие и древнеегипетской пластики. Скульптура составляла неотъемлемую часть храмовых и погребальных комплексов. Человек изображался в статичных, фронтальных позах. Ваятели стремились создать впе­чатление монументальности, незыблемости, величавого спокойст­вия. Как правило, это либо стоящая с выдвинутой вперед ногой, либо сидящая на троне или на земле со скрещенными ногами фигура. Статуи окрашены в традиционные тона: мужские — в крас­но-коричневый, женские — в желтый цвет. Использовалась инкру­стация с помощью драгоценных камней и металлов. Традицион­ность изображений объясняется их ритуальным предназначением. По верованиям египтян статуи могли служить вместилищем души усопшего человека. В то же время такая задача требовала от мастеров передать сугубо индивидуальные, реалистические черты каждого человека, создавая как бы двойника умершего.

Ярким примером сложившегося стиля является статуя фараона Хафра наследника Хуфу. Царь изображен сидящим на резном каменном троне, поза его величава и неподвижна. Солнечный сокол Гор своими крыльями осеняет голову божественного владыки. Могучий фараон бесстрастно взирает на мир, ничто не может поколебать его власти, все прах у его ног. И все-таки это реальный человек, художник создал портрет, по которому мы можем судить о властном и непреклонном характере строителя второй великой пирамиды.

Классическими образцами пластики Древнего царства могут служить статуи царевича Рахотепа, его супруги Нофрет, вельможи Ранорефа. Лаконичными, даже скупыми чертами передано ощуще­ние ясности, спокойствия, умиротворения на пороге вечности.

Даже в рамках канона мастера древности стремились показать индивидуальность человека, раскрыть его внутренний мир, мир мыслей и чувств. Так, в портретной статуе царского писца Каи перед нами предстает образ хитрого, умного и осторожного слуги, готового немедленно выполнить волю господина. Его внимательные, широко распахнутые глаза, инкрустированные бронзой, алебастром, горным хрусталем,— настороже, раболепно, жадно ловящие слово или жест царя, рука занесена в готовности над свитком папируса.

Другой тип предстает перед нами в статуе царского сына Каа-пера. Это плотный, даже тучный человек с мягкими округлыми чертами добродушного лица. Он уверенно и неторопливо идет, опираясь на посох, его голова высоко поднята в сознании собст­венного достоинства. В научный оборот эта статуя вошла под названием «сельский староста». Так назвали ее рабочие-арабы на раскопках, настолько реален и узнаваем был образ человека, жив­шего 5 тысячелетий назад. А портрет знаменитого зодчего Хемиуна, строителя великой пирамиды фараона Хуфу, представляет нам властного, умного, энергичного и даже жестокого человека, волею которого великий замысел бы воплощен в жизнь.

Большую роль в искусстве Египта играли рельефы и росписи усыпальниц и храмов. И здесь были выработаны свои методы и приемы изображения. Использовался выпуклый барельеф и врезан­ный рельеф с углубленным контуром. Росписи делались по сухой поверхности минеральными красителями: охрой, сажей, тертым лазуритом, окисями меди. Иногда роспись создавалась с помощью заполнения специальных углублений цветными пастами. В рельефах и росписях сюжеты обычно располагались в виде фризов по поясам, последовательно рассказывая о том или ином событии. Также последовательно пояс за поясом располагались древние иероглифи­ческие тексты, врезанные в камень. Сама письменность служила своеобразным орнаментом, украшавшим поверхность стен. Перед нами последовательно проходят сцены сражений, охот, пиров и увеселений царей и знати. Мы видим и труд простых людей: земледельцев, скотоводов, рыбаков, кузнецов и мореходов. В на­стенных изображениях действуют те же каноны, выработанные еще в плите Нармера. Изображения фараона и богов имели большие размеры, чем изображения простых смертных, ракурс фигур вос­создает иллюзию объема.

В то же время в изображении простых людей допускалось вольное обращение с предписанными правилами. В усыпальницах царей и вельмож были найдены так называемые «ушебти» — мно­гочисленные статуэтки тех людей, которые должны были и после смерти служить своим господам: рабы, носильщики, музыканты, повара,— представляющие совершенно свободные, раскованные позы и жесты людей из народа, отличающиеся яркой выразитель­ностью, эмоциональностью, движением.

Многочисленные войны, восстания рабов, внутреннее перенап­ряжение и ослабление государства привели к кризису и гибели Древнего царства. В XXIII в. до н. э. Египет вновь распался на независимые области.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!